Главная > Актуальные комментарии > ТЭК > Газомоторное топливо как конкурентный элемент российского автопрома

Газомоторное топливо как конкурентный элемент российского автопрома

В начале апреля 2013 года премьер-министр РФ Дмитрий Медведев провел выездное совещание о мерах стимулирования российской автомобильной промышленности в Нижнем Новгороде на заводе ГАЗ. Завод запускал в серийное производство новое поколение «ГАЗели» - «ГАЗель NEXT». Ряд заявлений премьера не только показал, что российскому автопрому ещё следует много сделать, чтобы стать рентабельным и конкурентноспособным на мировом рынке, но и прочертил совершенно новое для России направление.

«Мы не должны ограничиваться сборкой, а должны импортировать самые современные и создавать свои технологии», - заявил Медведев, выделив российское грузовое автомобилестроение. Премьер подтвердил, что правительство будет продолжать поддерживать отрасль, правда, ориентируясь на международные обязательства РФ. Ну а дальше большая часть совещания пошла по несколько другой теме - по поводу перспектив развития в России альтернативных видов топлива, включая сжатый и сжиженный газ. «Мы почти ничего здесь не делаем, если говорить по-честному, - заметил премьер-министр. - Есть мировые тренды, и мы не можем их игнорировать».

По сути, Медведев призвал в кратчайшие сроки обеспечить перевод российского автомобилестроения на производство газомоторных моделей, способных конкурировать на мировом рынке с лучшими образцами. По его словам, сделать российский автопром конкурентоспособным могли бы альтернативные виды топлива, например, газ. Особой дискуссии даже не было. За альтернативные виды топлива как новый стимул развития автомобильного рынка выступали все без исключения автопроизводители. 

«Альтернативное топливо является лучшим направлением развития. Особенно в России», - убеждал председатель Совета директоров ОАО «Русские машины» Зигфрид Вольф. Оно в два раза эффективнее обычного бензина. Гендиректор «КамАЗ» Сергей Когогин в доказательство приводил данные поступающих к ним заказов на автомобили, работающие на газе: если начинали со считанных экземпляров, то теперь счет дошел до тысячи. Для развития как производства альтернативного топлива, так и использования его автотранспортом было, по традиции, предложено внести изменения в Налоговый кодекс и, в частности, обнулить ставку транспортного налога для автомобилей на газомоторном топливе. «Переход на газомоторное топливо способен изменить ситуацию, и в этом смысле мы должны использовать этот переход как наше естественное конкурентное преимущество с учетом наших газовых возможностей, - пообещал дать поручения премьер. - Надеюсь, это будет фактором повышения конкурентоспособности экономики страны в целом».

Итак, автопром России переходит на качественно новый для себя этап развития. Такой шаг мог бы вывести РФ в лидеры мирового автопрома, считают эксперты, однако газ составит реальную конкуренцию бензину, только если будет дешевле традиционного топлива. В частности, директор Фонда национальной энергетической безопасности Константин Симонов говорит, что внедрение газомоторного топлива действительно может сделать Россию лидером мирового автопрома. А значит – обеспечить перспективное направление развития всей автомобилестроительной отрасли. 

«Как ни странно, мы действительно можем оказаться впереди тренда, тренда вполне реального. Очень важный вопрос, какой будет тренд эволюции автомобильного транспорта. Все говорят, что природный газ будет выходить на первое место. Да, сейчас нет сети заправочных станций ни в России, ни за рубежом, но человечество ищет альтернативу. В Америке бум газа: энергетика переходит на газ, и автомобили будут переводить на газ постепенно. А если это в Америке пойдет, это уже будет глобальным трендом, потому что мы прекрасно понимаем, где основное количество автомобилей в мире будет запускаться», - уверен эксперт. 

Исполнительный директор Российского топливного союза Григорий Сергиенко считает - внедрение газового топлива потребует от правительства серьезных решений в регулировании цен на энергоносители. «Тема использования газа в качестве моторного топлива стара как мир, она ещё в советские времена внедрялась в жизнь. Главная проблема, которая препятствует использованию газомоторного топлива, - нет видимых и ощутимых экономических стимулов и выгод при использовании топлива в сравнении с традиционными видами топлива. Газовое топливо должно быть примерно на 50% дешевле бензина. Если этого не сделать, то всё-таки бензин гораздо экономичнее, выгоднее и безопаснее по сравнению с газомоторным топливом», - сказал он. 

Ему вторит начальник аналитического отдела ИК «Церих Кэпитал Менеджмент» Николай Подлевских: «Газомоторное топливо опробовали ещё в XIX веке. В нашей стране программа использования газомоторного топлива была начата ещё перед войной и десятки лет по дорогам уже ездили автомобили на газе. Однако низкие цены на нефть и социальные потрясения девяностых существенно затормозили процесс развития использования газомоторного топлива. Кроме того, при использовании газа есть повышенные уровни опасности, с которыми нужно уметь работать, да и сеть заправочных станций очень разрежённая, что создаёт большие неудобства. В последнее десятилетие, в связи с ростом цен на нефть и заметных отставаний по стоимости энергетически эквивалентных объёмов газа, об использовании газа вновь стали задумываться всерьёз». 

Директор Фонда энергетического развития Сергей Пикин считае, что рост доли газомоторного топлива возможен за счет перехода общественного транспорта на газ: "Это даст, с одной стороны, экономию средств, а с другой – повысит экологичность этого транспорта, что можно соотнести с переходом на стандарт «Евро-6». Однако существует ряд ограничений. Первое – это наличие необходимой газозаправочной инфраструктуры и первоначальных вложений для перевода транспортных средств на газ".

В настоящее время газомоторное топливо в Евросоюзе используют лишь 0,5% автомобилей. Однако и в ЕС наступает время серьёзных перемен в данной сфере. Так, к 2025 году Еврокомиссия планирует довести число автомобилей на газомоторном топливе до 15%. То есть, учитывая и пример США, российский премьер-министр прав – сжиженный газ как автомоторное топливо в скором времени может начать определять и лицо автопрома, и направление развития конкурентоспособности автомобилепроизводителей той или иной страны.

Удивительно, но в рамках СНГ первыми по пути перевода автотранспортных средств с бензина на газовое топливо пошли в Армении – из-за значительных перебоев с поставками бензина и дизельного топлива в 90-х годах, вызванных военными действиями за Карабах. И, кстати, недельный кризис августа 2008-го между Грузией и Южной Осетией доказал, что Армения инстинктивно в 90-е сделала не самый неправильный выбор – повторившиеся перебои с поставками традиционного топлива мало сказались на пассажиро- и грузоперевозках внутри Армении. Но интересно и другое. Ещё в сентябре 2010 года в рамках III Международной конференции «Газ в моторах-2010», состоявшейся в ООО «Газпром ВНИИГАЗ», её участники констатировали, что «метан - автомобильное топливо не завтрашнего, а сегодняшнего дня». 

Например, в своем докладе президент Международной газомоторной ассоциации Габриэль Гоцци отметил, что последние пять лет в мире каждый день выпускаются 4 тыс. автомобилей, работающих на газе, строятся 8 новых заправочных станций. Выпускаются мотоциклы, легковые, грузовые автомобили, автобусы. И все они находят коммерческое применение. В частности, индийское подразделение японской Suzuki - Maruti Suzuki, начнет выпуск 5 новых моделей автомобилей, работающих на природном газе.

Относительно давно в этом направлении работают иранские и бразильские автомобилестроители. В Иране и Бразилии природный газ в качестве топлива используется на 1,665 и 1,632 млн единицах автотехники соответственно. Более того, в Иране пошли дальше – наладили выпуск и экспорт двухтопливых (могут заправляться и бензином, и газом) автомашин. В настоящее время в Иране насчитывается свыше 2 млн. 880 двухтопливных автомобилей. К слову, этот пример широко применяется и в Армении – многие авто на улицах и шоссе Армении могут заправляться и бензином, и газовым топливом. Приведённые примеры, как и озвученное Дмитрием Медведевым направление развития российского автопрома, показывают, что хотя тема не нова и для России, тем не менее, при всех «за» и «против», газопливная автотехника и, не исключено, именно ее «иранская» (двухтопливная) разновидность могут вывести российский автопром в число лидеров, учитывая запасы природного газа в РФ и возможности страны.

Автор: Виген Акопян

Источник: Центр энергетической экспертизы, 06.05.2013


Специальный доклад:

Организация внутреннего рынка газа в России: тактика «малых дел»

Аналитическая серия «ТЭК России»:

Государственное регулирование нефтегазового комплекса в 2020 году и перспективы 2021 года
«Газпром»: жизнь после эпохи «больших строек»
«Газпром» близок к завершению главных газопроводных строек прошлого десятилетия. Запущены в эксплуатацию «Сила Сибири» и «Турецкий поток». «Северный поток-2» построен более чем на 90 % и должен быть завершен в ближайшие месяцы. Поступательно идет процесс разработки ресурсной базы на Ямале и в Восточной Сибири. В то же время конъюнктура на рынках газа – из-за второй теплой зимы в Европе подряд, опасений транзитного кризиса на Украине, пандемии COVID-19 и притока СПГ – вышла из-под контроля и достигла глубин, невиданных в последние 20 лет.
Налоговое регулирование нефтегазового комплекса: выбор приоритетов
Арктика: новый государственный приоритет
Арктика постепенно становится одной из основных экономических ставок. Арктика должна обеспечить загрузку Северного морского пути, создать спрос на продукцию российского машиностроения и новые рабочие места. При этом углеводороды, по сути, единственный реальный арктический сюжет. На первый план выходят не рентабельность и реальная окупаемость проектов, а их вклад в поддержание экономического роста государства. Поэтому и развивается «арктическая гигантомания».
Импортозамещение в нефтегазовой отрасли: мифы и реальность
Процесс импортозамещения был по-серьезному запущен после введения санкций 2014 года. Шесть лет – солидный срок, чтобы подвести предварительные итоги. С одной стороны, цифры не такие уж плохие – отрасль зависит от импорта уже меньше чем наполовину. С другой – это «средняя температура по больнице». И еще вопрос, что же считать именно российским оборудованием, с учетом активного использования иностранных комплектующих и особенно программного обеспечения. Видны примеры действительно успешного импортозамещения – но есть и не менее очевидные провалы.

Все доклады за: 2021, 20, 19, 18, 17, 16, 15, 14, 13, 12, 11, 10, 09, 08, 07 гг.

PRO-GAS
Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100
О Фонде | Продукты | Услуги | Актуальные комментарии | Книги | Выступления | Клиенты | Цены | Карта cайта | Контакты
Консалтинговые услуги, оценка политических рисков в ТЭК, интересы политических и экономических элит в нефтегазовой отрасли.
Фонд национальной энергетической безопасности © 2007
  Новости ТЭК   Новости российской электроэнергетики