Главная > Актуальные комментарии > ТЭК > Век реформы не видать

Век реформы не видать

Россию ждут три пути развития, и все три — негативные, следует из доклада Всемирного экономического форума (ВЭФ), который сегодня в Давосе представит глава российской делегации Дмитрий Медведев. Судьба страны до 2030 года будет зависеть от трех факторов — уровня цен на энергоресурсы, развития институтов и степени сплоченности общества. Однако в любом случае ждать политической воли к коренным реформам от федерального центра не стоит. 

Сегодня в Давосе Дмитрий Медведев представит доклад ВЭФ, описывающий три сценария развития России до 2030 года. Вице-премьер Аркадий Дворкович назвал сценарии «не катастрофически ужасными, но негативными». «Они заставляют задуматься, где проблемы, что делается не так и как это исправить», — пояснил чиновник. 

Экономическая и политическая ситуация в стране будет складываться в зависимости от трех векторов, считают авторы доклада, — цен на энергоресурсы, способности реформировать институциональную среду и сплоченности общества. В зависимости от того, как они сложатся, Россию ждет три сценария, каждый из которых хуже предыдущего. Первый — «Восстановление регионального баланса» — возможен, если цены на энергоносители будут постепенно снижаться. В этих условиях некоторые регионы независимо от федерального центра сделают рывок вперед благодаря инвестициям в сельское хозяйство и смежные области. В этом случае вперед выйдут те регионы, где институты сильны и уже есть задел для развития, — Татарстан, Самара, южные регионы, — считает эксперт Центра развития ВШЭ Валерий Миронов. 

Второй сценарий — «Шаткая стабильность» — будет осуществляться при внезапном и устойчивом падении цен на нефть. Ресурсов на реформы не останется, и правительство будет вынуждено усиливать влияние на экономику и направлять больше средств на соцнужды. Этот вариант развития событий наименее реален, говорит профессор РЭШ Константин Стырин. «Китайская экономика продолжает расти, и это главный фактор, который держит цены на высоком уровне», — утверждает он. 

Наконец, третий сценарий — «Конец спокойного бездействия» — проходит в довольно благоприятных для России условиях. Сырьевые цены остаются неизменными, а правительство, довольное сохранением благополучной макроэкономической ситуации, не спешит менять экономическую политику. Катализатором реформ становится общество, недовольное неэффективностью государства даже при высоких доходах.

Это один из самых интересных сценариев, комментирует г-н Миронов. России необходима новая политическая модель, но она может сложиться только после изменений в политике. «Это не значит, что надо «драйвить» в Гайд-парке, просто новый экономический класс должен получить правила игры, которые могут быть невыгодны сырьевой экономике», — считает г-н Миронов. 

Примечательно, что ни один из сценариев не предусматривает институциональные реформы по инициативе федерального центра, замечает г-н Стырин: «Прошлогодняя волна недовольства в обществе постепенно улеглась, и власть сразу же дала четко понять, что она ничего не собирается кардинально менять». Правительству необходим внешний шок, чтобы начать менять ситуацию, добавляет он. 

Глава Фонда национальной энергетической безопасности Константин Симонов считает эти опасения «долгоиграющей балалайкой о сырьевом проклятье». Наличие или отсутствие нефтегазового экспорта никак не влияет на волю проводить или не проводить структурные реформы. «Механизмы принятия решений гораздо сложнее. Все упирается не в цены на нефть, а в головы политических лидеров», — уверен эксперт.

Авторы: Анна Резникова, Инга Воробьева

Источник: РБК Daily, 23.01.2013


Специальный доклад:

Организация внутреннего рынка газа в России: тактика «малых дел»

Аналитическая серия «ТЭК России»:

Государственное регулирование нефтегазового комплекса в 2023 году и перспективы 2024 года
«Газпром» в период изгнания с европейского рынка. Возможное развитие газового рынка в России в условиях экспортных ограничений
Новая логистика российского нефтяного бизнеса
Новая энергетическая стратегия России: версия бумажная и фактическая
Энергостратегию до 2050 года (ЭС-2050) первоначально хотели утвердить до 15 сентября 2022 года. Однако и в декабре 2023 года она еще только обсуждается. И рабочая версия ЭС-2050 пока публично не предъявлена. С одной стороны, это наглядно показывает отношение к стратегическим документам в области энергетики. Получается, что отрасль в целом справляется с беспрецедентным санкционным давлением и без официальных стратегий. С другой стороны, российский нефтегаз столкнулся с действительно серьезными вызовами, к которым нельзя относиться легкомысленно. И оперативные проблемы являются отражением и долгосрочных угроз.
Российская нефтяная индустрия: жизнь под ценовым потолком
Уже почти полтора года российская нефтяная индустрия живет в условиях жесточайших санкций. Ключевыми из которых стало эмбарго на морские поставки нефти и нефтепродуктов в ЕС и страны G7, а также механизм price cap. Они заработали с конца 2022 года. За более чем 8 месяцев функционирования этих ограничений можно подвести предварительные итоги того, насколько успешно наши нефтяники справляются с этим вызовом. И как он сказался на объеме экспорта и на ценах.

Все доклады за: 2021, 20, 19, 18, 17, 16, 15, 14, 13, 12, 11, 10, 09, 08, 07 гг.

PRO-GAS
Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100
О Фонде | Продукты | Услуги | Актуальные комментарии | Книги | Выступления | Клиенты | Цены | Карта cайта | Контакты
Консалтинговые услуги, оценка политических рисков в ТЭК, интересы политических и экономических элит в нефтегазовой отрасли.
Фонд национальной энергетической безопасности © 2007
  Новости ТЭК   Новости российской электроэнергетики