Главная > Актуальные комментарии > ТЭК > Ученые придумали, как США отказаться от импорта нефти

Ученые придумали, как США отказаться от импорта нефти

США могут полностью отказаться от импорта нефти и перейти на производство синтетического топлива. С таким громким заявлением выступила группа ученых из Принстонского университета

По мнению авторов исследования, для того чтобы избавить страну от необходимости покупать нефть за рубежом и значительно снизить выброс парниковых газов в атмосферу, США за 30-40 лет могут променять черное золото на синтетику. При этом ученых не смущают расходы на эту затею, которые могут превысить триллион долларов.

Подготовить доклад по переориентации экономики США с нефтепродуктов на синтетическое топливо ученых из Принстонского университета заставило несколько факторов. Это огромные выбросы CO2 в атмосферу при сжигании традиционного сырья и большие затраты страны на импорт нефти. Но главная причина – скорее, не экономическая, а политическая. А именно огромная зависимость США от импорта черного золота. Почти половина потребляемой нефти Штаты импортируют, при этом две трети поставок перерабатывают в бензин. Выход из, казалось бы, незавидной ситуации ученые нашли в синтетическом топливе, которое предлагают начать производить в огромных объемах. Независимые эксперты тем временем призывают не торопиться провозглашать синтетику новым американским топливом и считают, что в зависимости США от импортной нефти нет ничего плохого. Комментарий старшего аналитика Института финансовых исследований Кирилла Лебедева:

«Такая большая экономика будет зависеть от импорта нефти, и никуда от этого не деться. Более того, теория заёмного капитала подтверждает, что не всегда выгодно иметь только свои деньги, иногда выгоднее эти деньги занять. США импортируют много нефти, но вместе с тем американцы неплохо создают себе комфортные условия на Ближнем Востоке – основном запаснике нефти. Американские компании добывают нефть в России… Т.е. такой большой экономике просто не стоит пытаться городить огород».

Процесс производства синтетического топлива на основе угля, биомассы и природного газа – далеко не ноу-хау: технология была изобретена ещё в 20-х годах прошлого века. Но из-за больших производственных расходов синтетическое топливо не стало популярным. Вспомнить об этой технологии решили в последние годы из-за высоких по сравнению с прошлым веком высоких цен на нефть. По расчетам ученых из Принстонского университета, средняя цена производства синтетического эквивалента может составить около 95 долларов за баррель. Это сравнимо с текущей стоимостью нефти. Однако такая стоимость синтетики возможна только при массовом открытии производств, создание которых может обойтись в триллион долларов и более. И даже если в бюджетах американских нефтегазовых компаний завалялся в сумме лишний триллион, инициатива ученых утопична, считает Кирилл Лебедев:

«Что касается цифр, я считал это в своё время и могу сказать: на 2010 год экономическая целесообразность наступает при цене на синтетический баррель от 60 долларов. А цена синтетического барреля – 95 долларов. И есть очень много специфических производственных ограничений при производстве синтетики. Поэтому говорить о том, что Америка сможет заменить всю импортируемую нефть или хоть значимую часть, производство синтетики, я думаю, это не реалистично по крайней мере в сколь-нибудь обозримой перспективе».

Группа экспертов Принстонского университета утверждает: если сейчас их предложение может показаться нереалистичным, то при высоких ценах на нефть – например 150 или 200 долларов за баррель – к производству синтетики могут отнестись всерьез. Впрочем, эксперты считают, что спастись американским производителям от большой стоимости нефти – если, конечно, до этого дойдет – позволит увеличение в стране собственной добычи. И в помощь здесь – результаты так называемой сланцевой революции. Так считает директор Фонда национальной энергетической безопасности Константин Симонов:

«Соединенные Штаты, совершенно очевидно, будут делать ставку на добычу собственной нетрадиционной нефти, о чём много раз говорили. Поэтому, дело даже не в том, что США выгоднее сохранить зависимость от импорта. С зависимостью от импорта они будут бороться, но бороться не мифическими экспериментами в области синтетического топлива, а путем наращивания собственной добычи нетрадиционной сланцевой нефти. Поэтому, на самом деле вектор развития американской энергетики на ближайшие 15-20 лет совершенно четко определен».

Как бы там ни было, многие аналитики склонны полагать, что предложение ученых Принстонского университета, взбудоражившее экспертное сообщество, не имеет под собой весомых оснований. Вкладывать в создание заводов по производству синтетического топлива сейчас невыгодно. Особенно в рамках одной страны.

Автор: Кирилл Безверхий

Источник: Голос России, 04.12.2012


Специальный доклад:

Организация внутреннего рынка газа в России: тактика «малых дел»

Аналитическая серия «ТЭК России»:

Государственное регулирование нефтегазового комплекса в 2020 году и перспективы 2021 года
«Газпром»: жизнь после эпохи «больших строек»
«Газпром» близок к завершению главных газопроводных строек прошлого десятилетия. Запущены в эксплуатацию «Сила Сибири» и «Турецкий поток». «Северный поток-2» построен более чем на 90 % и должен быть завершен в ближайшие месяцы. Поступательно идет процесс разработки ресурсной базы на Ямале и в Восточной Сибири. В то же время конъюнктура на рынках газа – из-за второй теплой зимы в Европе подряд, опасений транзитного кризиса на Украине, пандемии COVID-19 и притока СПГ – вышла из-под контроля и достигла глубин, невиданных в последние 20 лет.
Налоговое регулирование нефтегазового комплекса: выбор приоритетов
Арктика: новый государственный приоритет
Арктика постепенно становится одной из основных экономических ставок. Арктика должна обеспечить загрузку Северного морского пути, создать спрос на продукцию российского машиностроения и новые рабочие места. При этом углеводороды, по сути, единственный реальный арктический сюжет. На первый план выходят не рентабельность и реальная окупаемость проектов, а их вклад в поддержание экономического роста государства. Поэтому и развивается «арктическая гигантомания».
Импортозамещение в нефтегазовой отрасли: мифы и реальность
Процесс импортозамещения был по-серьезному запущен после введения санкций 2014 года. Шесть лет – солидный срок, чтобы подвести предварительные итоги. С одной стороны, цифры не такие уж плохие – отрасль зависит от импорта уже меньше чем наполовину. С другой – это «средняя температура по больнице». И еще вопрос, что же считать именно российским оборудованием, с учетом активного использования иностранных комплектующих и особенно программного обеспечения. Видны примеры действительно успешного импортозамещения – но есть и не менее очевидные провалы.

Все доклады за: 2021, 20, 19, 18, 17, 16, 15, 14, 13, 12, 11, 10, 09, 08, 07 гг.

PRO-GAS
Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100
О Фонде | Продукты | Услуги | Актуальные комментарии | Книги | Выступления | Клиенты | Цены | Карта cайта | Контакты
Консалтинговые услуги, оценка политических рисков в ТЭК, интересы политических и экономических элит в нефтегазовой отрасли.
Фонд национальной энергетической безопасности © 2007
  Новости ТЭК   Новости российской электроэнергетики