Главная > Актуальные комментарии > ТЭК > К. Симонов: Россия будет убирать Украину и Белоруссию из нефтяного транзита

К. Симонов: Россия будет убирать Украину и Белоруссию из нефтяного транзита

«Белоруссии понравилось продавать нам трубы», — заявил глава Фонда национальной энергетической безопасности Константин Симонов в интервью корреспонденту ИА REGNUM 21 февраля.

Напомним, 19 февраля председатель Госкомимущества Белоруссии Георгий Кузнецов объявил, что белорусский участок нефтепровода «Дружба» следует продать иностранному инвестору. «Все должно приносить отдачу. Какой смысл в мертвом железе?», — пояснил он.

Симонов отметил, что в данном случае речь идет об одном иностранном инвесторе — России. «Никому больше кусок трубы в единой системе, которая идет из России и заканчивается в Европе, не нужен. Другое дело, нужен ли он нам», — сказал он. Он подчеркнул, что активы, которые действительно интересны России, — это нефтеперерабатывающие заводы в Новополоцке и в Мозыре, а также «Беларуськалий».

Эксперт полагает, что с учетом тяжелого финансового положения Белоруссии и того, что Россия стала более сдержанной в предоставлении ей кредитов, у Минска нет другого пути, кроме как продавать государственное имущество. «И он уже к этому относится довольно спокойно, хоть и торгуется», — добавил Симонов.

Он подчеркнул: «У России есть серьезный профицит в транзите нефти, потому что на Балтике построено несколько крупных портов, и за счет транспортировки нефти через них „Дружба“ будет постепенно осушаться. Россия будет убирать и Белоруссию, и Украину не только из газового, но и нефтяного транзита». Симонов считает, что ход Белоруссии связан с этой угрозой. «Понятна логика: если Россия купит этот нефтепровод, то не будет держать его пустым, а налоги будут поступать в белорусский бюджет», — объяснил он.

Симонов проводит параллели со сделкой по  «Белтрансгазу»: «Продали трубу России — и все, теперь „Газпром" „Белтрансгаз“ использует в приоритетном порядке, более того, есть идея расширения трубопровода“.

По мнению эксперта, „Лукашенко действует как разумный бизнесмен: он понимает, где что можно урвать“. Поэтому белорусский президент поступает рациональнее, чем его украинский коллега, считает Симонов. „Через несколько лет Украина может остаться, например, без газового транзита, но это ее совершенно не смущает. Видимо, ей проще развалить бизнес, чем отдать систему Москве“, — заявил он.

По словам Симонова, пример Белоруссии должен показать Украине, что передача России трубопроводов не означает потерю суверенитета. „Белоруссия уже несколько лет назад полностью продала „Газпрому“ „Белтрансгаз“, и, в общем то, никаких угроз своему суверенитету не видит. Наоборот, очень неплохая сделка: компанию продали за $5 млрд. и получили дешевые цены на газ“, — напомнил он.

Эксперт полагает, что успех новой сделки будет зависеть от названной Минском цены: „Транснефти" нужно четко прочитать, нужна ли ей „Дружба“, если учитывать порты на Балтике, — добавил он. — Может быть, Лукашенко уже и опоздал: надо было продавать лет десять назад“. Симонов подчеркнул, что вопрос о функционировании нефтепровода касается и Европы. Он объяснил: „Дружба“ идет в Восточную Европу, а балтийская перевалка — в Роттердам. Поэтому страны Восточной Европы остались без гарантированных поставок нефти, и их это очень беспокоит. Теперь им надо брать нефть через Роттердам, а это обходится дороже». Эксперт сказал, что симптомом этого беспокойства был вызов директора «Транснефти» Николая Токарева в Брюссель с просьбой «отчитаться об экспортной политике».

Однако Симонов полагает, что «Европе тоже надо было раньше думать». «Например, когда у России и Украины возникали конфликты по газу, ЕС за нас не заступался, он делал вид, что это местные проблемы, мол, разбирайтесь сами. Вот мы и разобрались», — сказал он.

Источник: ИА REGNUM, 22.02.2013


Специальный доклад:

Организация внутреннего рынка газа в России: тактика «малых дел»

Аналитическая серия «ТЭК России»:

Сервис и нефтегазовое машиностроение: надежен ли отраслевой фундамент?
Состояние сервисных компаний вызывает в отрасли особую озабоченность. От них зависит довольно большой пласт работы, и в этом плане не будет преувеличением их сравнение с фундаментом нефтегазового здания. Вопрос в том, насколько он надежен сегодня. И дело не только в западных санкциях и зависимости от иностранных технологий – хотя эта тема тоже нуждается в отдельном осмыслении. Главная интрига – это все же магистральный путь развития российского сервиса.
Санкции в отношении российского нефтегаза: давление продолжается
Арктика – советская гигантомания или прорывной проект?
Арктика на глазах обретает черты даже не просто крупного проекта, а чуть ли не национальной идеи. Страна стремительно возвращается к освоению Арктики советского масштаба. Впору говорить о настоящей «арктической мании». Она очень логично вписывается в экономическую политику правительства, все более явно делающего ставку на большие промышленные проекты. Поэтому Арктика становится едва ли не основным в списке промышленных приоритетов исполнительной власти. И реализовывать его предлагается по принципу «за ценой не постоим».
Государственное регулирование нефтегазового комплекса в 2018 году и перспективы 2019 года
«Газпром» на пути к новой реальности

Все доклады за: 2016 , 15 , 14 , 13 , 12 , 11 , 10 , 09 , 08 , 07 гг.

PRO-GAS
Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100
О Фонде | Продукты | Услуги | Актуальные комментарии | Книги | Выступления | Клиенты | Цены | Карта cайта | Контакты
Консалтинговые услуги, оценка политических рисков в ТЭК, интересы политических и экономических элит в нефтегазовой отрасли.
Фонд национальной энергетической безопасности © 2007
  Новости ТЭК   Новости российской электроэнергетики