Главная > Актуальные комментарии > ТЭК > «Газпром» не идет на компромисс с Украиной, требует $7 млрд

«Газпром» не идет на компромисс с Украиной, требует $7 млрд

«Газпром» намерен получить с Украины $7 млрд – украинский «Нафтогаз» должен заплатить их в качестве компенсации за неотобранные в 2012 году объемы газа. Денег у Украины нет, но «Газпром» не собирается идти на компромисс. По мнению экспертов, компания получила из Кремля распоряжение «пленных не брать».

«Газпром» отказывается пересматривать газовые контракты с Украиной и настаивает на том, что Киев должен уплатить $7 млрд за неотобранный газ. Об этом в пятницу пишет Financial Times.

Глава «Газпром экспорта» Александр Медведев заявил в интервью изданию, что не может даже представить, что Украина откажется выполнять обязательства по принципу «бери или плати».

Согласно этому принципу, контрагент должен полностью оплатить законтрактованный объем газа, вне зависимости от того, сколько газа ему нужно по факту.

Медведев напомнил, что по контракту, заключенному в 2009 году до 2019 года, «Нафтогаз Украины» обязан отбирать не менее 42,5 млрд кубометров российского газа в год. Но в 2012 году Киев приобрел лишь 60% от этих объемов – 24,9 млрд кубов.

«Не имеет значения, что «Нафтогаз» заранее уведомил «Газпром», что все законтрактованные объемы ему не понадобятся», — подчеркнул Медведев.

Глава украинского Минэнерго Эдуард Ставицкий и президент Украины Виктор Янукович ранее заявляли, что не видят оснований для выплаты требуемых «Газпромом» денег. При этом позднее украинская сторона отмечала, что, если мирным путем вопрос решить не удастся и дело дойдет до суда, «Нафтогазу» потребуется поддержка госбюджета.

Украина сокращает потребление российского газа в связи с его дороговизной. Уже почти три года Киев пытается добиться пересмотра условий контрактов, заключенных в 2009 году Юлией Тимошенко. Премьер-министр Украины Николай Азаров неоднократно называл действующие контракты «кабальными». По их условиям при расчете цены на газ учитывается цена мазута и газойля за предшествующие 9 месяцев. Причем для определения цены нефтепродуктов за основу был взят рынок Италии, где цены одни из самых высоких в Европе.

Выпадающие объемы Украина пытается заместить за счет энергосберегающих проектов, более широкого использования угольной энергетики и добычи собственного газа из нетрадиционных источников (так, недавно было подписано соглашение с Royal Dutch Shell, по которому британо-нидерландская компания будет разрабатывать украинские запасы сланцевого газа).

«На сегодняшний день «Газпром» дал скидку на газ для всех своих европейских контрагентов (за счет снижения цены задним числом «Газпром» в прошлом году списал 133 млрд рублей, общий объем выплат эксперты рынка оценивают более чем в $10 млрд. – «Газета.Ru»), кроме германской RWE, литовской Lietuvos dujos и украинского «Нафтогаза», — рассказывает директор по развитию бизнеса в странах СНГ агентства Argus Вячеслав Мищенко. – Первые две компании в настоящее время судятся с «Газпромом» по этому поводу, с Украиной вопрос скорее политический — его пытаются решить на высшем уровне».

Россия заявляла, что готова снизить цены в случае, если Украина допустит «Газпром» к владению своей газотранспортной сетью (ГТС) либо при вступлении Украины в Таможенный союз. В конце февраля российский посол на Украине Михаил Зурабов заявил, что Россия и Украина достигли соглашений по газу, не учитывающих вопрос Таможенного союза. Кремль позднее не подтвердил эту информацию.

В начале февраля появилась неофициальная информация о том, что Россия и Украина договорились о создании двустороннего консорциума, который будет управлять (но не владеть) украинской ГТС. За это «Нафтогаз» должен был получить цену в $280 за 1 тыс. кубов (скидка составила бы $150) и гарантию на ежегодную транспортировку через украинскую территорию не менее 60 млрд кубометров российского газа при гарантированной оплате транзита в размере $2,2 млрд.

Эксперты тогда сочли соглашение неравноценным, так как при таких условиях России, скорее всего, пришлось бы отказаться от одного из крупнейших газопроводных проектов – «Южного потока». Его мощность составляет 63 млрд кубометров, то есть при транзите через Украину он просто стал бы ненужным. При этом «Газпром» получил бы в собственность не долю в ГТС, а лишь долю в управляющем консорциуме, в то время как сама газотранспортная система по-прежнему находилась бы во владении Украины.

Впрочем информация об этом соглашении официального подтверждения не получила.

«Стороны явно планируют договориться, — уверен глава Фонда национальной энергетической безопасности Константин Симонов. – И у России, и у Украины было более чем достаточно времени для обращения в Стокгольмский арбитраж, но они этого не сделали». Заявления Медведева Симонов расценивает как обозначение бескомпромиссной позиции России в этом споре.

«Очевидно, из Кремля поступило прямое указание в стиле «пленных не брать», особенно учитывая, что $7 млрд Украине взять просто негде, — говорит эксперт. – Медведев эту позицию озвучил».

По мнению Симонова, Россия продолжает настаивать на том, чтобы «Газпром» получил в собственность украинскую ГТС или хотя бы ее половину. Только в этом случае Москва согласится снизить цену на газ для соседей.

Автор: Алексей Топалов

Источник: Газета.RU, 15.02.2013


Специальный доклад:

Организация внутреннего рынка газа в России: тактика «малых дел»

Аналитическая серия «ТЭК России»:

Государственное регулирование нефтегазового комплекса в 2018 году и перспективы 2019 года
«Газпром» на пути к новой реальности
В поисках лучшего налогового режима для нефтегаза: продолжение фискальных экспериментов
Налоговая тема стала абсолютным хитом 2018 года. Правительство в очередной раз решило переписать правила игры.Основным предлогом стал новый иннаугурационный Указ президента Путина. Выяснилось, что на новые объявленные национальные проекты не хватает около 8 трлн рублей. И кабинет министров недолго думал, где взять эти средства. Речь идет о внедрении новаторской для РФ системы налогообложения, которая позволила бы перейти от налогообложения выручки к налогообложению прибыли. Нефтяные компании годами боролись за это. Однако сегодня они не выглядят довольными, не спеша переходить на новый налоговый режим, а требуя сохранения старых добрых льгот.
Итоги разворота на Восток в нефтегазовом секторе
План поворота на Восток начал реализовываться в нефтегазовом комплексе РФ еще задолго до очередного обострения отношений с Западом. Мотивы у него были самые прагматичные. Потребление нефти и газа в Азии росло, а низкие собственные запасы позволяли уверенно прогнозировать выход азиатских стран на первые места в списке импортеров углеводородов. А вот у России на Востоке как раз есть запасы нефти и газа, которые можно монетизировать. етыре с лишним года жизни под санкциями показали, что и с политической точки зрения поворот на Восток оказался оправдан. Каковы же его реальные результаты?
Новая структура власти и ТЭК: переформатирование системы госуправления отраслью
За майской инаугурацией Путина последовало переформатирование российского правительства, а затем и в целом системы исполнительной власти. На первый взгляд кажется, что изменения носят косметический характер. Не только премьер, но и многие министры сохранили свои посты. Но на самом деле кадровые новации весьма масштабны, и нефтегаза они касаются напрямую. Перестановки еще не закончены – в некоторых министерствах продолжаются активные чистки и структурные изменения. Но основные игроки все же расселись по своим креслам, и можно подвести первые итоги переформатирования системы управления нефтегазовой промышленностью.

Все доклады за: 2016 , 15 , 14 , 13 , 12 , 11 , 10 , 09 , 08 , 07 гг.

PRO-GAS
Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100
О Фонде | Продукты | Услуги | Актуальные комментарии | Книги | Выступления | Клиенты | Цены | Карта cайта | Контакты
Консалтинговые услуги, оценка политических рисков в ТЭК, интересы политических и экономических элит в нефтегазовой отрасли.
Фонд национальной энергетической безопасности © 2007
  Новости ТЭК   Новости российской электроэнергетики