Главная > Актуальные комментарии > ТЭК > «Газпром» и «Лукойл» добрались до Каспия за 10 тыс. рублей

«Газпром» и «Лукойл» добрались до Каспия за 10 тыс. рублей

Теперь компания Вагита Алекперова пытается получить сквозную лицензию на месторождение Центральное, опасаясь повторения истории с участками имени Требса и Титова 

«Газпрому», «Лукойлу» и крупнейшей казахстанской нефтегазовой госкомпании наконец удалось создать совместное предприятие для освоения месторождения Центральное на шельфе Каспия. К этому партнеры шли более 10 лет. Но дело рискует вновь остановиться — российско-казахстанское предприятие не нашло поддержки со стороны Минприроды и Минэнерго. Ведомства не одобряют сквозной лицензии, позволяющей как провести доразведку шельфа, так и начать добычe углеводородов. В «Лукойле» испытывают эффект дежавю, вспоминая ситуацию распределения лицензий на месторождения имени Требса и Титова, не доставшиеся компании после успешной разведки запасов. 

Совместное предприятие ООО «Нефтегазовая компания «Центральная» (НГКЦ) было создано 30 января. Доли в СП на паритетных началах распределены между казахстанской национальной компанией «Казмунайгаз» и «ЦентрКаспнефтегаз», принадлежащей «Газпрому» (50%) и «Лукойлу»(50%). Уставный капитал НГКЦ составляет 10 тыс. рублей. СП, согласно данным СПАРК, возглавил директор «ЦентрКаспнефтегаза» Геннадий Вартанов. «Лукойл» выиграл право на геологоразведку на каспийском шельфе в 1995 году, в 2003 году было создано СП с «Газпромом». Но разработку Центрального пришлось остановить из-за разногласий с Казахстаном, в секторе которого находится часть месторождения.  

По информации «Известий», «Лукойл» сразу после создания СП обратился к федеральным властям с просьбой обеспечить выдачу совмещенной (сквозной) лицензии на право доразведки участков Центрального и последующего освоения. Складывающаяся ситуация вызывает беспокойство у компании Вагита Алекперова. «Лукойл» уже давно не получает лицензий на российские месторождения, несмотря на активное участие в торгах. Не придает уверенности и история двухлетней давности, когда «Лукойл» был не допущен к конкурсу на освоение месторождений имени Требса и Титова, проведя основные работы по геологоразведке. 

— Сейчас опять говорится о том, что СП создано, но в течение следующих двух лет нам нужно доработать текст соглашения о разделе продукции (СРП), это последняя информация из Минприроды. В итоге мы потратим два года на доразведку и можем оказаться в той же ситуации, что и с месторождениями Требса и Титова, — говорит источник в «Лукойле».  

В 2002-м президенты России и Казахстана Владимир Путин и Нурсултан Назарбаев договорились о переходе Центрального под юрисдикцию России, а двух других месторождений (Курмангазы и Хвалынское) — под казахскую. Также стороны договорились, что месторождение будет разрабатываться на условиях СРП, оператором проекта планировалось сделать «ЦентрКаспнефтегаз». Российской стороне в лице «Лукойла» и «Газпрома» должна была принадлежать 50-процентная доля в проекте, «Казмунайгазу» — оставшиеся 50%. Часть своих акций казахская компания хотела оставить себе, а какую-то — продать. Но для запуска проекта на условиях СРП тогда требовались поправки в закон, так как в Налоговом кодексе этого режима уже не существовало. Кроме того, соглашение о разделе продукции — форма работы, характерная для колониальных экономически слабых государств. В то же время намерение участвовать в проекте на условиях СРП стороны сохраняли вплоть до февраля 2012 года, когда было решено упростить процедуру, сформировать СП и оформить на него лицензию на геологоразведку и добычу.

Как объяснил один из источников «Известий» в Минприроды, в его ведомстве, а также в Минэнерго считают, что выдача лицензии на добычу может быть предоставлена при условии завершения создания совместного предприятия и подготовки документов для подачи в Роснедра для ее получения.

— Разработка месторождения Центральное должно осуществляться в рамках российского законодательства и согласно соглашению между Россией и Казахстаном. Российским законодательством о недрах не предусмотрено оснований на выдачу лицензии на право пользования участком недр, включающим месторождение Центральное. Соглашением предусмотрена возможность разработки месторождения на условии соглашения о разделе продукции (СРП), — говорит источник в ведомстве. 

Роснедра подготовят необходимые документы для предоставления права пользования участком в целях геологического изучения, разведки и добычи с ограничением срока лицензии на период изучения и до предоставления права пользования на условиях СРП, поясняет источник в Минприроды.

Никто из участников СП вчера не стал комментировать геологические перспективы доразведки месторождения. По материалам «Казмунайгаза», суммарные извлекаемые ресурсы Центрального составляют 101,4 млн т нефти, 7,5 млн т конденсата и 162,1 млрд кубометров газа. 

Генеральный директор Фонда национальной энергетической безопасности Константин Симонов полагает, что с Требсом и Титовым сравнивать данную ситуацию некорректно, так как Центральное, в отличие от северных месторождений, располагается на шельфе.  

— «Лукойл» сейчас выступает в роли локомотива интересов всех частных компаний, по большому счету за шельф бьется один «Лукойл», остальные компании поддерживают его аккуратно. Но если в целом по шельфу «Роснефть» и «Газпром» заняли очень жесткую позицию и все попытки частников зайти сюда отсекаются, то каспийские месторождения госкомпания неинтересны. К тому же в планы государства входит сделать «Роснефть» частной компанией, поэтому в любом случае придется менять условия игры. Не может быть госмонополии на шельф, потому что сама «Роснефть» уже не сможет быть владельцем этих лицензий. Иначе чем большая доля «Роснефти» будет доставаться частным акционерам, тем радикальнее придется менять доли в шельфовых проектах, — считает Константин Симонов

Между тем источник в администрации президента сообщил «Известиям», что осенью Владимир Путин дал поручение поддержать обращение «Лукойла» об ускорении выдачи лицензий на право пользования недрами Центрального. Но затем в администрацию пришло письмо с просьбой донести до сведения президента позиции Минприроды и Минэнерго на этот счет.  

В пятницу 8 февраля президент России Владимир Путин планирует встретиться с президентом Казахстана Нурсултаном Назарбаевым. В ходе переговоров на высшем уровне главы государств планируют обсудить весь спектр российско-казахстанского взаимодействия. 

Автор: Маргарита Казанцева

Источник: Известия, 07.02.2013


Аналитическая серия «ТЭК России»:

Государственное регулирование нефтегазового комплекса в 2018 году и перспективы 2019 года
«Газпром» на пути к новой реальности
В поисках лучшего налогового режима для нефтегаза: продолжение фискальных экспериментов
Налоговая тема стала абсолютным хитом 2018 года. Правительство в очередной раз решило переписать правила игры.Основным предлогом стал новый иннаугурационный Указ президента Путина. Выяснилось, что на новые объявленные национальные проекты не хватает около 8 трлн рублей. И кабинет министров недолго думал, где взять эти средства. Речь идет о внедрении новаторской для РФ системы налогообложения, которая позволила бы перейти от налогообложения выручки к налогообложению прибыли. Нефтяные компании годами боролись за это. Однако сегодня они не выглядят довольными, не спеша переходить на новый налоговый режим, а требуя сохранения старых добрых льгот.
Итоги разворота на Восток в нефтегазовом секторе
План поворота на Восток начал реализовываться в нефтегазовом комплексе РФ еще задолго до очередного обострения отношений с Западом. Мотивы у него были самые прагматичные. Потребление нефти и газа в Азии росло, а низкие собственные запасы позволяли уверенно прогнозировать выход азиатских стран на первые места в списке импортеров углеводородов. А вот у России на Востоке как раз есть запасы нефти и газа, которые можно монетизировать. етыре с лишним года жизни под санкциями показали, что и с политической точки зрения поворот на Восток оказался оправдан. Каковы же его реальные результаты?
Новая структура власти и ТЭК: переформатирование системы госуправления отраслью
За майской инаугурацией Путина последовало переформатирование российского правительства, а затем и в целом системы исполнительной власти. На первый взгляд кажется, что изменения носят косметический характер. Не только премьер, но и многие министры сохранили свои посты. Но на самом деле кадровые новации весьма масштабны, и нефтегаза они касаются напрямую. Перестановки еще не закончены – в некоторых министерствах продолжаются активные чистки и структурные изменения. Но основные игроки все же расселись по своим креслам, и можно подвести первые итоги переформатирования системы управления нефтегазовой промышленностью.

Все доклады за: 2016 , 15 , 14 , 13 , 12 , 11 , 10 , 09 , 08 , 07 гг.

PRO-GAS
Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100
О Фонде | Продукты | Услуги | Актуальные комментарии | Книги | Выступления | Клиенты | Цены | Карта cайта | Контакты
Консалтинговые услуги, оценка политических рисков в ТЭК, интересы политических и экономических элит в нефтегазовой отрасли.
Фонд национальной энергетической безопасности © 2007
  Новости ТЭК   Новости российской электроэнергетики