Главная > Актуальные комментарии > Актуальные сюжеты > Резервный фонд арктических месторождений

Резервный фонд арктических месторождений

Как указано в новой правительственной «Стратегии развития Арктики до 2020 года», новые месторождения нефти и газа на арктическом шельфе России могут быть внесены в резервный фонд арктической зоны. Стратегия указывает, что Фонд должен стать гарантией энергетической безопасности страны и обеспечить устойчивое развития топливно-энергетического комплекса в долгосрочной перспективе путем замещения падающей добычи в районах традиционного освоения. Отметим, идея выделения неразрабатываемых месторождений в особый неприкосновенный резерв не нова, она периодически высказывалась и в прошлые годы, хотя касалась в основном континентальных активов.

С одной стороны, в пользу ограничения работ в Арктике и сокращения интенсивности борьбы за месторождения действительно можно привести определенные аргументы. В основном они касаются экологии – работы в Арктике крайне сложны с технологической точки зрения, любая серьезная авария чревата крайне опасным загрязнением окружающей среды. При этом многие компании из числа пытающихся уже сейчас столбить за собой участки в регионе не только не имеют достаточно безопасных технологий для арктических работ, но и не знают, когда эти технологии будут им доступны. Расчет делается на то, что до реального старта разработки месторождений должны пройти еще долгие годы.

С другой стороны, затягивая разработку Арктике, можно упустить ценное время. Несмотря на весь прогресс с энергоэффективностью и новыми источниками энергии, спрос на углеводороды по миру в целом только растет. Технологии для работы в Арктике будут совершенствоваться, также работам в регионе может помочь потепление климата. Иными словами, намеренное торможение арктических проектов может обернуться для России упущением шанса увеличить свое присутствие как поставщика на мировых рынках углеводородов в 2020-20130 годах. Кроме того, сложно избавиться от ощущения, что идея резервного фонда арктического шельфа крайне выгодна госкомпаниям РФ по вполне эгоистическим мотивам. Ведь они уже получили все основные лицензии, теперь можно хоть соглашаться на либерализацию доступа к шельфу для частников. Последние в этом сценарии все равно не получат активы (в том числе ими и открытые) в пользование – месторождения просто уйдут в резервный фонд.

Автор: Станислав Митрахович, ведущий эксперт ФНЭБ


Аналитическая серия «ТЭК России»:

В поисках лучшего налогового режима для нефтегаза: продолжение фискальных экспериментов
Налоговая тема стала абсолютным хитом 2018 года. Правительство в очередной раз решило переписать правила игры.Основным предлогом стал новый иннаугурационный Указ президента Путина. Выяснилось, что на новые объявленные национальные проекты не хватает около 8 трлн рублей. И кабинет министров недолго думал, где взять эти средства. Речь идет о внедрении новаторской для РФ системы налогообложения, которая позволила бы перейти от налогообложения выручки к налогообложению прибыли. Нефтяные компании годами боролись за это. Однако сегодня они не выглядят довольными, не спеша переходить на новый налоговый режим, а требуя сохранения старых добрых льгот.
Итоги разворота на Восток в нефтегазовом секторе
План поворота на Восток начал реализовываться в нефтегазовом комплексе РФ еще задолго до очередного обострения отношений с Западом. Мотивы у него были самые прагматичные. Потребление нефти и газа в Азии росло, а низкие собственные запасы позволяли уверенно прогнозировать выход азиатских стран на первые места в списке импортеров углеводородов. А вот у России на Востоке как раз есть запасы нефти и газа, которые можно монетизировать. етыре с лишним года жизни под санкциями показали, что и с политической точки зрения поворот на Восток оказался оправдан. Каковы же его реальные результаты?
Новая структура власти и ТЭК: переформатирование системы госуправления отраслью
За майской инаугурацией Путина последовало переформатирование российского правительства, а затем и в целом системы исполнительной власти. На первый взгляд кажется, что изменения носят косметический характер. Не только премьер, но и многие министры сохранили свои посты. Но на самом деле кадровые новации весьма масштабны, и нефтегаза они касаются напрямую. Перестановки еще не закончены – в некоторых министерствах продолжаются активные чистки и структурные изменения. Но основные игроки все же расселись по своим креслам, и можно подвести первые итоги переформатирования системы управления нефтегазовой промышленностью.
Мировой рынок нефти: к каким ценам готовиться?
Санкции в отношении российского нефтегаза: кольцо сжимается

Все доклады за: 2016 , 15 , 14 , 13 , 12 , 11 , 10 , 09 , 08 , 07 гг.

PRO-GAS
Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100
О Фонде | Продукты | Услуги | Актуальные комментарии | Книги | Выступления | Клиенты | Цены | Карта cайта | Контакты
Консалтинговые услуги, оценка политических рисков в ТЭК, интересы политических и экономических элит в нефтегазовой отрасли.
Фонд национальной энергетической безопасности © 2007
  Новости ТЭК   Новости российской электроэнергетики