Главная > Актуальные комментарии > ТЭК > Государство возвращает контроль над «Газпромом» через восемь лет после поручения Путина

Государство возвращает контроль над «Газпромом» через восемь лет после поручения Путина

Государство возвращает контроль над «Газпромом». Сделка по передаче «Газпрому» акций газораспределительных компаний с баланса «Роснефтегаза» в обмен на бумаги газовой монополии, буксовавшая в течение двух лет, близка к завершению. Процесс возврата «Газпрома» под госконтроль занял около восьми лет. После консолидации акций монополии правительство сможет дать старт ее реформе, не исключают эксперты.

Представители государства в совете директоров «Газпрома» должны на следующем собрании 15 марта одобрить сделку по приобретению акций 72 газораспределительных организаций (ГРО), принадлежащих «Роснефтегазу». По данным источника «Интерфакса», такую директиву госпредставители получили от Росимущества. В «Газпроме» от комментариев отказались.

Покупка 72 газораспределительных акционерных обществ — последний этап консолидации контрольного пакета «Газпрома» государством, затянувшейся на семь лет.

Изначально государство владело 100% газовой монополии, но в 1992 году «Газпром» стал акционерным обществом, и в период с 1993 года по 1995 год компания, которую тогда возглавлял Рэм Вяхирев, продавала свои акции или обменивала их на приватизационные ваучеры. Когда приватизация завершилась, под контролем государства оставалось 41% компании, остальная часть была продана (в том числе 15% приобрели сотрудники самого «Газпрома»). По итогам приватизации акционерами «Газпрома» стали 1,3 млн российских граждан. В 2005 году президент России Владимир Путин, занимавший на тот момент пост президента России, распорядился вернуть государству контроль над компанией.

Сейчас государство владеет 50,002% «Газпрома». Росимуществу принадлежит 38,373%, «Роснефтегазу» — 10,74% и 0,889% принадлежит «Росгазификации». Около 7% акций компании принадлежит структурам самого «Газпрома», и около 43% находятся в свободном обращении.

Но де-юре государство не получило контроля над монополией. В «Росгазификации» государству (через «Роснефтегаз») принадлежит лишь 74,54%, то есть отсутствует эффективный контроль, хотя принадлежащая ей в «Газпроме» доля учитывается как государственная. Остальные акции «Росгазификации» принадлежат газораспределительным организациям и частным лицам.

Таким образом, эффективная доля государства в капитале «Газпрома» составляет не 50,002%, а 49,773%.

Еще в 2010 году правительство одобрило схему передачи государству контроля над «Газпромом», согласно которой газовый холдинг передаст «Роснефтегазу» 0,23% своих казначейских акций, получив взамен доли в областных компаниях. При этом 74,54% акций «Росгазификации» (и 0,889% «Газпрома») останутся у «Роснефтегаза». В итоге доля государства в «Газпроме» вырастет до 50,003%.

«В случае дальнейшей передачи «Роснефтегазу» акций «Газпрома», государство формально получит контролирующий пакет монополии, особого смысла в этом нет — государство и так фактически контролирует «Газпром», — говорит Виталий Крюков из ИФД «Капиталъ». Аналитик отмечает, что процесс может завершиться на продаже акций 72 ГРО «Газпрому». «Газораспределительные предприятия так или иначе должны принадлежать профессиональному управляющему», — отмечает Крюков.

Глава Фонда национальной энергетической безопасности Константин Симонов полагает, что смысл получения государством прямого контроля над «Газпромом» может заключаться в дальнейшей реорганизации газового холдинга — ее удобнее проводить при наличии контрольного пакета. В частности, глава ФНЭБ не исключает, что компанию могут разделить по видам бизнеса.

Алексей Кокин из ФК «Уралсиб» также считает, что это может быть лишь подготовкой к реформе. «В связи с этим не исключено, что в дальнейшем все акции «Газпрома», принадлежащие «Роснефтегазу» тем или иным образом будут переведены на баланс Росимущества», — говорит аналитик.

По словам источника «Интерфакса», сумма сделки определена в 26 млрд рублей. Эта оценка была сделана еще в 2008 году. В 2010 году «Газпром» заявлял, что цена завышена — оценка проводилась с учетом того, что в 2011 году внутренние цены на газ уравняются с экспортными. Но переход на равнодоходность уже тогда ожидался не ранее, чем в 2014 году (сейчас его ожидают в 2015—2017 годах), в связи с этим, по мнению «Газпрома», срок окупаемости активов значительно возрастает.

Рынок позитивно отреагировал на новость о сделке по 72 ГРО. Крюков отмечает, что по всему сектору областных газораспределительных предприятий в четверг наблюдается существенный рост.

Акции «Ростовоблгаза» (одно из предприятий, входящих в список, должны быть проданы 25,5% его бумаг) на бирже ММВБ-РТС выросли на 40,29%, до 16,556 тыс. рублей за бумагу. Кокин из «Уралсиба» полагает, что скачок связан не столько с озвученной ценой сделки по ГРО, сколько с тем, что впервые за долгое время возникла определенность с перспективами акций газораспределительных предприятий.

Автор: Алексей Топалов

Источник: Газета.RU, 07.03.2013 


Специальный доклад:

Организация внутреннего рынка газа в России: тактика «малых дел»

Аналитическая серия «ТЭК России»:

Государственное регулирование нефтегазового комплекса в 2018 году и перспективы 2019 года
«Газпром» на пути к новой реальности
В поисках лучшего налогового режима для нефтегаза: продолжение фискальных экспериментов
Налоговая тема стала абсолютным хитом 2018 года. Правительство в очередной раз решило переписать правила игры.Основным предлогом стал новый иннаугурационный Указ президента Путина. Выяснилось, что на новые объявленные национальные проекты не хватает около 8 трлн рублей. И кабинет министров недолго думал, где взять эти средства. Речь идет о внедрении новаторской для РФ системы налогообложения, которая позволила бы перейти от налогообложения выручки к налогообложению прибыли. Нефтяные компании годами боролись за это. Однако сегодня они не выглядят довольными, не спеша переходить на новый налоговый режим, а требуя сохранения старых добрых льгот.
Итоги разворота на Восток в нефтегазовом секторе
План поворота на Восток начал реализовываться в нефтегазовом комплексе РФ еще задолго до очередного обострения отношений с Западом. Мотивы у него были самые прагматичные. Потребление нефти и газа в Азии росло, а низкие собственные запасы позволяли уверенно прогнозировать выход азиатских стран на первые места в списке импортеров углеводородов. А вот у России на Востоке как раз есть запасы нефти и газа, которые можно монетизировать. етыре с лишним года жизни под санкциями показали, что и с политической точки зрения поворот на Восток оказался оправдан. Каковы же его реальные результаты?
Новая структура власти и ТЭК: переформатирование системы госуправления отраслью
За майской инаугурацией Путина последовало переформатирование российского правительства, а затем и в целом системы исполнительной власти. На первый взгляд кажется, что изменения носят косметический характер. Не только премьер, но и многие министры сохранили свои посты. Но на самом деле кадровые новации весьма масштабны, и нефтегаза они касаются напрямую. Перестановки еще не закончены – в некоторых министерствах продолжаются активные чистки и структурные изменения. Но основные игроки все же расселись по своим креслам, и можно подвести первые итоги переформатирования системы управления нефтегазовой промышленностью.

Все доклады за: 2016 , 15 , 14 , 13 , 12 , 11 , 10 , 09 , 08 , 07 гг.

PRO-GAS
Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100
О Фонде | Продукты | Услуги | Актуальные комментарии | Книги | Выступления | Клиенты | Цены | Карта cайта | Контакты
Консалтинговые услуги, оценка политических рисков в ТЭК, интересы политических и экономических элит в нефтегазовой отрасли.
Фонд национальной энергетической безопасности © 2007
  Новости ТЭК   Новости российской электроэнергетики