Главная > Актуальные комментарии > ТЭК > ШЕЛЬФ НА ДВОИХ: Допустят ли частных инвесторов к шельфовым проектам?

ШЕЛЬФ НА ДВОИХ: Допустят ли частных инвесторов к шельфовым проектам?

Приоритет «госкомпаний-чемпионов» на шельфе сохранится, несмотря на попытки правительства изменить ситуацию. 

Тему перспектив освоения национального шельфа обсуждали на правительственном совещании в Новом Уренгое. В нефтегазовой отрасли его давно ждали, изначально собрание было намечено на вторую декаду декабря 2012 года, однако тогда оно не состоялось — все ограничилось брифингом замминистра финансов Сергея Шаталова. Он объявил, что его ведомство урегулировало с Минэнерго и Минэкономразвития (МЭР) все разногласия по разрабатываемому законопроекту стимулирования добычи нефти и газа на шельфе России, остались только вопросы, связанные с таможней. Однако о главном принципиальном моменте, волнующем отрасль — обсуждении либерализации правил допуска к шельфу, — чиновник умолчал (напомним, что сегодня право на разработку офшорных месторождений имеют только компании с более чем 50-процентным участием государства, то есть «Роснефть» и «Газпром»). Тогда же замглавы Минприроды Денис Храмов отметил, что рассчитывает на допуск частных инвесторов к шельфовым проектам на этапе поиска и оценки в 2013 году.

Увы, но январское совещание по шельфу определенно не принесло успеха сторонникам расширения допуска к морским ресурсам, позицию которых в правительстве представляет вице-премьер по ТЭКу Аркадий Дворкович. Ему консолидированно противостоят «Роснефть» и «Газпром» в лице их руководителей Игоря Сечина и Алексея Миллера, они ссылаются на стратегические угрозы для страны в случае юридического одобрения полновесного допуска к шельфу частных компаний. «Газпром работать на шельфе будет и работу на шельфе никому не отдаст», — заявил Миллер на совещании по шельфу. «Что касается передачи газовых месторождений, то «Газпром» категорически возражает. Мы не видим ответа на вопрос, зачем это надо делать. Никакой проблемы на сегодняшний день для газовой отрасли России нет», — подчеркнул он. В том же ключе высказался и Игорь Сечин: «Мы в ближайшие десять лет только для геологического изучения в рамках наших лицензионных обязательств истратим порядка 1,2 трлн руб. Кто еще может пойти на такие затраты? Поэтому, я думаю, мы будем спокойно работать». И их позицию на сегодня можно считать более убедительной, но не непоколебимой. Точку по-прежнему ставить пока рано, стороны сошлись в клинче: продолжения баталий вокруг судьбы российского шельфа стоит ожидать и в дальнейшем.

Кроме того, важно отметить, что речь идет отнюдь не о полном попрании прав частных игроков. «Госкомпании-чемпионы» готовы приглашать их в морские проекты, но лишь на условиях «младших» партнеров, и предлагают создавать консорциумы по подобию альянсов с западными концернами, предоставляя значительные доли в СП, но не контрольный пакет. Причем уже есть примеры, близкие к паритету, — так, 10 декабря 2012 года было озвучено, что «Роснефть» создаст совместное предприятие, в котором ей будет принадлежать 51%, а ExxonMobil — 49%. До этого российская компания уступала иностранцам около 33% (все шельфовые проекты с ExxonMobil, Eni, Statoil). Дополнительные шансы на право закрепиться на шельфе частным игрокам сулят и предложения Минприроды. Ведомство заявило, что частникам может быть дано право на геологоразведку морского участка. Правда, в случае открытия перспективных месторождений контрольный опцион по разработке участка надо будет предоставлять госкомпаниям. При варианте непривлекательности открытых месторождений

в море для госигроков предлагается продавать добычную лицензию непосредственно изначальному разработчику.

Более того, глава Минприроды Сергей Донской допустил возможность передачи шельфовых блоков на баланс «частников» в случае фактов отказа госкомпаний от участков. Но это едва ли вероятно, особенно если учесть, что госигроки, напротив, торопят события, стараясь расширить свою ресурсную базу, направляя многочисленные заявки на новые шельфовые блоки в правительство. И процесс передачи лицензий на морские нефтегазоносные участки будет активно продолжаться: по словам вице-премьера Аркадия Дворковича, «Роснефть» вскоре получит 12 новых лицензий, на которые подавала заявки, «Газпром» — 17 (из 29 заявленных). Вопрос в том, смогут ли они синхронизировать их подготовку к освоению с набирающим темп процессом постановки блоков на балансы. Ведь правительство уже не раз заявляло претензии к госкомпаниям, упрекая их в недостаточно высоких темпах освоения морских участков. 

Автор: Александр Пасечник, руководитель аналитического управления ФНЭБ

Источник: Профиль, 23.01.2013


Специальный доклад:

Организация внутреннего рынка газа в России: тактика «малых дел»

Аналитическая серия «ТЭК России»:

Энергетический переход и «зеленая повестка» в России: мода или суровая реальность?
Авария на «Дружбе»: основные последствия
Авария на нефтепроводе «Дружба» стала главным «хитом» 2019 года в российской нефтянке. Прошел уже год, а внятного ответа на вопрос, что же произошло, так и не получено. А ведь под удар была поставлена репутация России как надежного поставщика нефти. Нефть с хлорорганикой попала в Белоруссию, в Венгрию, Польшу, Германию, Украину, другие страны. Авария привела к грандиозному международному скандалу. И это в тот момент, когда стало очевидным нарастание конкуренции на мировом рынке.
Новая сделка ОПЕК+ и будущее нефтяного бизнеса в РФ
Государственное регулирование нефтегазового комплекса в 2019 году и перспективы 2020 года
Традиционно мы завершаем год итоговым докладом, обобщающим основные события и тенденции прошедшего года. 2019 год четко обозначил новую роль нефтегазового комплекса в России. Теперь это не просто главный донор российского бюджета, но прежде всего основная надежда на разгон экономического роста. Государство окончательно сделало в экономической политике ставку на большие проекты в кейнсианском стиле. Идеи улучшения институтов оставлены до лучших времен - на это просто нет времени, нужен быстрый результат.
«Газпром» на фоне внешних и внутренних вызовов
2019 год оказался для «Газпрома» весьма нервным. Внутри компании впервые с 2011 года прошли масштабные кадровые перестановки, затронувшие основные направления деятельности и ставшие продолжением внутренней реструктуризации блока, ответственного за ключевые стройки и систему закупок. На внешнем контуре весь год продолжался «сериал» под названием «будущее транзита через Украину» и закончившийся подписанием контрактов буквально 31 декабря. Его сопровождали яростные битвы вокруг «Турецкого потока» и «Северного потока-2». В итоге первый будет открыт 8 января 2020 года, а второй в самом конце 2019 года попал под американские санкции – пока в нем «дырка» в 160 км по двум ниткам. Зато на восточном векторе совершен серьезный прорыв – заработал газопровод «Сила Сибири».

Все доклады за: 2016 , 15 , 14 , 13 , 12 , 11 , 10 , 09 , 08 , 07 гг.

PRO-GAS
Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100
О Фонде | Продукты | Услуги | Актуальные комментарии | Книги | Выступления | Клиенты | Цены | Карта cайта | Контакты
Консалтинговые услуги, оценка политических рисков в ТЭК, интересы политических и экономических элит в нефтегазовой отрасли.
Фонд национальной энергетической безопасности © 2007
  Новости ТЭК   Новости российской электроэнергетики