Главная > Актуальные комментарии > Актуальные сюжеты > Демократия и инновации

Демократия и инновации

Вопреки ожиданиям политического руководства некоторых европейских стран, их население может выступить в пользу энергозависимости от России 

Говоря о новом энергетическом укладе, очень часто мы слышим, что новые технологии позволят производить нетрадиционные, инновационные виды топлива, скоро произойдет новая революция в электроэнергетике. При этом надо понимать, что любые инновации, как ни крути, связаны с рисками. Зачастую общество весьма консервативно подходит к этому и риски считает очень существенными.

В этом плане очень интересно, что в борьбе с Россией, например, на том же европейском рынке энергоносителей тамошние элиты заявляют достаточно большое количество проектов, с очевидностью имеющих политическую компоненту. Но по многим этим проектам естественным союзником России, как ни пафосно это звучит, может выступить и выступает европейская демократия.

Возьмем, к примеру, тему сланцевого газа, которая в последнее время получила новый масштабный информационный всплеск. Это связано и с украинскими событиями, уже прокомментированными на портале Эксперт. Ну и вот последние заявления о том, что Литва и Румыния начинают геологоразведку и собираются приступать к добыче сланцевого газа. Соединенные Штаты обнадеживают, что передадут этим странам экологически безопасные сланцевые технологии. На самом деле, широко известно, что никаких экологически безопасных технологий добычи сланцевого газа не существует. Ведь известно, что при добыче вы вынуждены добавлять химреагенты в воду и вода эта попадает в питьевые коллекторы городов. При этом вы также вынуждены, поскольку используется горизонтальное бурение, разбуривать гигантские территории. Вы вынуждены постоянно перемещать буровые установки на гигантских грузовиках, которые будут разбивать ваши дороги. Если все это разъяснить населению и спросить его мнение, то оно может серьезно отличаться от позиции европейских элит. Уже есть несколько примеров того, как ряд вопросов в энергетической политике европейских государств выносятся на референдумы и результаты этих референдумов полностью противоречат позиции руководств этих стран.   

Возьмем атомную энергетику. Атом ведь тоже совсем недавно подавали как альтернативу российским углеводородам. В Литве строительство атомной станции было инициировано руководством страны и представлялось именно как способ избавиться от 100-процентной зависимости от российского газа. Однако население Литвы на референдуме высказалось против атомной энергетики. Правда, результаты тут же объявили юридически ничего не значащими – оказалось, что референдум носил консультативный характер. Возникает вопрос: зачем проводить референдум, зачем использовать инструменты прямой демократии, чтоб потом это мнение в своей деятельности не учитывать?

А в Болгарии все произошло наоборот. София пыталась отказаться от предлагаемых Россией атомных проектов. Все это кончилось референдумом по будущему атомной энергетики, и большинство населения Болгарии высказалось «за» атомную станцию. Т.е. если в Литве сказали «против», но этот проект был направлен против России, то в Болгарии, наоборот, сказали «да» атомной энергетике, но при этом руководство Болгарии пыталось как раз закрыть предлагаемые Россией проекты. По закону, в Болгарии, чтобы референдум состоялся, нужно, чтобы пришло больше людей, чем на последние общенациональные выборы. И вот уже говорят, что явка была низкой, результаты сочли носящими консультативный характер. Хотя все видят, что здесь пытаются использовать элементы прямой демократии, а когда результат не соответствует ожиданиям, тут же пытаются про это забыть.

Так вот, когда на самом деле произойдет разъяснение населению европейских государств сути того же сланцевого газа и будут проводиться референдумы по этим вопросам, когда за дело возьмутся экологи, а сейчас международные организации уже внимательно присматриваются к сланцевому газу, и здесь, я надеюсь, будет очень внимательное изучение экологических последствий добычи сланцевого газа, так вот, тогда результаты этих референдумов будут далеко не такими, как хотелось бы правительствам этих государств. Если вам Литву не жалко, то можно начинать добычу сланцевого газа. Но помните, что в этот процесс нужно вовлекать гигантские территории. Когда маленькие государства Европы начинают задумываться о добыче сланцевого газа, что всегда вызывает изумление – то, что у них нет необходимой для этого территории. Есть такой циничный анекдот про Венгрию: «почему в Венгрии не любят играть на аккордеоне? - потому что начинаешь играть, и одна рука в одной стране, а другая - в другой». На самом деле, этот анекдот можно и про Литву рассказать. Может, он и обидный, но в целом, с точки зрения географии, верный. Взять и разбурить полстраны – это весьма рискованное мероприятие. И если дело все-таки дойдет до демократических процедур и спросят население, как раз население вполне может сказать «нет» такого рода инновациям, которые могут малые государства Европы попросту уничтожить.

Автор: Константин Симонов, генеральный директор ФНЭБ


Аналитическая серия «ТЭК России»:

В поисках лучшего налогового режима для нефтегаза: продолжение фискальных экспериментов
Налоговая тема стала абсолютным хитом 2018 года. Правительство в очередной раз решило переписать правила игры.Основным предлогом стал новый иннаугурационный Указ президента Путина. Выяснилось, что на новые объявленные национальные проекты не хватает около 8 трлн рублей. И кабинет министров недолго думал, где взять эти средства. Речь идет о внедрении новаторской для РФ системы налогообложения, которая позволила бы перейти от налогообложения выручки к налогообложению прибыли. Нефтяные компании годами боролись за это. Однако сегодня они не выглядят довольными, не спеша переходить на новый налоговый режим, а требуя сохранения старых добрых льгот.
Итоги разворота на Восток в нефтегазовом секторе
План поворота на Восток начал реализовываться в нефтегазовом комплексе РФ еще задолго до очередного обострения отношений с Западом. Мотивы у него были самые прагматичные. Потребление нефти и газа в Азии росло, а низкие собственные запасы позволяли уверенно прогнозировать выход азиатских стран на первые места в списке импортеров углеводородов. А вот у России на Востоке как раз есть запасы нефти и газа, которые можно монетизировать. етыре с лишним года жизни под санкциями показали, что и с политической точки зрения поворот на Восток оказался оправдан. Каковы же его реальные результаты?
Новая структура власти и ТЭК: переформатирование системы госуправления отраслью
За майской инаугурацией Путина последовало переформатирование российского правительства, а затем и в целом системы исполнительной власти. На первый взгляд кажется, что изменения носят косметический характер. Не только премьер, но и многие министры сохранили свои посты. Но на самом деле кадровые новации весьма масштабны, и нефтегаза они касаются напрямую. Перестановки еще не закончены – в некоторых министерствах продолжаются активные чистки и структурные изменения. Но основные игроки все же расселись по своим креслам, и можно подвести первые итоги переформатирования системы управления нефтегазовой промышленностью.
Мировой рынок нефти: к каким ценам готовиться?
Санкции в отношении российского нефтегаза: кольцо сжимается

Все доклады за: 2016 , 15 , 14 , 13 , 12 , 11 , 10 , 09 , 08 , 07 гг.

PRO-GAS
Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100
О Фонде | Продукты | Услуги | Актуальные комментарии | Книги | Выступления | Клиенты | Цены | Карта cайта | Контакты
Консалтинговые услуги, оценка политических рисков в ТЭК, интересы политических и экономических элит в нефтегазовой отрасли.
Фонд национальной энергетической безопасности © 2007
  Новости ТЭК   Новости российской электроэнергетики