Главная > Актуальные комментарии > Актуальные сюжеты > Закрытая встреча Алексея Миллера и главы ГНКАР

Закрытая встреча Алексея Миллера и главы ГНКАР

12 апреля в Москве состоялась  секретная встреча главы «Газпрома» Алексея Миллера и руководителя ГНКАР Ровнага Абдуллаева, на которой обсуждались приватизационный конкурс правительства Греции по компаниям газораспределительному концерну DEPA и газотранспортному предприятию DESFA. В настоящее время они входят в единый холдинг.

 

Правительство Греции объявило тендер в начале 2012 года, а в январе 2013 сформировала шорт-лист претендентов на активы, в который вошли «Газпром», ГНКАР, «Негуснефть» (контролируется группой «Синтез» сенатора Леонида Лебедева), а также совместное предприятие греческих промышленных холдингов M&M и консорциум греческой GEK Terna cо структурами чешского бизнесмена Петра Келлнера.

 

При этом «Газпром» и ГНКАР не являются прямыми конкурентами в тендере. Греческие активы можно приобрести как единым пакетом, так и раздельно. Российский концерн, как и M&M, претендует на газораспределительный бизнес DEPA, а ГНКАР конкурирует с чешско-греческим консорциумом за газотранспортную «дочку» DESFA. И только «Негуснефть» подавала предварительную заявку на весь газовый холдинг.

 

 

Подробнее о ситуации на греческом газовом рынке и ходе тендера рассказывает Алексей Гривач, заместитель директора ФНЭБ: 

 

Приватизационный конкурс правительства Греции по продаже государственных газовых активов все больше напоминает фильм немецких кинематографистов "Греческая смоковница" (или в просторечье инжир), устроивший во времена Перестройки фурор среди неискушенных советских видеолюбителей. Эротическая мелодрама с элементами комедии.
Напомню краткое содержание предыдущих серий. C 2011 года, когда правительство объявило о приватизации госактивов, приняло трехлетнюю программу приватизации и учредило специальный фонд по продаже государственных предприятий (HRADF), в стране сменилось три кабинета министров и дважды руководство самого Фонда. Последний глава HRADF был вынужден уйти в отставку в прошлую субботу. Это антураж.
Теперь, что касается самого тендера по газовой компании DEPA Group, которая является монополистом на греческом рынке газа. Правительству принадлежит 65% акций, еще 35% у нефтяной госкомпании Hellenic Petroleum. DEPA занимается импортом и продажами газа внутри страны - электроэнергетикам, крупным промышленным потребителям и трем региональным газораспределительным компаниям. При этом во всех трех ГРО у DEPA контрольный пакет, а миноритарным партнером в одной из них (Attiki) является Shell, а в двух других (Thessaloniki и Thessalia) - Eni.

Кроме того, DEPA в соответствии с требованиями европейского энергетического законодательства выделила магистральные газопроводы в отдельную 100-процентную дочку - DESFA.
В 2010-2011 году правительство вело консультации с потенциальными инвесторами в газовые активы, но сам тендер был заморожен. В начале 2012-го HRADF вновь объявил о начале сбора предложений по приватизации DEPA. При этом инвесторам были предложены три опции - покупка 100% акций DEPA и 66% DESFA, только 100% DEPA без газопроводного хозяйства и только 66% акций DESFA. 34% DESFA правительство намерено оставить себе. Интерес проявили 17 потенциальных покупателей. Но по итогам предварительных переговоров к следующему этапу конкурса осталось лишь 5 участников, которые до 12 апреля должны подать юридически обязывающие предложения. Надо отметить, что конкуренция за активы не очень острая.

На группу в целом (DEPA + DESFA) претендует только "Негуснефть", мелкая нефтяная компания, которая входит в группу "Синтез" сенатора Леонида Лебедева. 
На бизнес по купле-продаже газа DEPA подали предварительные заявки "Газпром" и греческий газовый трейдер M&M Gasco, который на паритетных началах учредили две крупных промышленных группы - Mytilineos Group (владелец греческого алюминиевого холдинга) и Motor Oil Hellas (контролирует второй по величине в Греции Коринфский НПЗ и сеть заправочных станций). В 2011 году консорциум получил на 20 лет лицензию на поставки газа потребителям страны, после чего начал импортировать СПГ через терминал, принадлежащий DESFA.

Наконец, только на 66% DESFA обязывающие предложения готовятся представить азербайджанская ГНКАР (SOCAR) и консорциум принадлежащей чешскому миллиардеру Петру Келлнеру PPF с греческим промышленным холдингом GEK Terna (находится в предбанкротном состоянии). Структуры Келлнера уже договорились о приобретении 49%, дающих право управления, словацкой газовой монополии SPP (владеет газотранспортной инфраструктурой Eustream), а также являются наиболее вероятным покупателем чешской газотранспортной компании Net4Gas. То есть, активно скупает газопроводные компании. Так что ГНКАР придется нелегко. Более того, логика приобретения именно DESFA со стороны ГНКАР недостаточно ясна. Если азербайджанская компания собирается выходить на европейский рынок газа, эта инвестиция более чем сомнительна, поскольку согласно "третьему энергопакету" поставщик сырья не может управлять газотранспортными активами. По этой причине DESFA не интересует "Газпром". Конечно, от Еврокомиссии, особенно после решения по кипрским депозитам, можно ожидать всего, в том числе и разрешения ГНКАР на покупку греческих газопроводов. Например, под предлогом того, что газ с месторождения Шах-Дениз в Европу собирается поставлять не ГНКАР, а международный консорциум с участием азербайджанской госкомпании. Но это все же достаточно цинично и главное идет в разрез со стратегией демонополизации газового рынка. 

Что касается трейдингового бизнеса DEPA, то "Газпром" - здесь явный фаворит по деньгам. По различным слухам, он подал необязывающую заявку на покупку актива в размере то ли 900 млн евро, то ли 1,9 млрд евро. Учитывая, что чистая прибыль всей DEPA составляла 100-150 млн евро в последние годы, окупить вложения в 1 млрд в разумные сроки довольно проблематично, особенно в условиях роста неплатеджей в кризисной Греции. Если же верна вторая цифра, то это вообще явно похоже на аукцион в стиле Остапа Бендера - значительно перебить любую разумную цену ради стратегического приобретения.

DEPA занимается закупкой газа по трем долгосрочным контрактам - "Газпром экспортом" (до 2016 года включительно), турецкой Botas и алжирской Sonatrach (до 2021-го). Максимальные объемы по контракту с "Газпромом" - 2,8 млрд кубометров, с турками - 0,7 млрд, а с алжирцами - 0,52 млн т СПГ (что соответствует примерно 0,7 млрд стандартных кубометров природного газа). Плюс небольшие закупки сжиженного газа на споте. Часть СПГ импортируют крупные потребители самостоятельно. 
В 2012 году из 4,4 млрд кубометров, которые потребила Греция, 2,5 млрд кубометров DEPA закупила у "Газпрома", 0,6 млрд кубометров у Botas и около 0,8 млрд кубометров в виде СПГ. Еще примерно 500 млн кубометров СПГ ввезли другие импортеры. Таким образом, DEPA контролирует примерно 90% рынка.

Около 15% сбыта DEPA приходится на газораспределительные компании, 60% - электроэнергетики, до 20% - промышленность, до 5% - собственные нужды и балансировка DESFA. 
Крупнейшим потребителем Греции в 2011 году и основным клиентом DEPA являлась государственная электроэнергетическая корпорация DEI. Ее электростанции использовали 1,2 млрд кубометров, из которых 1 млрд поставила DEPA. Но в прошлом году из-за кризиса DEI снизила закупки газа в 1,5 раза (данных о доле DEPA в портфеле пока нет). В результате по объемам потребления ее догнал алюминиевый завод, входящий в Mytilineos Group - 850 млн кубометров. В целом же с учетом электростанций Protergia и Korinthos Power (совместное предприятие с Motor Oil) потребляет около 1,2 млрд кубометров. Еще примерно 300 млн кубометров потребляет сам Коринфский НПЗ.
Еще один крупный потребитель - паритетное совместное предприятие итальянской Edison и Hellenic Petroleum - Elpedison, которое владеет двумя ТЭЦ. Потребление в 2012 году составило в районе 800 млн кубометров. Кроме того, 270 млн кубометров пришлось на станцию, входящую в группу GEK Terna.
Газораспределительным компаниям DEPA продает 700-800 млн кубометров ежегодно. 

Зачем "Газпрому" DEPA понятно. В Греции нет регулирования цен на газ. DEPA продает газ потребителям внутри страны по долгосрочным контрактам, которые учитывают импортную цену, расходы на транспортировку и гарантированную маржу трейдера. Поскольку контракт "Газпрома" с DEPA истекает менее, чем через 4 года, российскому концерну нужны, как минимум, гарантии сохранения доли рынка. С другой стороны, для покупателя первостепенную роль играет сохранение контрактов самой DEPA с клиентами в условиях либерализации европейского рынка. В конце прошлого года долгосрочный контракт с DEPA до 2020 года продлила DEI. Контрактные объемы 1,1 млрд кубометров, минимальный отбор (take or pay) - 850 млн. Правда, в рамках соглашения DEPA была вынуждена вернуть электроэнергетикам 94 млн евро за 2008-2011 годы. 

Кроме того, в прошлом году на три года пролонгирован договор с Mytilineos Group на 850 млн кубометров (бери или плати). С учетом газораспределения и долгосрочного договора с Elpedison на ближайшие несколько лет портфолио DEPA гарантировано, как минимум, на уровне 3,5 млрд кубометров в год.
Это хорошие новости для "Газпрома" и других потенциальных покупателей. 

Но плохих гораздо больше. Из-за неплатежей со стороны потребителей, DEPA, по некоторым данным, в прошлом году была вынуждена привлечь кредиты на сумму до 500 млн евро, чтобы расплатиться с поставщиками газа (это были первые займы компании, если не брать в расчет кредиты, взятые DESFA).
Но главная проблема этой сделки для "Газпрома" - это разрешение со стороны Еврокомиссии. Политически оно маловероятно. Даже положительный ответ Брюссель, скорее всего, обставит поведенческими требованиями, например, принудительной переуступкой части ликвидных потребителей другим трейдерам.

Судя по просочившимся в греческую прессу сведениям по итогам визита в Афины главы "Газпрома" Алексея Миллера, греки прекрасно понимают, что предложение российского концерна самое лучшее с финансовой точки зрения, но не очень-то верят в одобрение сделки. По данным СМИ, "Газпром" был возмущен пунктом правил тендера, которые предусматривают внесение победителем 20-процентного депозита, который не возвращается даже в случае отказа в одобрении сделки со стороны европейских регуляторов.
Поскольку брюссельские риски для "Газпрома" очень велики, этот пункт ни что иное как "развод на деньги", на 200-400 млн евро.

Хотя имея перед глазами кипрский фокус, это уже выглядит не простым недоразумением или ушлостью греческих приватизаторов, а походит на фирменный стиль ведения дел в ЕС. Эротическая мелодрама с элементами комедии. 


Специальный доклад:

Организация внутреннего рынка газа в России: тактика «малых дел»

Аналитическая серия «ТЭК России»:

Литий – новое эльдорадо энергетики?
Энергетический переход, с одной стороны, справедливо воспринимается российскими нефтегазовыми компаниями как угроза их бизнесу. С другой стороны, нужно искать в новой энергетике и новые возможности. Одной из них является производство лития – важнейшего сырьевого компонента для аккумуляторов электромобилей. Отрасль стремительно растет, что открывает другие горизонты. В том числе и для традиционных ТЭК-компаний. Литий уже вызывает повышенный интерес в России, что требует внимательного изучения темы.
Последние санкционные решения Запада и их влияние на российский нефтегаз
Государственное регулирование нефтегазового комплекса в 2023 году и перспективы 2024 года
«Газпром» в период изгнания с европейского рынка. Возможное развитие газового рынка в России в условиях экспортных ограничений
Новая логистика российского нефтяного бизнеса

Все доклады за: 2021, 20, 19, 18, 17, 16, 15, 14, 13, 12, 11, 10, 09, 08, 07 гг.

PRO-GAS
Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100
О Фонде | Продукты | Услуги | Актуальные комментарии | Книги | Выступления | Клиенты | Цены | Карта cайта | Контакты
Консалтинговые услуги, оценка политических рисков в ТЭК, интересы политических и экономических элит в нефтегазовой отрасли.
Фонд национальной энергетической безопасности © 2007
  Новости ТЭК   Новости российской электроэнергетики