Главная > Актуальные комментарии > ТЭК > Болгария лавирует, теряя большие деньги

Болгария лавирует, теряя большие деньги

Правительство Болгарии намерено предложить парламенту выйти из соглашения с Россией и Грецией о строительстве нефтепровода «Бургас-Александруполис». После затягивания реализации проекта София выплатила все задолженности и заявила о возможности односторонней денонсации договора. Российские партнеры считают, что подобное решение нарушает существующие юридические нормы

Соглашение о строительстве трансбалканского нефтепровода «Бургас-Александруполис» в обход перегруженных турецких проливов Босфор и Дарданеллы было подписано в 2007 году. Инвестиции в проект оценивались более чем в миллиард долларов. Предполагалось, что мощность нитки составит 35 миллионов тонн в год с возможностью увеличения в полтора раза. Однако в 2011 году строительство нефтепровода, который должен был связать Россию и Грецию по территории Болгарии, по инициативе Софии было заморожено.

По официальной версии, проект мог нанести непоправимый ущерб туристическим зонам, хотя прежнее правительство считало его одним из ключевых.

Руководство Болгарии запуталось в энергетических приоритетах, экономика отошла на второй план. Так объясняет демарш болгарской стороны глава Фонда национальной энергетической безопасности Константин Симонов:

«Россия предлагала Болгарии несколько энергетических проектов. Отношение к ним было неоднозначным. Если проект „Южный поток“ после длительных препирательств все-таки был поддержан — София осознала его экономическую целесообразность-то два других проекта, наоборот, подверглись саботажу и оказались развалены. Имеется в виду АЭС „Белене“, хотя для Болгарии он был крайне выгоден, и нефтепровод „Бургас-Александруполис“».

Стоит отметить, что строительство нефтяной магистрали имело для Болгарии ясное прагматическое значение — получение транзитных доходов и платежей за перевалку нефти в портах. Впрочем, как это часто бывает, в дело вмешалась политика. В последние годы Турция сокращала транспортировку российской нефти через Босфор и Дарданеллы и использовала это как способ давления на Россию. Москва вполне логично задумалась о создании альтернативного маршрута для поставок сырья в Европу. Наиболее оптимальный путь проходил через территорию Болгарии.

Однако Анкара пытается навязать Москве строительство трубы через территорию самой Турции, что лишено для нее всякого смысла. Похоже, турецкие стратеги убедили болгарских партнеров в неизбежности такого сценария. Следовательно, и в отсутствии перспектив у проекта «Бургас-Александруполис».

Есть и еще одна версия непоследовательного поведения болгарских властей — попытка «выбить» из России некие привилегии. К такому выводу пришел аналитик «Райффайзенбанка» по нефтегазовому сектору Андрей Полищук:

«В Болгарии не раз говорили, что нефтепровод для них недостаточно выгоден, и участвовать в нем нет особого смысла. Поэтому, скорее всего, речь идет о том, чтобы Болгарии позволили заработать на проекте больше, чем предлагается сейчас, либо договориться другим способом. Например, через снижение цены на газ. Мне кажется, София использует этот вопрос как дополнительную карту в своих руках в переговорах с Москвой».

Российские юристы отмечают, что решение болгарского парламента о выходе из проекта нельзя будет считать правомерным. Отношения его участников регулируются договором созданного специально для строительства нефтепровода Консорциума, а также Венской конвенцией о праве международных соглашений. Впрочем, и насильно заставлять Болгарию участвовать в проекте никто не вправе.

Другое дело, что отношение к этой стране как к надежному экономическому партнеру серьезно подорвано. Похожая история со строительством АЭС «Белене» с российским участием уже показала зависимость болгарских властей от политической конъюнктуры. Значимую роль в судьбе станции сыграли Евросоюз и США. По их мнению, совместный проект существенно усилил бы зависимость Болгарии от России. Чего, разумеется, допустить было нельзя — ведь Болгария — член НАТО. Так что для Софии становится привычным разменивать реальные доходы и стабильность энергобаланса на малопонятные политические дивиденды.

Автор: Илья Харламов

Источник: Голос России, 07.02.2013


Специальный доклад:

Организация внутреннего рынка газа в России: тактика «малых дел»

Аналитическая серия «ТЭК России»:

Государственное регулирование нефтегазового комплекса в 2020 году и перспективы 2021 года
«Газпром»: жизнь после эпохи «больших строек»
«Газпром» близок к завершению главных газопроводных строек прошлого десятилетия. Запущены в эксплуатацию «Сила Сибири» и «Турецкий поток». «Северный поток-2» построен более чем на 90 % и должен быть завершен в ближайшие месяцы. Поступательно идет процесс разработки ресурсной базы на Ямале и в Восточной Сибири. В то же время конъюнктура на рынках газа – из-за второй теплой зимы в Европе подряд, опасений транзитного кризиса на Украине, пандемии COVID-19 и притока СПГ – вышла из-под контроля и достигла глубин, невиданных в последние 20 лет.
Налоговое регулирование нефтегазового комплекса: выбор приоритетов
Арктика: новый государственный приоритет
Арктика постепенно становится одной из основных экономических ставок. Арктика должна обеспечить загрузку Северного морского пути, создать спрос на продукцию российского машиностроения и новые рабочие места. При этом углеводороды, по сути, единственный реальный арктический сюжет. На первый план выходят не рентабельность и реальная окупаемость проектов, а их вклад в поддержание экономического роста государства. Поэтому и развивается «арктическая гигантомания».
Импортозамещение в нефтегазовой отрасли: мифы и реальность
Процесс импортозамещения был по-серьезному запущен после введения санкций 2014 года. Шесть лет – солидный срок, чтобы подвести предварительные итоги. С одной стороны, цифры не такие уж плохие – отрасль зависит от импорта уже меньше чем наполовину. С другой – это «средняя температура по больнице». И еще вопрос, что же считать именно российским оборудованием, с учетом активного использования иностранных комплектующих и особенно программного обеспечения. Видны примеры действительно успешного импортозамещения – но есть и не менее очевидные провалы.

Все доклады за: 2016 , 15 , 14 , 13 , 12 , 11 , 10 , 09 , 08 , 07 гг.

PRO-GAS
Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100
О Фонде | Продукты | Услуги | Актуальные комментарии | Книги | Выступления | Клиенты | Цены | Карта cайта | Контакты
Консалтинговые услуги, оценка политических рисков в ТЭК, интересы политических и экономических элит в нефтегазовой отрасли.
Фонд национальной энергетической безопасности © 2007
  Новости ТЭК   Новости российской электроэнергетики