Главная > Актуальные комментарии > Актуальные сюжеты > Хорошо ли русскому то, что хорошо европейцу?

Хорошо ли русскому то, что хорошо европейцу?

Энергетика - не то место, где всегда уместно догонять и перегонять 

В российском обществе началась дискуссия на тему необходимости развития возобновляемых источников энергии. Но если раньше это была абстрактная тема, то теперь принимаются серьезные программы и говорится о том, что возобновляемая энергетика, возможно, будет достаточно активно финансироваться из государственного бюджета.

В середине апреля на специальном совещании вице-премьер Аркадий Дворкович изложил Дмитрию Медведеву предложения о мерах по государственному стимулированию возобновляемой энергетики. Это вызвало негативную реакцию ряда структур, например, некоммерческого партнерства потребителей энергии, а также совета производителей. Т.е. потребители и генераторы выступили решительно против государственной поддержки возобновляемой энергетики. Но у них свои мотивы. Они говорят о том, что, если эта программа будет принята, придется оплачивать новые мощности и вся эта оплата ляжет на потребителей.

Мне кажется, нужно посмотреть чуть глубже. Один из главных аргументов сторонников возобновляемой энергетики, и об этом говорит Дмитрий Медведев, - вся Европа, весь мир занимается возобновляемой энергетикой, а мы существенно отстаем, поэтому нам нужно срочно, срочно компенсировать это отставание. Вот эти аргументы мне кажутся совершенно странными. С одной стороны, наверное, лучше учитывать мировые практики, это правильно. Но с другой стороны, наверное, какой-то разум тут тоже нужно проявлять. Не секрет, что в Европе абсолютно другая ситуация с точки зрения генерации электроэнергии. Европа – дефицитный по углеводородам регион. Европа закупает нефть, газ, уголь за рубежом, т.е. в целом она сталкивается с необходимостью импорта первичных энергоносителей и пытается найти способы производства электроэнергии на своей территории. При этом опыт европейцев довольно неудачный. В смысле цены, кстати, тоже. Даже в Европе, с высокой стоимостью газа, существенно более высокой, чем в России, все равно производство электроэнергии на ветряных и солнечных станциях дороже, чем на парогазовых генераторах. В этом плане возникает, конечно, вопрос: «Ребята, а где здесь свободный рынок, если вы принимаете решения не исходя из рыночной конъюнктуры?» Т.е. если это в Европе дороже, очевидно, что у нас это тоже будет дороже. И все это прекрасно понимают. Тем не менее, государство готово за свои деньги создавать очень дорогую генерацию, мотивируя это тем, что так поступают в Европейском Союзе. Еще раз повторю: это и странно, ведь у нас совсем другая ситуация в энергетике. Мы – крупнейшие в мире производители нефтегазового сырья. Мы сегодня основные поставщики нефти на европейский рынок. Мы по-прежнему основной поставщик газа в Европу. Мы экспортеры. Наш бюджет пополняется за счет нефтегазового комплекса. Можно расчетами подтвердить, что у нас газ дешевле даже, чем в США, хотя в последнее время принято считать наоборот. Но вот когда мы берем стратегию других государств, которые находятся в абсолютно иных стартовых, по сравнению с нами, условиях, вот это выглядит очень странно и нелогично.

Вообще не ясно, почему это в энергетике только происходит? Скажем, сейчас в Европе актуальная тема – однополые браки. Давайте у нас тоже введем, раз у них это есть. Или вот в Австралии, скажем, активно разводят кенгуру. Давайте у нас тоже построим кенгурячьи фермы. Почему нет? Очевидно совершенно, что надо понимать реалии. Нельзя брать модель европейской энергетики – абсолютно зеркальную по отношению к нам. Мы экспортеры, они импортеры. Как мы можем брать их решения? Зачем в России заведомо плодить ненужную и дорогую генерацию, когда есть возможность развивать дешевую, когда есть возможности по развитию гидроэнергии, когда есть возможности по развитию газовой энергетики? Неговоря уже про то, что многие эксперты вообще считают, что у нас никакого дефицита по энергоносителям не существует. У нас есть проблемы, скажем, с развитием сетевого хозяйства, но с генерациями-то нет особых трудностей. Так зачем нам плодить заведомо дорогую генерацию только потому, что Европа этим занимается? И то мы знаем, что в Европе с возобновляемой энергетикой сейчас огромные проблемы возникают – кризисная Европа не выдерживает дотаций, которые необходимо направлять в эти сектора. И многие производители разоряются.

Поэтому, я думаю, конечно, надо внимательно следить за развитием ситуации за рубежом, но доводить дело до абсурда не стоит. К сожалению, мы пока видим воплощение худшего из российских сценариев, когда просто огромные государственные деньги будут потрачены неизвестно на что. Это бесполезное с экономической точки зрения расходование денег. И если мы говорим про открытую дискуссию на эту тему, то ее не мешало бы провести и мнение всех экспертов выслушать. Надеюсь, заявление про открытое правительство, про транспарентное принятие решений в правительстве Медведева это не пустой звук и голос противников возобновляемой энергетики, основанный на банальных экономических расчетах, будет услышан.

Автор: Константин Симонов, генеральный директор ФНЭБ


Специальный доклад:

Организация внутреннего рынка газа в России: тактика «малых дел»

Аналитическая серия «ТЭК России»:

Новые санкционные ограничения, их последствия и способы преодоления
Активизация мирного переговорного процесса между США и РФ очевидна. Многие уже настроили себя на скорое урегулирование конфликта на Украине. Однако это слишком оптимистичный взгляд на вещи. Кроме того, очевидно, что снятие санкций – еще более сложный и долгий процесс. Российские углеводороды - конкуренты нефти и СПГ из США. Было бы наивным считать, что Вашингтон с радостью и оперативно снимет все санкции против российского энергетического сектора. Так что пока все ровно наоборот. Не забудем и о европейском треке. Здесь все еще хуже. Мы видим борьбу с так называемым «теневым» флотом», расширение SDN-листов, ограничение поставок оборудования и трансакций, давление на третьи страны. Все это говорит о том, что нужно не мечтать о снятии санкций, а внимательно анализировать новые рестрикции относительного российского нефтегаза.
«Газпром» и Европа в поисках новой модели работы
«Газпром» и ЕС долгое время оставались важными партнерами. Хотя каждый из них думал о диверсификации покупателей или поставщиков. 2022 год радикально ускорил эти процессы. Но спустя три года после начала СВО можно сделать вывод о том, что и у «Газпрома» не получается быстрый разворот на восток и юг, и ЕС испытывает серьезные перегрузки в энергетике. Что же ждет «Газпром» и европейский газовый рынок? С этим пытается разобраться новый доклад Фонда национальной энергетической безопасности.
Государственное регулирование нефтегазового комплекса и предварительные итоги работы в 2024 году. Перспективы 2025 года
Весной 2024 года в России было сформировано новое правительство. Кресло министра энергетики занял С. Цивилев. Первые полгода работы новой конфигурации госуправления ТЭКом уже позади, что позволяет сделать первые аналитические выводы. Поэтому предварительные производственные итоги 2024 года занимают особое место в нашем исследовании. По уже сложившейся традиции мы анализируем ушедший год сразу в двух исследованиях. Газовая индустрия рассматривается в отдельном докладе. Здесь же наш фокус - на нефтянке. Особая его ценность – в данных нашей собственной расчетной модели динамики нефтяного экспорта.
Северный логистический маршрут: ждать ли прорыва?
Северный морской путь и в целом арктическая тема еще до начала СВО были возведены в разряд государственных приоритетов. Ключевой вопрос: можно ли перевести СМП из области красивых рассуждений о выгодности и стратегической значимости, о возвращении России в Арктику в плоскость реальных прорывов, которые позволят выполнить хотя бы собственные планы исполнительной власти? Стратегическое наполнение у СМП относительно новое, а вот проблемы во многом старые.
Российская нефтяная индустрия на КИТе. Рынки основных покупателей российской нефти: Китая, Индии и Турции
Российская нефть изгнана с рынка Европы, однако она нашла новые ниши. И теперь российский нефтяной экспорт стоит на КИТе - Китай, Индия и Турция. Именно эти три страны выбирают практически всю российскую сырую нефть. Из нового доклада ФНЭБ Вы узнаете об объеме и стоимости поставок российской нефти и нефтепродуктов на рынки КИТа. Поймете особенности функционирования национальных рынков, а также как и с кем конкурируют российские поставщики.

Все доклады за: 2021, 20, 19, 18, 17, 16, 15, 14, 13, 12, 11, 10, 09, 08, 07 гг.

PRO-GAS
Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100
О Фонде | Продукты | Услуги | Актуальные комментарии | Книги | Выступления | Цены | Карта cайта | Контакты
Консалтинговые услуги, оценка политических рисков в ТЭК, интересы политических и экономических элит в нефтегазовой отрасли.
Фонд национальной энергетической безопасности © 2007
  Новости ТЭК   Новости российской электроэнергетики