Главная > Актуальные комментарии > ТЭК > Главная суть инициативы по либерализации СПГ не в самом СПГ, а в либерализации трубопроводного газа

Главная суть инициативы по либерализации СПГ не в самом СПГ, а в либерализации трубопроводного газа

Игорь Юшков, ведущий аналитик Фонда национальной энергетической безопасности:

Главными лоббистами либерализации экспорта СПГ являются НОВАТЭК и Роснефть – главные конкуренты Газпрома в борьбе за право экспорта газа. Заявлены уже проект «Ямал-СПГ» со стороны НОВАТЭКа, который реализуется вместе с Tоtal, и другой проект со стороны Роснефти – возможный завод СПГ на Сахалине, реализуемые совместно с ExxonMobil. Но оба этих проекта могут поставлять СПГ без каких-либо затруднений. Потому что «Сахалин-1» – это проект, который разрабатывается на условиях соглашения о разделе продукции, которое вступило в силу еще до принятия закона об экспорте газа. Соответственно, оно не подпадает под экспортную монополию Газпрома. Это значит, что сейчас они могут спокойно построить завод, никого не слушая, и экспортировать СПГ в рамках закона.

«Ямал-СПГ» еще пару лет назад подписал агентское соглашение с ООО «Газпром экспорт», по которому взамен на 1% от стоимости поставки «Газпром экспорт» оформляет таможенные документы. Теоретически новатэковский газ с Ямала пересекает границу по ним, а затем уже НОВАТЭК поставлять его может куда угодно.

Все эти заявления, что данные проекты не могут быть реализованы в нынешней ситуации, - это все некое лукавство, так как формально они вполне реализуемы. Когда генеральный директор НОВАТЭКа Леонид Михельсон встречался с Владимиром Путиным, он жаловался президенту, что они не могут найти партнеров из-за того, что существует экспортная монополия на газ и на СПГ в частности. Буквально через день после этого их партнеры по «Ямал-СПГ» из компании Tоtal заявили, что порядка 80% СПГ с этого завода на Ямале практически законтрактовано. То есть покупатели все практически раскупили, а г-н Михельсон заявляет, что они не могут найти партнеров. Эти заявления, как видим, на практике не подтверждены.

Других же проектов фактически нет, не считая авантюрного «Печоры-СПГ», который пока существует только на словах. Проекты типа заявленных Роснефтью о добыче на арктическом шельфе озвучены не так давно и будут реализованы не раньше, чем через 10-15 лет – в лучшем случае. Главная суть этой инициативы по либерализации СПГ не в самом СПГ, а в либерализации трубопроводного газа. Либерализация же СПГ – это первый шаг, прецедент, чтобы сделать брешь в экспортной монополии. В дальнейшем они будут уже говорить о необходимости либерализации экспорта трубопроводного газа. Ведь на самом деле с СПГ проблем нет.

Для страны эта либерализация СПГ, а в последующем и газа, опасна. Потому что тогда российские компании будут конкурировать между собой, например, в Европе Газпром столкнется с НОВАТЭКом, что не может не отразиться на цене. При падении цены на газ уменьшатся и доходы Газпрома, который платит дивиденды, а с ними и пошлины, и налоги. Минэнерго в этой ситуации выступает на стороне НОВАТЭКа. В Японию на презентации проекта «Ямал-СПГ» ездил не только Михельсон, но и министр энергетики России Александр Новак, который выступал перед главой НОВАТЭКа. Фактически он тоже представлял проект российской частной компании. Это довольно странно выглядит и нечасто случается.

Понятно, что при таком развитии событий Газпром пытается защитить свое эксклюзивное право на экспорт. Поэтому у него могут быть две стратегии в реагировании. Во-первых, заявлять о больших потерях на внутреннем рынке из-за строительства заведомо нерентабельных проектов в виде газопроводов в отдаленные населенные пункты в рамках программы газификации. Себестоимость такого строительство, понятное дело, сама себя никогда не оправдает. Второй вариант стратегии – делать упор на риски для бюджета. Об этом, кстати, говорил и Владимир Путин во время телемоста с Игорем Сечиным, что все планы по экспорту газа должны быть согласованы между собой и с Минэнерго, включая экспорт СПГ, – чтобы не возникало лишней конкуренции. Президент понимает, какие риски несет для государства снижение цен.

Поэтому вопрос этот, как видим, еще действительно нельзя назвать окончательно решенным. Своим высказыванием Владимир Путин подтвердил свою позицию и опасения либерализации. Так что еще не факт, что закон будет подписан летом. Не известно так же, удастся ли Газпрому сохранить свои позиции. Решаться все это будет в течение нескольких месяцев и не без участия президента, которого конкуренты Газпрома хотят убедить, что после либерализации все будет прекрасно – мол, НОВАТЭК только поможет Газпрому в Европе не потерять его позиции, ведь у Газпрома даже есть 10% новатэковких акций, то есть это родственные компании, а не конкуренты. Плюс вообще НОВАТЭК поможет обойти ограничения третьего энергопакета. С этим положением Газпром не согласен и не скрывает это.

Опубликовано: Центр энергетической экспертизы, 23.04.2013


Аналитическая серия «ТЭК России»:

Государственное регулирование нефтегазового комплекса в 2017 году и перспективы 2018 года
«Газпром» на внутреннем и внешнем рынках газа: как поделить газовый «пирог»
Положение «Газпрома» весьма противоречиво. С одной стороны, после нескольких лет сокращения добычи из-за обострения конкуренции на внутреннем рынке и негативных тенденций на рынках внешних «Газпром» вновь наращивает производство газа. И ставит рекорд за рекордом на европейском рынке, покрывая дополнительный спрос. Атаки независимых производителей, требующих реформирования отрасли или хотя бы их допуска к трубопроводному экспорту, были в очередной раз отбиты. Компания получила некоторую передышку. С другой стороны, политическое сопротивление «Газпрому» в Европе только усиливается. Разворачивается финальная схватка за позиции на европейском рынке в будущем. Оппоненты бросают все силы на то, чтобы остановить или затормозить строительство «Северного потока - 2». Да и внутренние производители газа сдаваться не намерены. Кроме того, серьезно ухудшилось финансовое положение «Газпрома».
Российский нефтегаз в 2025 году: картина будущего
Все мы хотим знать, что ждет нефтегазовую промышленность в ближайшие годы. Известны два основных подхода к будущему, в том числе и будущему нефтегазовой промышленности. Первый – попытаться понять, что же ждет отрасль впереди исходя из текущих трендов. Второй - заняться конструированием этого самого будущего. Начертать план, которому нужно следовать, чтобы избежать проблем и минимизировать риски. Новый доклад ФНЭБ позволит понять, у каких развилок стоит отрасль и по какому пути нефтегазовую промышленность пытаются провести.
Фискальные новации: от налогового маневра к новым экспериментам
Нефтехимия и газохимия: непростой путь к высоким переделам

Все доклады за: 2016 , 15 , 14 , 13 , 12 , 11 , 10 , 09 , 08 , 07 гг.

Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100
О Фонде | Продукты | Услуги | Актуальные комментарии | Книги | Выступления | Клиенты | Цены | Карта cайта | Контакты
Консалтинговые услуги, оценка политических рисков в ТЭК, интересы политических и экономических элит в нефтегазовой отрасли.
Фонд национальной энергетической безопасности © 2007
  Новости ТЭК   Новости российской электроэнергетики