Главная > Актуальные комментарии > ТЭК > Премьер-министр Польши грозит увольнениями за меморандум «Газпрома» с польской PGNiG

Премьер-министр Польши грозит увольнениями за меморандум «Газпрома» с польской PGNiG

Меморандум «Газпрома» с «дочкой» польского монополиста PGNiG привел к отставке министра госказначейства Польши Миколая Будзановского. Премьер Дональд Туск пригрозил новыми увольнениями в рамках расследования соглашения российской и польской компаний по проекту газопровода Ямал--Европа-2.

Премьер-министр Польши Дональд Туск в пятницу отправил в отставку министра госказначейства Миколая Будзановского из-за скандала вокруг спорного меморандума между польским газовым монополистом PGNiG и «Газпромом».

По словам Туска, которые приводит Reuters, Будзановский халатно отнесся к контролю над государственным концерном и не выполнил в должной мере свои надзорные функции.

Сейчас действует одна нитка газопровода Ямал--Европа, по которой российский газ поступает в Белоруссию, Польшу и Германию.

«Газпром» и компания «Европол газ» (СП «Газпрома» и польской PGNiG, владеющее польским участком газопровода Ямал--Европа) 5 апреля подписали меморандум о взаимопонимании по проекту Ямал--Европа-2 на Форуме Балтийского моря в Петербурге. О подписании сообщил «Газпром».

Согласно документу, стороны будут совместно реализовывать проект строительства газопровода мощностью 15 млрд кубометров, который пройдет через территорию Белоруссии в Польшу и далее в направлении Словакии и Венгрии. Технико-экономическое обоснование проекта будет подготовлено в течение полугода.

«Проектные и строительные работы будут выполнены при активном участии наших польских партнеров», — пояснил глава «Газпрома» Алексей Миллер. До подписания он провел встречу с вице-премьером Польши, главой польского министерства экономики Янушем Пехочиньским, в ходе которой также обсуждалась труба Ямал--Европа-2. Миллер представил основные параметры газопровода, отметив, что проект принесет Польше экономическую выгоду в виде платы за транзит через территорию республики, а также будет способствовать повышению энергобезопасности потребителей Центральной Европы.

«Европол газ» в тот же день выступил с заявлением, что меморандум не содержит решения о строительстве газопровода и не является ни юридически обязывающим документом, ни обязательством заключения каких-либо соглашений или контрактов. Польская PGNiG также отметила, что документ носит исключительно аналитический характер. «Он имеет минимальное бизнес-значение и касается анализа, — сказала в эфире телеканала TVN-CNBC глава PGNiG Гражина Пиотровская-Олива. – Придание такого значения этому документу меня удивляет».

Туск ранее заявлял, что Польша в дополнительных объемах российского газа не заинтересована, так как намерена диверсифицировать источники поставок. «Для нас газ – это не инструмент ведения политики», — подчеркивал польский премьер.

Будзановский, курирующий ТЭК, накануне подписания меморандума говорил, что строительство второй нитки трубы Ямал--Европа представляется сомнительным. «Она (новая ветка. – «Газета.Ru») будет увеличивать нашу зависимость от импорта газа от одного поставщика», — говорил он.

Польское правительство, как утверждает сейчас местная пресса, узнало о подписании из СМИ.

Министр внутренних дел Польши Бартломей Сенкевич, которому Туск поручил подготовить рапорт об обстоятельствах подписания меморандума, сообщил, что о намерении подписать документ знало только руководство PGNiG и оно не уведомило министра. По данным Polskie Radio, Туск, объясняя отставку Будзановского, отметил, что подписание меморандума без уведомления об этом факте министра госказначейства является неприемлемым. Туск не исключил дальнейших отставок. Пост министра госказначейства займет Влодзимеж Карпинский.

«Политическая мотивация в среде польских политиков перевешивает коммерческую», — комментирует глава Фонда национальной энергетической безопасности Константин Симонов.

Он отмечает, что сама по себе прокладка второй ветки газопровода «Ямал-Европа» выгодна Польше – она повышает энергобезопасность страны, плюс Польша бы получала доходы от транзита. Но польские политики крайне негативно воспринимают любую инициативу, исходящую от «Газпрома».

«Учитывая, что Дональд Туск – один из наиболее популярных политиков среди глав Евросоюза, демонстративное увольнение министра, ответственного за подписание меморандума с «Газпромом», выглядит вполне логично», — добавляет Симонов.

Политика ЕС подразумевает ограничение влияния «Газпрома» в Европе. Третий энергетический пакет Евросоюза эксперты рынка считают направленным конкретно против российской газовой монополии.

Авторы: Алина Черноиванова, Алексей Топалов

Источник: Газета.RU, 20.04.2013


Специальный доклад:

Организация внутреннего рынка газа в России: тактика «малых дел»

Аналитическая серия «ТЭК России»:

Государственное регулирование нефтегазового комплекса в 2018 году и перспективы 2019 года
«Газпром» на пути к новой реальности
В поисках лучшего налогового режима для нефтегаза: продолжение фискальных экспериментов
Налоговая тема стала абсолютным хитом 2018 года. Правительство в очередной раз решило переписать правила игры.Основным предлогом стал новый иннаугурационный Указ президента Путина. Выяснилось, что на новые объявленные национальные проекты не хватает около 8 трлн рублей. И кабинет министров недолго думал, где взять эти средства. Речь идет о внедрении новаторской для РФ системы налогообложения, которая позволила бы перейти от налогообложения выручки к налогообложению прибыли. Нефтяные компании годами боролись за это. Однако сегодня они не выглядят довольными, не спеша переходить на новый налоговый режим, а требуя сохранения старых добрых льгот.
Итоги разворота на Восток в нефтегазовом секторе
План поворота на Восток начал реализовываться в нефтегазовом комплексе РФ еще задолго до очередного обострения отношений с Западом. Мотивы у него были самые прагматичные. Потребление нефти и газа в Азии росло, а низкие собственные запасы позволяли уверенно прогнозировать выход азиатских стран на первые места в списке импортеров углеводородов. А вот у России на Востоке как раз есть запасы нефти и газа, которые можно монетизировать. етыре с лишним года жизни под санкциями показали, что и с политической точки зрения поворот на Восток оказался оправдан. Каковы же его реальные результаты?
Новая структура власти и ТЭК: переформатирование системы госуправления отраслью
За майской инаугурацией Путина последовало переформатирование российского правительства, а затем и в целом системы исполнительной власти. На первый взгляд кажется, что изменения носят косметический характер. Не только премьер, но и многие министры сохранили свои посты. Но на самом деле кадровые новации весьма масштабны, и нефтегаза они касаются напрямую. Перестановки еще не закончены – в некоторых министерствах продолжаются активные чистки и структурные изменения. Но основные игроки все же расселись по своим креслам, и можно подвести первые итоги переформатирования системы управления нефтегазовой промышленностью.

Все доклады за: 2016 , 15 , 14 , 13 , 12 , 11 , 10 , 09 , 08 , 07 гг.

PRO-GAS
Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100
О Фонде | Продукты | Услуги | Актуальные комментарии | Книги | Выступления | Клиенты | Цены | Карта cайта | Контакты
Консалтинговые услуги, оценка политических рисков в ТЭК, интересы политических и экономических элит в нефтегазовой отрасли.
Фонд национальной энергетической безопасности © 2007
  Новости ТЭК   Новости российской электроэнергетики