Главная > Актуальные комментарии > ТЭК > К. Симонов: Россия будет убирать Украину и Белоруссию из нефтяного транзита

К. Симонов: Россия будет убирать Украину и Белоруссию из нефтяного транзита

«Белоруссии понравилось продавать нам трубы», — заявил глава Фонда национальной энергетической безопасности Константин Симонов в интервью корреспонденту ИА REGNUM 21 февраля.

Напомним, 19 февраля председатель Госкомимущества Белоруссии Георгий Кузнецов объявил, что белорусский участок нефтепровода «Дружба» следует продать иностранному инвестору. «Все должно приносить отдачу. Какой смысл в мертвом железе?», — пояснил он.

Симонов отметил, что в данном случае речь идет об одном иностранном инвесторе — России. «Никому больше кусок трубы в единой системе, которая идет из России и заканчивается в Европе, не нужен. Другое дело, нужен ли он нам», — сказал он. Он подчеркнул, что активы, которые действительно интересны России, — это нефтеперерабатывающие заводы в Новополоцке и в Мозыре, а также «Беларуськалий».

Эксперт полагает, что с учетом тяжелого финансового положения Белоруссии и того, что Россия стала более сдержанной в предоставлении ей кредитов, у Минска нет другого пути, кроме как продавать государственное имущество. «И он уже к этому относится довольно спокойно, хоть и торгуется», — добавил Симонов.

Он подчеркнул: «У России есть серьезный профицит в транзите нефти, потому что на Балтике построено несколько крупных портов, и за счет транспортировки нефти через них „Дружба“ будет постепенно осушаться. Россия будет убирать и Белоруссию, и Украину не только из газового, но и нефтяного транзита». Симонов считает, что ход Белоруссии связан с этой угрозой. «Понятна логика: если Россия купит этот нефтепровод, то не будет держать его пустым, а налоги будут поступать в белорусский бюджет», — объяснил он.

Симонов проводит параллели со сделкой по  «Белтрансгазу»: «Продали трубу России — и все, теперь „Газпром" „Белтрансгаз“ использует в приоритетном порядке, более того, есть идея расширения трубопровода“.

По мнению эксперта, „Лукашенко действует как разумный бизнесмен: он понимает, где что можно урвать“. Поэтому белорусский президент поступает рациональнее, чем его украинский коллега, считает Симонов. „Через несколько лет Украина может остаться, например, без газового транзита, но это ее совершенно не смущает. Видимо, ей проще развалить бизнес, чем отдать систему Москве“, — заявил он.

По словам Симонова, пример Белоруссии должен показать Украине, что передача России трубопроводов не означает потерю суверенитета. „Белоруссия уже несколько лет назад полностью продала „Газпрому“ „Белтрансгаз“, и, в общем то, никаких угроз своему суверенитету не видит. Наоборот, очень неплохая сделка: компанию продали за $5 млрд. и получили дешевые цены на газ“, — напомнил он.

Эксперт полагает, что успех новой сделки будет зависеть от названной Минском цены: „Транснефти" нужно четко прочитать, нужна ли ей „Дружба“, если учитывать порты на Балтике, — добавил он. — Может быть, Лукашенко уже и опоздал: надо было продавать лет десять назад“. Симонов подчеркнул, что вопрос о функционировании нефтепровода касается и Европы. Он объяснил: „Дружба“ идет в Восточную Европу, а балтийская перевалка — в Роттердам. Поэтому страны Восточной Европы остались без гарантированных поставок нефти, и их это очень беспокоит. Теперь им надо брать нефть через Роттердам, а это обходится дороже». Эксперт сказал, что симптомом этого беспокойства был вызов директора «Транснефти» Николая Токарева в Брюссель с просьбой «отчитаться об экспортной политике».

Однако Симонов полагает, что «Европе тоже надо было раньше думать». «Например, когда у России и Украины возникали конфликты по газу, ЕС за нас не заступался, он делал вид, что это местные проблемы, мол, разбирайтесь сами. Вот мы и разобрались», — сказал он.

Источник: ИА REGNUM, 22.02.2013


Специальный доклад:

Организация внутреннего рынка газа в России: тактика «малых дел»

Аналитическая серия «ТЭК России»:

Новая сделка ОПЕК+ и будущее нефтяного бизнеса в РФ
Государственное регулирование нефтегазового комплекса в 2019 году и перспективы 2020 года
Традиционно мы завершаем год итоговым докладом, обобщающим основные события и тенденции прошедшего года. 2019 год четко обозначил новую роль нефтегазового комплекса в России. Теперь это не просто главный донор российского бюджета, но прежде всего основная надежда на разгон экономического роста. Государство окончательно сделало в экономической политике ставку на большие проекты в кейнсианском стиле. Идеи улучшения институтов оставлены до лучших времен - на это просто нет времени, нужен быстрый результат.
«Газпром» на фоне внешних и внутренних вызовов
2019 год оказался для «Газпрома» весьма нервным. Внутри компании впервые с 2011 года прошли масштабные кадровые перестановки, затронувшие основные направления деятельности и ставшие продолжением внутренней реструктуризации блока, ответственного за ключевые стройки и систему закупок. На внешнем контуре весь год продолжался «сериал» под названием «будущее транзита через Украину» и закончившийся подписанием контрактов буквально 31 декабря. Его сопровождали яростные битвы вокруг «Турецкого потока» и «Северного потока-2». В итоге первый будет открыт 8 января 2020 года, а второй в самом конце 2019 года попал под американские санкции – пока в нем «дырка» в 160 км по двум ниткам. Зато на восточном векторе совершен серьезный прорыв – заработал газопровод «Сила Сибири».
Фискальная политика в нефтегазовом секторе: жизнь в режиме Википедии
Налоговая система в нефтегазовом комплексе продолжает испытывать радикальные изменения. 2019 год начинался с введения нового налогового режима – налога на дополнительный доход. Этот эксперимент должен был начать перевод нефтяной индустрии на новаторский принцип налогообложения: с прибыли, а не с выручки. Казалось бы, найдена новая магистральная дорога. Однако уже в 2019 году Минфин начал откровенное наступление на НДД. Страх выпадения доходов из бюджета здесь и сейчас гораздо сильнее угрозы обвалить нефтедобычу в среднесрочной перспективе из-за нестимулирюущей инвестиции налоговой системы. Минфину гораздо симпатичнее ускорение налогового маневра, которое приносит в бюджет дополнительные деньги. Нефтегазовые компании отвечают на это частным лоббизмом – попыткой пробить для своих проектов особые условия.
Украинский газовый узел – развязка близка
Меньше месяца остается до «часа X»: в 10 утра 1 января завершают свои действия договоры на транзит газа через Украину, а также на поставку российского газа в эту страну. Российско-украинские переговоры держат в напряжении весь европейский газовый бизнес. Все ждут новой «газовой войны». Есть ли еще шанс договориться? А если нет – справится ли «Газпром» со своими обязательствами по доставке газа в Европу? Блефует ли Россия, уверяя, что новая инфраструктура и газ в подземных хранилищах позволят ей обходиться без украинского транзита уже в ближайшую зиму? И что произойдет в начале 2020 года с самой Украиной? На эти вопросы мы пытаемся ответить в нашем новом докладе.

Все доклады за: 2016 , 15 , 14 , 13 , 12 , 11 , 10 , 09 , 08 , 07 гг.

PRO-GAS
Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100
О Фонде | Продукты | Услуги | Актуальные комментарии | Книги | Выступления | Клиенты | Цены | Карта cайта | Контакты
Консалтинговые услуги, оценка политических рисков в ТЭК, интересы политических и экономических элит в нефтегазовой отрасли.
Фонд национальной энергетической безопасности © 2007
  Новости ТЭК   Новости российской электроэнергетики