Главная > Актуальные комментарии > Актуальные сюжеты > Римское право, что дышло…

Римское право, что дышло…

Кипр и нарушения газовых договоренностей – звенья одной цепи 

Ситуация на Кипре вызвала довольно нервную реакцию в России. И понять ее можно. Решение взять и списать со счетов в банках определенное количество денег выглядит крайне спорным с точки зрения основ рыночной экономики и фундаментальных принципов гражданского права. Поразительнее всего, что это происходит в Европе, которая всегда учила нас выполнять обязательства, соблюдать договоренности. И в основе Римского права лежит известный принцип «договоры должны соблюдаться». И вдруг полное невыполнение договоренностей. Если в процессе игры меняются правила, то никакой бизнес невозможен. Когда иностранные инвесторы приходят в Россию, всегда первый вопрос: «А какие долгосрочные гарантии вы можете дать, что правила игры не поменяются?». Это происходит и в энергетике, и в других отраслях. Всегда инвесторы критикуют Россию за непредсказуемость правил игры. И вдруг в цивилизованной Европе принимается такое сомнительное решение.

Но данное решение далеко не первое в этом ряду. Другое дело, что прежде Россия находила в себе больше понимания. Возьмем ситуацию в газовом бизнесе. В последнее время европейские компании – клиенты Газпрома пытаются отказаться от выполнения своих обязательств по долгосрочным контрактам. Газпром угрожает им штрафными санкциями. Сылаясь на изменившуюся ситуацию, европейские компании в массовом порядке пытаются этих штрафов избежать. Они идут в арбитражные суды и даже их выигрывают. Российские эксперты, российская пресса полностью на стороне европейских клиентов. Они говорят о том, что ситуация меняется, мир переходит на спотовую торговлю, а негибкий глупый Газпром настаивает на том, чтобы сохранить долгосрочные договоренности. Возникает вопрос: Газпром, может быть, и не гибкий, но он настаивает на том, чтобы европейские клиенты выполнили те договоренности, которые они сами взяли на себя. А иначе как вы собираетесь делать бизнес? Здесь мы видим безусловное нарушение сути бизнеса: когда ты берешь на себя обязательства, ты должен их выполнить.

Еще можно было бы понять, если бы система долгосрочных контрактов была придумана Россией, навязана ею европейцам. Но на самом деле, придумана-то она была Европой. И не случайно еще носит название «Гронингенская система» по названию месторождения Гронинген в Нидерландах. Т.е. это все продукт европейский. Европейцы боялись, что им не хватит газа и заставляли поставщиков, прежде всего Россию и Газпром, брать на себя обязательства по поставкам. А теперь ситуация поменялась, как им кажется, и они считают, что нужно переходить на спот: «Нет-нет, мы ничего выполнять не будем». Слушайте, а как же Римское право? А как ваши подписи? В этой ситуации удивляться тому, что происходит на Кипре, не надо.

Но самое фантастическое заключается в том, что европейские компании, отказываясь от обязательств по принципу “take-or-pay”, т.е. отказываясь платить за невыбранный газ, предлагают Газпрому сохранить обязательства по принципу “ship-or-pay”, т.е. транспортируй или плати. Это вообще фантасмагорическая ситуация. С одной стороны, все говорят про спот, а с другой стороны, никто не собирается предоставлять Газпрому возможность отказаться от поставок газа по контрактам. Интересна аргументация ряда экспертов относительно того, что «Южный» и «Северный потоки» не отменяют необходимости использовать Украину. Почему? Говорится ведь, что у Газпрома есть контракты на транзит газа через территорию восточноевропейских стран – Словакии, Чехии. Выходит, что Газпром все равно должен будет эти договоренности выполнять. Это странная история. Если вы сейчас отказываетесь выполнять договоренности по закупкам газа, почему Газпром должен выполнять договоренности по его транзиту и поставкам на территорию Европейского Союза? Это совершенно запредельная логика. Ладно, вы еще отказываетесь выполнять свои обязательства, но почему вы предлагаете оставить в договоре только то, что выгодно вам, а все, что вам невыгодно, вычеркнуть и еще называть это «следованием новой экономической моде, гибкостью» и т.д.? Может, завтра и Кипр скажет, что ничего он не совершил страшного, это просто такие современные экономические реалии и он просто проявил некую экономическую гибкость. Если мы так будем понимать гибкость и так будем понимать современные реалии, мы очень далеко зайдем и тогда, мне кажется, вообще фундаментальные основы рыночной экономики будут подорваны.

Автор: Константин Симонов, генеральный директор ФНЭБ


Аналитическая серия «ТЭК России»:

Три года под санкциями: как они повлияли на российский ТЭК?
Время летит быстро – прошли уже три года с весны 2014 года, когда Крым вернулся в состав РФ. Практически сразу против России были введены санкции, которые напрямую затронули нефтегазовый комплекс – основную отрасль российской экономики. Уже можно подвести первые итоги – как российский нефтегаз приспособился к санкционному режиму, насколько фатальными оказались его потери и как санкции повлияли на решимость иностранных компаний работать в России.
Рынок Азии: потенциал российского нефтегазового экспорта на восток
Государственное регулирование нефтегазового комплекса в 2016 году и перспективы 2017 года
«Газпром»: Голиаф сдаваться не намерен
Противоречия между основными игроками на газовом рынке в России продолжают накапливаться – депрессия на стороне спроса и наращивание предложения независимых производителей ограничивают добычу «Газпрома» и делают конкуренцию за платежеспособных потребителей острее, создавая почву для новых интриг вокруг конфигурации отрасли. На внешних рынках, напротив, складывается позитивная ситуация. Восточное направление также не остается без внимания.
Налоговая политика в отношении нефтегаза в период бюджетного дефицита
Отношения Минфина и отрасли в эпоху «нефти по 100» складывались на основе «ножниц Кудрина» - доходы свыше отметки в 60 долларов за баррель просто срезались в пользу федерального бюджета. Но это позволяло нефтяным компаниям сравнительно спокойно относиться к падению цен на нефть и даже получать выгоду, как бы парадоксально это не звучало. Ведь обвал нефтяных цен традиционно сопровождается падением курса рубля, что выгодно экспортерам. Однако радоваться ТЭКу не пришлось. Столкнушвись с бюджетным дефицитом, Минфин все равно обратил свои взоры на отрасль, придумав для нее новые налоговые изъятия. Министерство получило мощный аргумент в свою пользу: добыча нефти в 2016 показывает рекордный рост, и это позволяет ведомству заявлять, что финансовая ситуация не так и плоха, как о ней рассуждают нефтегазовые компании. В результате бюджетная трехлетка (2017-2019 гг.) может стать для отрасли проблемной, хотя нефтегаз, наоборот, рассчитывал на запуск новой налоговой системы на основе налогообложения прибыли.

Все доклады за: 2016 , 15 , 14 , 13 , 12 , 11 , 10 , 09 , 08 , 07 гг.

Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100
О Фонде | Продукты | Услуги | Актуальные комментарии | Книги | Выступления | Клиенты | Цены | Карта cайта | Контакты
Консалтинговые услуги, оценка политических рисков в ТЭК, интересы политических и экономических элит в нефтегазовой отрасли.
Фонд национальной энергетической безопасности © 2007
  Новости ТЭК   Новости российской электроэнергетики