Главная > Актуальные комментарии > ТЭК > Век реформы не видать

Век реформы не видать

Россию ждут три пути развития, и все три — негативные, следует из доклада Всемирного экономического форума (ВЭФ), который сегодня в Давосе представит глава российской делегации Дмитрий Медведев. Судьба страны до 2030 года будет зависеть от трех факторов — уровня цен на энергоресурсы, развития институтов и степени сплоченности общества. Однако в любом случае ждать политической воли к коренным реформам от федерального центра не стоит. 

Сегодня в Давосе Дмитрий Медведев представит доклад ВЭФ, описывающий три сценария развития России до 2030 года. Вице-премьер Аркадий Дворкович назвал сценарии «не катастрофически ужасными, но негативными». «Они заставляют задуматься, где проблемы, что делается не так и как это исправить», — пояснил чиновник. 

Экономическая и политическая ситуация в стране будет складываться в зависимости от трех векторов, считают авторы доклада, — цен на энергоресурсы, способности реформировать институциональную среду и сплоченности общества. В зависимости от того, как они сложатся, Россию ждет три сценария, каждый из которых хуже предыдущего. Первый — «Восстановление регионального баланса» — возможен, если цены на энергоносители будут постепенно снижаться. В этих условиях некоторые регионы независимо от федерального центра сделают рывок вперед благодаря инвестициям в сельское хозяйство и смежные области. В этом случае вперед выйдут те регионы, где институты сильны и уже есть задел для развития, — Татарстан, Самара, южные регионы, — считает эксперт Центра развития ВШЭ Валерий Миронов. 

Второй сценарий — «Шаткая стабильность» — будет осуществляться при внезапном и устойчивом падении цен на нефть. Ресурсов на реформы не останется, и правительство будет вынуждено усиливать влияние на экономику и направлять больше средств на соцнужды. Этот вариант развития событий наименее реален, говорит профессор РЭШ Константин Стырин. «Китайская экономика продолжает расти, и это главный фактор, который держит цены на высоком уровне», — утверждает он. 

Наконец, третий сценарий — «Конец спокойного бездействия» — проходит в довольно благоприятных для России условиях. Сырьевые цены остаются неизменными, а правительство, довольное сохранением благополучной макроэкономической ситуации, не спешит менять экономическую политику. Катализатором реформ становится общество, недовольное неэффективностью государства даже при высоких доходах.

Это один из самых интересных сценариев, комментирует г-н Миронов. России необходима новая политическая модель, но она может сложиться только после изменений в политике. «Это не значит, что надо «драйвить» в Гайд-парке, просто новый экономический класс должен получить правила игры, которые могут быть невыгодны сырьевой экономике», — считает г-н Миронов. 

Примечательно, что ни один из сценариев не предусматривает институциональные реформы по инициативе федерального центра, замечает г-н Стырин: «Прошлогодняя волна недовольства в обществе постепенно улеглась, и власть сразу же дала четко понять, что она ничего не собирается кардинально менять». Правительству необходим внешний шок, чтобы начать менять ситуацию, добавляет он. 

Глава Фонда национальной энергетической безопасности Константин Симонов считает эти опасения «долгоиграющей балалайкой о сырьевом проклятье». Наличие или отсутствие нефтегазового экспорта никак не влияет на волю проводить или не проводить структурные реформы. «Механизмы принятия решений гораздо сложнее. Все упирается не в цены на нефть, а в головы политических лидеров», — уверен эксперт.

Авторы: Анна Резникова, Инга Воробьева

Источник: РБК Daily, 23.01.2013


Специальный доклад:

Организация внутреннего рынка газа в России: тактика «малых дел»

Аналитическая серия «ТЭК России»:

Импортозамещение в нефтегазовой отрасли: мифы и реальность
Процесс импортозамещения был по-серьезному запущен после введения санкций 2014 года. Шесть лет – солидный срок, чтобы подвести предварительные итоги. С одной стороны, цифры не такие уж плохие – отрасль зависит от импорта уже меньше чем наполовину. С другой – это «средняя температура по больнице». И еще вопрос, что же считать именно российским оборудованием, с учетом активного использования иностранных комплектующих и особенно программного обеспечения. Видны примеры действительно успешного импортозамещения – но есть и не менее очевидные провалы.
Энергетический переход и «зеленая повестка» в России: мода или суровая реальность?
Авария на «Дружбе»: основные последствия
Авария на нефтепроводе «Дружба» стала главным «хитом» 2019 года в российской нефтянке. Прошел уже год, а внятного ответа на вопрос, что же произошло, так и не получено. А ведь под удар была поставлена репутация России как надежного поставщика нефти. Нефть с хлорорганикой попала в Белоруссию, в Венгрию, Польшу, Германию, Украину, другие страны. Авария привела к грандиозному международному скандалу. И это в тот момент, когда стало очевидным нарастание конкуренции на мировом рынке.
Новая сделка ОПЕК+ и будущее нефтяного бизнеса в РФ
Государственное регулирование нефтегазового комплекса в 2019 году и перспективы 2020 года
Традиционно мы завершаем год итоговым докладом, обобщающим основные события и тенденции прошедшего года. 2019 год четко обозначил новую роль нефтегазового комплекса в России. Теперь это не просто главный донор российского бюджета, но прежде всего основная надежда на разгон экономического роста. Государство окончательно сделало в экономической политике ставку на большие проекты в кейнсианском стиле. Идеи улучшения институтов оставлены до лучших времен - на это просто нет времени, нужен быстрый результат.

Все доклады за: 2016 , 15 , 14 , 13 , 12 , 11 , 10 , 09 , 08 , 07 гг.

PRO-GAS
Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100
О Фонде | Продукты | Услуги | Актуальные комментарии | Книги | Выступления | Клиенты | Цены | Карта cайта | Контакты
Консалтинговые услуги, оценка политических рисков в ТЭК, интересы политических и экономических элит в нефтегазовой отрасли.
Фонд национальной энергетической безопасности © 2007
  Новости ТЭК   Новости российской электроэнергетики