Главная > Актуальные комментарии > Актуальные сюжеты > Резервный фонд арктических месторождений

Резервный фонд арктических месторождений

Как указано в новой правительственной «Стратегии развития Арктики до 2020 года», новые месторождения нефти и газа на арктическом шельфе России могут быть внесены в резервный фонд арктической зоны. Стратегия указывает, что Фонд должен стать гарантией энергетической безопасности страны и обеспечить устойчивое развития топливно-энергетического комплекса в долгосрочной перспективе путем замещения падающей добычи в районах традиционного освоения. Отметим, идея выделения неразрабатываемых месторождений в особый неприкосновенный резерв не нова, она периодически высказывалась и в прошлые годы, хотя касалась в основном континентальных активов.

С одной стороны, в пользу ограничения работ в Арктике и сокращения интенсивности борьбы за месторождения действительно можно привести определенные аргументы. В основном они касаются экологии – работы в Арктике крайне сложны с технологической точки зрения, любая серьезная авария чревата крайне опасным загрязнением окружающей среды. При этом многие компании из числа пытающихся уже сейчас столбить за собой участки в регионе не только не имеют достаточно безопасных технологий для арктических работ, но и не знают, когда эти технологии будут им доступны. Расчет делается на то, что до реального старта разработки месторождений должны пройти еще долгие годы.

С другой стороны, затягивая разработку Арктике, можно упустить ценное время. Несмотря на весь прогресс с энергоэффективностью и новыми источниками энергии, спрос на углеводороды по миру в целом только растет. Технологии для работы в Арктике будут совершенствоваться, также работам в регионе может помочь потепление климата. Иными словами, намеренное торможение арктических проектов может обернуться для России упущением шанса увеличить свое присутствие как поставщика на мировых рынках углеводородов в 2020-20130 годах. Кроме того, сложно избавиться от ощущения, что идея резервного фонда арктического шельфа крайне выгодна госкомпаниям РФ по вполне эгоистическим мотивам. Ведь они уже получили все основные лицензии, теперь можно хоть соглашаться на либерализацию доступа к шельфу для частников. Последние в этом сценарии все равно не получат активы (в том числе ими и открытые) в пользование – месторождения просто уйдут в резервный фонд.

Автор: Станислав Митрахович, ведущий эксперт ФНЭБ


Аналитическая серия «ТЭК России»:

Три года под санкциями: как они повлияли на российский ТЭК?
Время летит быстро – прошли уже три года с весны 2014 года, когда Крым вернулся в состав РФ. Практически сразу против России были введены санкции, которые напрямую затронули нефтегазовый комплекс – основную отрасль российской экономики. Уже можно подвести первые итоги – как российский нефтегаз приспособился к санкционному режиму, насколько фатальными оказались его потери и как санкции повлияли на решимость иностранных компаний работать в России.
Рынок Азии: потенциал российского нефтегазового экспорта на восток
Государственное регулирование нефтегазового комплекса в 2016 году и перспективы 2017 года
«Газпром»: Голиаф сдаваться не намерен
Противоречия между основными игроками на газовом рынке в России продолжают накапливаться – депрессия на стороне спроса и наращивание предложения независимых производителей ограничивают добычу «Газпрома» и делают конкуренцию за платежеспособных потребителей острее, создавая почву для новых интриг вокруг конфигурации отрасли. На внешних рынках, напротив, складывается позитивная ситуация. Восточное направление также не остается без внимания.
Налоговая политика в отношении нефтегаза в период бюджетного дефицита
Отношения Минфина и отрасли в эпоху «нефти по 100» складывались на основе «ножниц Кудрина» - доходы свыше отметки в 60 долларов за баррель просто срезались в пользу федерального бюджета. Но это позволяло нефтяным компаниям сравнительно спокойно относиться к падению цен на нефть и даже получать выгоду, как бы парадоксально это не звучало. Ведь обвал нефтяных цен традиционно сопровождается падением курса рубля, что выгодно экспортерам. Однако радоваться ТЭКу не пришлось. Столкнушвись с бюджетным дефицитом, Минфин все равно обратил свои взоры на отрасль, придумав для нее новые налоговые изъятия. Министерство получило мощный аргумент в свою пользу: добыча нефти в 2016 показывает рекордный рост, и это позволяет ведомству заявлять, что финансовая ситуация не так и плоха, как о ней рассуждают нефтегазовые компании. В результате бюджетная трехлетка (2017-2019 гг.) может стать для отрасли проблемной, хотя нефтегаз, наоборот, рассчитывал на запуск новой налоговой системы на основе налогообложения прибыли.

Все доклады за: 2016 , 15 , 14 , 13 , 12 , 11 , 10 , 09 , 08 , 07 гг.

Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100
О Фонде | Продукты | Услуги | Актуальные комментарии | Книги | Выступления | Клиенты | Цены | Карта cайта | Контакты
Консалтинговые услуги, оценка политических рисков в ТЭК, интересы политических и экономических элит в нефтегазовой отрасли.
Фонд национальной энергетической безопасности © 2007
  Новости ТЭК   Новости российской электроэнергетики