Главная > Актуальные комментарии > ТЭК > К. Симонов: «Путин сделал все, чтобы Янукович не смог выкрутиться»

К. Симонов: «Путин сделал все, чтобы Янукович не смог выкрутиться»

Договор об акционировании украинской ГТС между Украиной и Россией в итоге будет подписан. Это единственный в создавшейся ситуации способ для Киева получать российский газ по цене $220-240 за тысячу кубометров. Об этом в интервью собственному корреспонденту ГолосUA в Москве заявил президент российского Фонда национальной энергетической безопасности Константин Симонов.

- В марте президент Украины Виктор Янукович в очередной раз побывал в Москве, несколько часов за закрытыми дверями встречался с президентом России Владимиром Путиным. Якобы снова говорили о газе, но результата снова нет. Как вы считаете, Украине и России удастся все-таки договориться?

Все эти переговоры идут много-много лет, но пока я не вижу оснований для какого-то прорыва. Янукович постоянно бывает в Москве, и наши лидеры бывают в Украине. Некоторые украинские чиновники едва ли не каждую неделю здесь бывают, особенно господин Бойко. Зачем он сюда ездит, что он здесь делает – совершенно неясно. Ведь Украина не проявляет гибкости, несмотря на то, что ситуация в экономике постоянно ухудшается, и как Киеву выпрыгнуть из этой ситуации - совершенно непонятно. Позиция России известна, и я не думаю, что она сильно поменяется. Понятно, что в основе переговоров лежат вопросы цены газа и ГТС Украины. Россия давно уже предложила передать украинскую ГТС в собственность Газпрому в обмен на двукратное снижение стоимости газа. Фактически это белорусский сценарий. Уверен, что если бы Украина предложила даже 50% ГТС, эти предложения были бы приняты. Но ни на какие уступки Киев идти не хочет.

- Возможен ли в этом вопросе компромисс со стороны Москвы?

Вряд ли. Путин сделал все, чтобы у Януковича не было возможности выкрутиться. Цена на газ не снижается, и стала неподъемной для Украины. Теперь Газпром выкатил штраф в $7 миллиардов за недобор газа в 2012 году. Экономика Украины, даже по статистическим официальным данным, продолжает падение, ситуация крайне скверная. Западные структуры, МВФ требуют повышения стоимости газа и электроэнергии для населения. То есть, кажется, Януковичу уже некуда бежать. Тем более, если смотреть глобально, Путин очень долго играл в эту историю, он постепенно обкладывал Украину, особо не торопясь, потому что он пришел на два президентских срока, и у него есть еще 10 лет, спешить ему некуда. Это у Януковича уже нет времени – скоро перевыборы. Мне кажется, что в итоге здравый смысл должен возобладать, и мы все-таки подпишем акционерное соглашение по трубе. Это для Киева единственно возможный вариант, чтобы снизить цену до уровня 220-240 долларов. Остальное – частности, условия: либо собственность 50 на 50, либо долгосрочная аренда.

- В то же время высшие российские чиновники в последнее время больше говорят не о ГТС, а о потенциальном участии Украины в Таможенном союзе России, Белоруссии и Казахстана. Не раз прямым текстом было сказано, что именно вступление в этот союз гарантировало бы Украине снижение цены на газ…

Действительно, помимо темы ГТС возникла тема участия Украины в Таможенном союзе и Едином экономическом пространстве: мол, либо трубу отдаете, либо в ЕЭП участвуете и за это получаете вожделенную стоимость газа. Я лично противник такого подхода, потому что тема ЕЭП она туманная, а тема трубы – предельно конкретная. Вопрос с ГТС можно оформить за неделю, а участие Украины в Таможенном союзе, с соответствующим согласованием множества позиций, утверждением всевозможных регламентов и норм, только затянет процесс. Хотя многие эксперты считают, что поскольку Россия начала строить газопроводы в обход Украины, украинская труба - уже бессмысленная штука, и вести о ней переговоры нет резона. Тем более, что суммарно мощности «Северного потока» и «Южного потока» рассчитаны на транспортировку в Европу 118 миллиардов кубометров газа в год. Интересно, что это почти соответствует тому объему, который Россия экспортировала через украинскую ГТС в рекордном для нашего газового экспорта 2008 году, – 117 миллиардов кубометров.

- То есть вы считаете, что украинская ГТС по-прежнему интересна России?

Я считаю, что переговоры с Украиной в любом случае стоит довести до конца. Тем более, что неясно пока, как закончатся наши переговоры с Евросоюзом. По правилам «третьего энергетического пакета», принятого Еврокомиссией, мы можем построить трубу, но должны 50% мощностей зарезервировать под альтернативных поставщиков газа. Если мы говорим про «Южный поток», то это может быть тот же Азербайджан. Ну, и не секрет, что «Южный поток» - очень дорогой проект. Для его реализации необходимо построить две трубы по российской территории, четыре трубы по морю и еще несколько труб уже по территории Евросоюза, плюс разные ответвления. И даже если мы уполовиним «Южный поток», это будет большая экономия. Все-таки на Украине уже есть готовая труба, и с этим никто не спорит. Вопрос в том, что никто не хочет нам давать гарантии стабильности, а мы нем можем сидеть постоянно на пороховой бочке. Поэтому я лично считаю, что политически и экономически лучше этот вопрос довести до конца.

- Если России и Украине удастся договориться, возможен ли отказ от строительства «Южного потока»?

Такой вариант невозможен. Такое было возможно еще 2-3 года назад, но Украина сама дотянула до такой ситуации. По проекту «Южный поток» уже многое сказано и многое сделано. Строится первая труба на российской территории, строятся компрессорные станции, публично Путин сварил первый шов. Единственное что пока еще возможно, - пересмотр параметров трубопровода.

- Требование Газпрома от Украины выплатить штраф в размере $7 миллиардов за недобор газа в 2012 году – это шантаж? Или же Россия на самом деле надеется получить эти деньги?

Я убежден, что это, во-первых, продолжение политики Путина по обкладыванию Украины. Во-вторых, это личная обида Путина. Ведь Газпром мог выставить штрафы и в 2009, и в 2010, и в 2011 годах – контракт всегда нарушался по объему выборки, это не является секретом. Но всегда Украина говорила: дорогие товарищи, мы нарушили контракт, но у нас денег нет, пойдите навстречу. А в 2012 году Украина впервые сменила риторику. Фактически было сказано: ничего мы не нарушали, ничего платить не будем, пошли вы вообще к такой-то матери. Эффект был обескураживающим. Как возник недобор? Фактически Янукович разрешил Фирташу покупать газ напрямую, минуя Нафтогаз. Таким образом было приобретено 8 миллиардов кубометров газа. Всего с учетом газа, купленного Фирташем, Украина в 2012 году приобрела 32,9 миллиарда кубометров газа при предусмотренных контрактом 33 миллиардах. И если бы все закупки проходили в рамках контракта, то объем невыбранного газа был бы минимальным. Поэтому здесь Янукович сам себя подставил, и этим Газпром сразу же воспользовался. Думаю, что по прямому намеку Путина, который почувствовал личную обиду за то, как вел себя Янукович с точки зрения такого откровенного хамства.

- Украина четко заявила, что штраф не признает и платить не собирается. Готов ли Газпром требовать эти деньги через суд?

Газпром четко обозначил свою позицию, заявив про 7 миллиардов. Был прямой ответ Нафтогаза: ничего платить не будем. Прошло три месяца, и теперь Газпрому, сказавшему «А», пора говорить и «Б». Вопрос в том, что ни одна, ни вторая сторона идти на суд не хотят и еще надеются это все как-то «разрулить». Однако если в ближайшее время, условно, к майским праздникам, не будет никакого решения, то, значит, Газпрому все-таки придется идти в суд.

- Какова судебная перспектива этого дела?

Согласно контракту, который опубликован благодаря украинской прессе, разбирательство должно идти на русском языке в арбитражном суде Стокгольма. Арбитраж рискует превратиться в эпическую драму. Здесь логика Нафтогаза будет абсолютно простой. Я уверен, что Украина тут же выставит встречный иск на тему изменения контракта, апеллируя к соответствующему пункту в контракте о «существенном изменении условий». Но это уже вопросы юридической казуистики. Так что разбирательство может превратиться в своеобразное шоу с непредсказуемым исходом и растянуться на много месяцев. Но я вижу, что Нафтогаз однозначно боится арбитража. Потому что еще год назад громко бил себя в грудь: мы пойдем суд оспаривать контракт! Но так и не пошли.

- Но ведь Газпром уже проиграл несколько судебных процессов против европейских компаний, которые оспаривали высокую цену на российский газ…

Ситуация с Нафтогазом отличается коренным образом. Тогда Газпром судился с европейскими компаниями, представляющими государства, входящие в Евросоюз, по сути, играл на чужой территории. И решения были вынесены крайне спорные. Суть претензий там тоже во многом касалась объемов выборки. Но оценить однозначно те контракты мы не можем: они закрыты от общественности. Если контракт с Украиной четко предусматривает погодовую выборку газа, то контракы с европейскими компаниями могут, например, могут предусматривать переносы объемов выборки на последующие периоды. В любом случае, европейцы собаку съели на подобных судах, с ними судиться очень тяжело, поэтому неудивительно, что суды закончились так. Но когда в Стокгольме, на чужой территории, сойдутся Газпром и Нафтогаз – это будет совершенно другая история.

- Почему, на ваш взгляд, Европа заняла нейтральную позицию в российско-украинском газовом споре?

Свою позицию Европа сформировала еще в 2009 году, во время газового конфликта. Тогда и Россия, и Украина аппелировали к европейцам. Путин надеялся, что они поддержат Москву. Была надежда, что замерзающая Европа станет на нашу сторону. Этого не произошло. Позицию Европы очень ярко выразили несколько политиков. Они сказали: это ваши проблемы. По контрактам вы должны доставить газ на границу Европы. А как вы его доставите – над Украиной, под Украиной, в обход Украины – это ваши проблемы. И январь 2009 года породил такую официальную парадигму, которая сохраняется и теперь. Сейчас, с одной стороны, Европе вроде интересна идея вернуться к трехстороннему консорциуму по украинской ГТС, об этом, в частности, заявил председатель Еврокомиссии Жозе Мануель Баррозу, но по сути это пустые слова. Проблема в том, что в связи с третьим энергопакетом европейские энергетические компании не желают сейчас принимать участие в каких-либо газотранспрортных проектах на европейской территории. Им, конечно, интересно вернуться к трехстороннему консорциуму. Но ни одна европейская компания принимать участие сегодня в акционировании украинской ГТС или ее аренде не будет. Зачем входить в актив, который, благодаря политике Брюсселя, становится рискованным? Хотя на самом деле европейцы боятся российско-украинского двухстороннего соглашения по трубе. В личном общении мне об этом открыто говорили еврочиновники: мы не должны допустить, чтобы труба досталась России. Поэтому как только соглашение войдет в завершающую стадию, думаю, из Брюсселя тут же будет залп на тему: да что ж вы делаете – и будут Украину за волосы от России оттаскивать.

- В Украине немало промышленных предприятий принадлежат российскому бизнесу. Возможен ли вариант поставок им напрямую российского газа, минуя Нафтогаз?

Не думаю. Если внимательно посмотреть, что происходит в украинской системе распределения газа, то можно увидеть, что Фирташ с сыном Януковича резко усиливают собственную дистрибуцию. То есть, судя по всему, они сейчас будут закупать газ не только для себя, но и для своих теневых партнеров. Похоже, Украина стремительно возвращается к посредников на газовом рынке. Это позорная на самом деле история, но Украина стремится вернуться в нее. Статистика показывает, что Нафтогаз закупает все меньше газа, а Фирташ - все больше, и по сути превращается в параллельного дистрибутора газа.

- Украинские высшие чиновники не раз заявляли о возможности поставок газа из альтернативных источников. Кто, на ваш взгляд, может составить конкуренцию России?

Это бред полный. Посмотрите заявления украинских чиновников только за последние годы. Май 2010 года. Бойко объявляет, что найден газ в Египте, который будет поставляться в Украину. Причем он даже цену тогда называл – 196 долларов за тысячу кубометров. Откуда он взял эту цену? Какой Египет? Теперь, пожалуйста, про Египет уже забыли – заговорили про азербайджанский газ. Но по Азербайджану можно смело сказать, что никакого свободного газа там физически нет. Из 16 миллиардов кубометров, добываемых в Азербайджане, 6 миллиардов отошло Турции, оставшиеся 10 миллиардов кубов «оторвет» Европа без вопросов. Азербайджану не нужна Украина вообще как рынок сбыта. Европа – это же не только деньги, но возможность решить политические проблемы Баку, связанные с Нагорным Карабахом. А что может Украина в данной ситуации? Ничего.

Что касается доставок в Украину сжиженного газа, то вообще никто в мире пока таких масштабных проектов не реализовывал. В этом плане совершенно неясно, что будет являться источником газа. Не говоря уже методах, с помощью которых реализовывается этот проект. Чего стоит эта история с испанским аферистом, с которым был подписан контракт на строительство СПГ! Вы можете сколько угодно ругать Россию, но я не представляю, чтобы здесь в присутствии премьер-министра был подписан контракт с каким-то аферистом, непонятно где найденным. Но больше всего меня поражает, что того же Каськива не сняли с должности, и он по-прежнему работает. Человек подставил страну, опозорил на весь мир и имеет наглость рассказывать, что «мы продолжаем эти работы». Мне кажется, тему СПГ после этого неприличного случая надо закрывать – нет ни источников поставок, ни прогресса по терминалу.

- В то же время Украина уже начала получать газ из Европы реверсом по газопроводу Одесса-Броды.

46 миллионов кубометров за прошлый год – «фантастический успех», что там говорить? При этом очень интересно слушать заявления украинских чиновников. Прошлой осенью они говорили, что этот газ дешевле российского на 100 долларов, Янукович в марте на пресс-конференции сказал, что дешевле на 50 долларов, а согласно официальной украинской статистике цена такая же, как и российская. А вот если взять не украинскую статистику, а цену на газ на европейских хабах, которая в начале марта была значительно дороже газпромовской, прибавить стоимость транспортировки через Польшу и Чехию, то получится, что газ, поступающий по реверсу из Европы, обходится Украине на 60-70 долларов дороже, чем российский. Но Украина не может публично признать, что это не выгодно: раз бубнит президент про 50 долларов выгоды, то как уже скажешь по-другому? Поэтому газ по реверсу из Европы - полная чушь, и никакой экономии там не будет. В той же Норвегии цены на газ постоянно растут и уже приблизились к газпромовским. То есть это все миф, что в Европе есть какой-то суперисточник дешевого газа для Украины.

- Еще один проект, о котором громко заговорили в Украине, - промышленная добыча сланцевого газа.

Еще одна откровенно «пиаровская» штука. Наравне с прочим бредом, который говорился раньше. Украина уже «добывала» газ на шельфе. Потом «добывала» шахтный метан. Где весь этот газ? Теперь – сланцевый газ. Правильней сказать - tight gas, газ высокоплотных коллекторов, который «сланцевым» в Украине назвали по аналогии с добычей сланцевого газа за рубежом. Для его добычи сначала необходимо пробурить на 3-4 км вертикальную скважину, потом загнуть трубу и вести ее горизонтально. Это очень тяжелый с технической точки зрения проект. И я очень сомневаюсь, что Украину тут ждет успех. Даже по официальным данным этот проект даст 10 миллиардов кубометров газа. То есть реально говорить о коммерческой составляющей очень сложно. Посмотрите на Польшу. Там тоже реализовывался проект по добыче сланцевого газа. Было пробурено две скважины, которые назывались Flame of hope – пламя надежды, их лично премьер открывал. Но в результате они лишь технически доказали возможность добычи сланцевого газа. После чего компания Exxon, реализовывавшая эти проекты, закрыла их как нерентабельные.

Автор: Данил Кляхин

Источник: Голос UA, 25.03.2013


Специальный доклад:

Организация внутреннего рынка газа в России: тактика «малых дел»

Аналитическая серия «ТЭК России»:

Государственное регулирование нефтегазового комплекса в 2023 году и перспективы 2024 года
«Газпром» в период изгнания с европейского рынка. Возможное развитие газового рынка в России в условиях экспортных ограничений
Новая логистика российского нефтяного бизнеса
Новая энергетическая стратегия России: версия бумажная и фактическая
Энергостратегию до 2050 года (ЭС-2050) первоначально хотели утвердить до 15 сентября 2022 года. Однако и в декабре 2023 года она еще только обсуждается. И рабочая версия ЭС-2050 пока публично не предъявлена. С одной стороны, это наглядно показывает отношение к стратегическим документам в области энергетики. Получается, что отрасль в целом справляется с беспрецедентным санкционным давлением и без официальных стратегий. С другой стороны, российский нефтегаз столкнулся с действительно серьезными вызовами, к которым нельзя относиться легкомысленно. И оперативные проблемы являются отражением и долгосрочных угроз.
Российская нефтяная индустрия: жизнь под ценовым потолком
Уже почти полтора года российская нефтяная индустрия живет в условиях жесточайших санкций. Ключевыми из которых стало эмбарго на морские поставки нефти и нефтепродуктов в ЕС и страны G7, а также механизм price cap. Они заработали с конца 2022 года. За более чем 8 месяцев функционирования этих ограничений можно подвести предварительные итоги того, насколько успешно наши нефтяники справляются с этим вызовом. И как он сказался на объеме экспорта и на ценах.

Все доклады за: 2021, 20, 19, 18, 17, 16, 15, 14, 13, 12, 11, 10, 09, 08, 07 гг.

PRO-GAS
Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100
О Фонде | Продукты | Услуги | Актуальные комментарии | Книги | Выступления | Клиенты | Цены | Карта cайта | Контакты
Консалтинговые услуги, оценка политических рисков в ТЭК, интересы политических и экономических элит в нефтегазовой отрасли.
Фонд национальной энергетической безопасности © 2007
  Новости ТЭК   Новости российской электроэнергетики