Главная > Актуальные комментарии > Рейтинг событий месяца > Топ-лист событий 2012 года

Топ-лист событий 2012 года

Фонд национальной энергетической безопасности предлагает Вашему вниманию перечень наиболее значимых трендов отрасли за 2012 г. и готов прокомментировать свой выбор подробнее.

  1. Формирование новых органов управления нефтегазовой промышленностью

    После выборов президента России мы стали свидетелями масштабных перестановок в системе управления отраслью: вице-премьер Игорь Сечин возглавил «Роснефть», ответственным за ТЭК в правительстве оказался Аркадий Дворкович, ранее говоривший, что важная задача – это диверсификация экономики и сокращение доли сырьевого комплекса; бывший замминистра финансов Александр Новак стал министром энергетики. Новые кураторы отрасли попытались привнести определенную динамику: активно обсуждались и принимались законы о льготах, разрабатывалась новая концепция шельфовой политики. Но в целом на стратегические решения новые кураторы отрасли так и не решились – не решились на налоговую революцию, на либерализацию доступа к шельфу. Да, много было решений по льготам, но эти льготы – это не новая философия налогообложения. Т.е. стратегические проблемы перед отраслью остались. И очень жаль, что уже с мая началось противостояние двух комиссий - комиссии Дворковича и президентской комиссии, которую связывают с фамилией Сечина. Понятно, что здесь начинается «перетягивание каната», причем во главе угла лежат не стратегические задачи отрасли, а конъюнктурные интересы той или иной аппаратной группировки, и за этими интересами зачастую интересы отрасли в целом забываются.

  2. Решение «Роснефти» о поглощении ТНК-ВР

    Интрига развивалась весь год, итоговое решение было несколько неожиданным: «Роснефть» покупает не 50% компании, а 100%. Конечно же, многие заговорили о продолжении политики государственного капитализма, о том, что государство опять наращивает мускулы в нефтегазовом комплексе. В реальности ответ на этот вопрос дал Владимир Путин в своем послании 12 декабря, когда сказал, что госкапитализм – это не наш курс, наш курс – приватизация. Вряд ли президент лукавил. На самом деле, приватизация действительно является стратегической задачей Путина, и усиление государственных компаний – это шаг к их дальнейшей приватизации. Лучше продавать крупное. И «Роснефть» все равно будет приватизирована. То, что она сейчас поглощает ТНК-ВР – это продолжение стратегии «набухания» активами. Эта стратегия очень скоро сменится приватизацией активов. В этом есть и политический, и экономический смысл. Так что в целом госкапитализм – это некая страшилка, в реальности же очень скоро мы будем иметь дело с большой путинской приватизацией, которая затронет и нефтегазовую отрасль.

  3. 20-летний рекорд по добыче нефти

    В 2012 году мы поставили рекорд добычи за двадцатилетний период существования России как независимого государства. Конечно, эта цифра приятная, но возникают очень серьезные вопросы относительно способности и дальше ставить новые рекорды. Опять же, возвращаясь к первому пункту нашего рейтинга, назрели системные решения, которые бы изменили инвестиционную политику в отрасли, потому что потенциал старой ресурсной базы исчерпывается. Нужны новые рывки, а это требует гигантских вложений, особых условий на новых месторождениях и проектах. Поэтому здесь как раз крайне важно, чтобы государство пересматривало свою политику в отрасли.

  4. Запуск Бованенковского месторождения

    Еще один крупнейший наш успех за 20 лет - теперь в газовой индустрии. Месторождение на пике 115-120 млрд кубов добычи. Фантастический прорыв, которому было мало уделено внимания. Вообще, очень странно, что отрасль часто ругают, а когда происходят такие грандиозные прорывы, их практически не замечают.

  5. Конфликты между двумя комиссиями по ТЭК и, в частности, борьба за интеграцию сетевых государственных активов

    Это снова касается первого пункта нашего рейтинга. Действительно, после мая мы немало времени провели в наблюдении за этим «боксерским» поединком правительственной и президентской комиссий. И история с сетями очень показательна. Концепция менялась едва ли не каждую неделю – то ФСК поглощало МРСК, то никто никого не поглощал… Это означает, что сейчас в отрасли такая ситуация, когда никаких долгосрочных решений не принимается. Главное – кто из кланов в конкретный день сумел перетянуть канат на свою сторону и убедил президента в правильности того или иного выбора. Это, конечно же, формирует не только неясность относительно дальнейшего стратегического курса, но и приводит к полной дезориентации инвесторов. А самое главное - получается, что все решения являются временными.

  6. Первый стык «Южного потока»

    Несмотря на то, что еще нет экологического разрешения и вообще не все разрешительные процедуры пройдены, все же понятно, что «Южный поток» будет построен. Наверное, можно еще пересмотреть объем этого проекта, но в целом ясно, что 2012 год стал годом окончательного признания нашей неспособности договориться с Украиной. Через несколько лет Украина как транзитное государство перестанет существовать.

  7. Вторая нитка «Северного потока»

    Теперь уже две нитки «Северного потока» построены, 55 млрд кубов могут напрямую поставляться в ЕС. Проект, еще несколько лет назад казавшийся абсолютно невозможным, реализован. Уже даже стали говорить о возможности протянуть новые нитки в Британию. Впрочем, эти вопросы еще необходимо продумать тщательно с учетом ситуации на европейском рынке.

  8. Запуск ВСТО-2

    Завершены два крупных инфраструктурных проекта – «Северный поток» и ВСТО-2. Значение ВСТО-2 понятно: это позволит нарастить поставки на азиатские рынки. Конечно, главная проблема в том, что выход на азиатские рынки придется осуществлять за счет частичного ухода с европейского рынка. Но тут все упирается в добычу. Если вы не проводите мероприятия по росту добычи, то, увеличивая поставки в одном направлении, очевидно, что вы их сокращаете в другом.

  9. Решение Европейского Союза передать в суд дело по обвинению Газпрома в использовании дискриминационной политики по отношению к европейским покупателям

    Это вершина ухудшения наших газовых отношений. Европейцы сейчас одержимы идеей, что на их рынке наступил профицит газа. Идея весьма спорная и недальновидная, но ослепленные ею, европейцы вполне могут пойти на жесткие меры. И мы тоже можем ответить им жестко. Да уже и прозвучали заявления Газпрома о том, что будет резко ускорено строительство газопровода из Якутии во Владивосток, вслед за ВСТО-2 Россия начинает строительство и газовой трубы в сторону Азии. Это означает, что и в нефти, и в газе мы, сталкиваясь с недружественной политикой Европейского Союза, вынуждены предпринимать альтернативные шаги. Хотя, возможно, их экономическая целесообразность и не всегда понятна.

  10. «Атака прогнозистов»

    Весь год мы сталкивались с серией прогнозов, сводившихся к тому, что России уже нет места на мировой энергетической карте, а вот нетрадиционные углеводороды, которые, прежде всего, добываются в США, будут новыми королями. Особенно преуспело Мировое энергетическое агентство. Сперва оно выпустило доклад про новую версию «золотой эры газа», потом про иракскую нефть, потом про сланцевую нефть Соединенных Штатов. Общий посыл такой, что роль России неизбежно будет сокращаться. На наш взгляд, это такая попытка самосбывающегося прогноза, т.е. попытка убедить Россию в том, что инвестиции в новые проекты бесполезны: «Ребята, вы уже битву за мировые энергоресурсы проиграли, успокойтесь. Не нужен никакой арктический шельф, не нужны никакие инвестиции в проекты Восточной Сибири». Такие решения 2012 года, как отказ от финального инвестрешения по Штокману, разочаровывают. Очевидно, что в этих прогнозах многое притянуто за уши. Например, нельзя увеличивать экспорт газа из США и сохранять сверхнизкие цены на американском рынке. А если не будет сверхнизких цен в Америке, то лопнет вся стратегия возвращения промышленных производств в США. Поэтому совершенно очевидно, что правительство Соединенных Штатов не заинтересовано в расширении экспорта из Америки, но эти моменты в докладах не учитываются. Логика прогнозов понятна: авторы этих предсказаний и не думают предугадать будущее. Их задача в другом – прогнозами повлиять на сегодняшние решения. На такие прогнозы надо отвечать ускорением инвестиционной активности в России. А мы отвечаем паникой, параличом и отказом от новых проектов.


Специальный доклад:

Организация внутреннего рынка газа в России: тактика «малых дел»

Аналитическая серия «ТЭК России»:

Российская нефтяная индустрия: жизнь под ценовым потолком
Уже почти полтора года российская нефтяная индустрия живет в условиях жесточайших санкций. Ключевыми из которых стало эмбарго на морские поставки нефти и нефтепродуктов в ЕС и страны G7, а также механизм price cap. Они заработали с конца 2022 года. За более чем 8 месяцев функционирования этих ограничений можно подвести предварительные итоги того, насколько успешно наши нефтяники справляются с этим вызовом. И как он сказался на объеме экспорта и на ценах.
Зеленая повестка в России в период жесткого конфликта с Западом
После февраля 2022 года зелёная повестка была радикально переписана. Западные компании стали массово уходить из России, экономические отношения с Западом были радикально сокращены, а российскую экономику стали выпихивать из глобального экономического пространства, обкладывая масштабными санкциями. Все это было, мягко говоря, не лучшим фоном для рассуждений о ESG. Тем более что в экономике на первое место вышли задачи выживания и сохранения устойчивости под беспрецедентным давлением. Однако уже с конца 2022 года стали очевидны попытки реанимировать ESG-повестку. Настойчиво проводится мысль, что она актуальна для России вне зависимости от внешнеполитической конъюнктуры. Если раньше зеленый поворот рассматривался как возможность привлечь в Россию западных инвесторов и их технологические решения, то теперь говорится о кейнсианской ставке на собственное производство.
Перспективы российской СПГ-индустрии
Европейские санкции и политика Брюсселя по отказу от российских энергоносителей, взрывы балтийских газопроводов заперли в России солидный объем трубопроводного газа, который нельзя оперативно направить на альтернативные рынки. Это вроде бы является сильным аргументом в пользу развития производства СПГ в России. Новый доклад ФНЭБ дает ответ на вопрос о том, какую часть планов по резкому росту производства СПГ в России можно считать реалистичной.
Российская энергетика и Запад через год после начала украинского конфликта: остались ли связи?
Большая политика является рамкой энергетических отношений. Но непосредственно энергетические проекты и сделки осуществляются на корпоративном уровне. Именно компании формируют те нити, которые связывают страны в энергетическом бизнесе. Поэтому важно провести анализ отношений межу РФ и Западом в разрезе корпораций. И пока концерны из «коллективного Запада» остаются в России, еще есть варианты с продолжением сотрудничества. Которое все еще приносит России бюджетные доходы и рынки сбыта.
Государственное регулирование нефтегазового комплекса в 2022 году и перспективы 2023 года
2022 год оказался тяжелейшим для нефтегазовой индустрии России. После 24 февраля на нее обрушились жесточайшие санкции. При этом их влияние оказалось довольно разным. В 2023 год отрасль входит с тревогой. Готовится эмбарго на нефтепродукты. ЕС намерен продолжать сокращение закупок российского газа, что неизбежно скажется на выручке. Запуск новых СПГ-заводов оказывается под вопросом из-за технологических санкций. Отдельная тема – что происходит с зеленой повесткой. Имеет ли смысл сейчас продолжать настаивать на ускоренном энергопереходе в России – большой вопрос.

Все доклады за: 2021, 20, 19, 18, 17, 16, 15, 14, 13, 12, 11, 10, 09, 08, 07 гг.

PRO-GAS
Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100
О Фонде | Продукты | Услуги | Актуальные комментарии | Книги | Выступления | Клиенты | Цены | Карта cайта | Контакты
Консалтинговые услуги, оценка политических рисков в ТЭК, интересы политических и экономических элит в нефтегазовой отрасли.
Фонд национальной энергетической безопасности © 2007
  Новости ТЭК   Новости российской электроэнергетики