Главная > Актуальные комментарии > ТЭК > Ответ на вопрос по дальнейшей судьбе шельфа лежит пока в политической плоскости

Ответ на вопрос по дальнейшей судьбе шельфа лежит пока в политической плоскости

Игорь Юшков, ведущий эксперт Фонда национальной энергетической безопасности:

По вопросам шельфа сталкиваются интересы нескольких политических групп. Это, прежде всего, Газпром и Роснефть, то есть Миллер и Сечин. Они отстаивают свои позиции, преследуя цель остановить либерализацию и застопорить идею по расширению допуска к разработке шельфа в лице частных компаний. Роснефть и Газпром не хотят никаких изменений нынешней ситуации. Они хотят остаться госкомпаниями-монополистами на шельфе. По их заявлениям, таким образом, достигается основная цель – обеспечение национальной безопасности.

Роснефть продвигает идею получения доступа взамен на покупку 33% акций совместной компании. Многие иностранные компании готовы на это пойти. Контраргумент противников госмонополии на шельфе заключается в том, что частные компании и свои деньги вложат, и привлекут инвестиции – Лукойл уже предлагал вложить средства в разработку шельфа, объемы разработки шельфа будут выше как раз при привлечении частных компаний. Это точка зрения сторонников либерализации, которая во многом имеет под собой весомые основания.

При передаче разработки шельфа в руки не двух госкомпаний, а частникам, как нашим, так и зарубежным, выгода для России будет заключаться в том, что все эти компании будут платить нам налоги. Это с одной стороны. Но с другой, шельф – это настолько сложный регион, что для создания там рентабельных проектов необходимы будут как раз налоговые льготы. Поэтому необходимо хорошенько посчитать оба варианта – оставить все как есть или пустить туда много частных компаний, дав им налоговые льготы, и есть ли для России смысл тогда открывать им свой шельф.

Ведь если пустить туда иностранцев, используя жесткую налоговую политику, то придет ли туда кто-либо на таких нерентабельных условиях. Поэтому ответ на вопрос по дальнейшей судьбе шельфа лежит пока в политической плоскости – сохранят ли свое влияние госкомпании во главе с Сечиным и Миллером против группы либерально настроенных чиновников из Минприроды и Минэнерго.

Здесь пока сложно давать какие-либо прогнозы. Я думаю, что еще какое-то время удастся сохранять нынешнее положение. На таких совещаниях, как сегодня, кардинальные решения не принимаются. Это не вопрос дискуссии, который можно обсудить за общим столом. Сейчас идет активное лоббирование интересов с одной стороны монополии, с другой – либерализма. Верховным арбитром в решении этого вопроса выступает президент страны. Апеллирование идет, прежде всего, к нему.

Я допускаю такое развитие событий: госкомпании получат те месторождения, на которые они уже подали заявки; и только после этого придет очередь и либерализации – частным компаниям достанутся активы на шельфе, кроме тех лакомых кусочков, что достались Газпрому и Роснефти. Таким образом, либерализация будет значить – берите, что осталось, ибо кто успел, тот и съел, поскольку госкомпании раньше заявили о своих интересах. Путин, кстати, открыто критиковал правительство – почему происходит торможение заявок от Роснефти и Газпрома – он дал тогда ясный сигнал о необходимости передачи лицензий, на которые уже поступили заявки.

Я не думаю, что президент пойдет на либерализацию доступа на шельф для иностранных компаний – скорее всего это будут отечественные частные компании – прежде всего, это главный лоббист либерализации Лукойл. Соответственно будет оглашено требование, что непосредственные операторы, которые будут разрабатывать месторождение, должны быть зарегистрированы в России. Об этом уже говорилось не раз. Это позволит сохранить видимость того, что Россия контролирует свои шельфовые месторождения, и угрозы национальной безопасности от либерализации доступа на шельф нет (все эти компании должны иметь регистрацию в России).

Этот посыл позволит успокоить общественность. Потому что многие годы оправдание монополизма на шельфе заключалось в том, что таким образом блюдется национальная безопасность. Сейчас мы видим, что добыча на шельфе уже ведется. Потому что старые советские месторождения – и нефтяные и газовые – истощаются, необходимы новые регионы добычи. Помимо шельфа у нас еще есть Восточная Сибирь, которая выстрелила очень кстати. Разрабатываемое там Роснефтью месторождение Ванкор поддерживает всю российскую нефтедобычу и стабилизирует ее. Если это месторождение исключить из добычи, то видно, что она падает.

По газу мы тоже стабилизировали добычу, и вопрос стоит весьма актуальный – где еще мы можем брать нефть и газ, и тут нужны как раз новые регионы Восточной Сибири и Арктики, куда важно выйти уже сейчас. Прежде чем удастся достичь проектной мощности, пройдет не мене 10 лет. Поэтому с шельфом пора уже начинать. Ведь разработка Восточной Сибири уже ведется – идет разработка Чаяндинского газового месторождения и строительство газопровода из Якутии до Владивостока. Таким образом, у нас происходит параллельный выход на два новых региона – Восточную Сибирь и Арктику.

Опубликовано: Центр энергетической экспертизы, 15.01.2013


Специальный доклад:

Организация внутреннего рынка газа в России: тактика «малых дел»

Аналитическая серия «ТЭК России»:

Литий – новое эльдорадо энергетики?
Энергетический переход, с одной стороны, справедливо воспринимается российскими нефтегазовыми компаниями как угроза их бизнесу. С другой стороны, нужно искать в новой энергетике и новые возможности. Одной из них является производство лития – важнейшего сырьевого компонента для аккумуляторов электромобилей. Отрасль стремительно растет, что открывает другие горизонты. В том числе и для традиционных ТЭК-компаний. Литий уже вызывает повышенный интерес в России, что требует внимательного изучения темы.
Последние санкционные решения Запада и их влияние на российский нефтегаз
Государственное регулирование нефтегазового комплекса в 2023 году и перспективы 2024 года
«Газпром» в период изгнания с европейского рынка. Возможное развитие газового рынка в России в условиях экспортных ограничений
Новая логистика российского нефтяного бизнеса

Все доклады за: 2021, 20, 19, 18, 17, 16, 15, 14, 13, 12, 11, 10, 09, 08, 07 гг.

PRO-GAS
Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100
О Фонде | Продукты | Услуги | Актуальные комментарии | Книги | Выступления | Клиенты | Цены | Карта cайта | Контакты
Консалтинговые услуги, оценка политических рисков в ТЭК, интересы политических и экономических элит в нефтегазовой отрасли.
Фонд национальной энергетической безопасности © 2007
  Новости ТЭК   Новости российской электроэнергетики