Главная > Актуальные комментарии > ТЭК > Боливар не вынесет двоих?

Боливар не вынесет двоих?

Главные тяжеловесы российского нефтегазового рынка Алексей Миллер и Игорь Сечин превратились в соперников

Недавнее приобретение «Роснефтью» ТНК-ВР привело не просто к появлению крупнейшей в мире компании по добыче нефти, но и стало предвестником кардинального изменения в расстановке сил на российском газовом рынке. В течение двух десятилетий «Газпром» занимал монопольное положение, теперь он рискует не только лишиться экспортных преференций, но потерять часть внутреннего рынка газа.

Газовому концерну приходится вести войну на «два фронта». Он столкнулся с проблемами, связанными с падением спроса на европейском рынке, и конкуренцией со стороны производителей сжиженного и сланцевого газа. В то же время внутри страны нарастает недовольство независимых производителей газа, которые хотят недискриминационного доступа к трубе и права экспортировать свою продукцию. Главные экономические показатели концерна — объемы добычи и экспортной выручки — ухудшаются. На этом фоне в последнее время все чаще звучат разговоры о возможном разделении концерна на транспортную и добывающую компании, а также о лишении газового концерна монополии на экспорт «голубого топлива». Причем теперь эти идеи продвигают не либеральные ученые-экономисты, а могущественные руководители компаний — президент «Роснефти» Игорь Сечин и не менее влиятельный совладелец крупнейшей в стране независимой газодобывающей компании «Новатэк» Геннадий Тимченко. Эксперты полагают, что тучи над «Газпромом» и его главой Алексеем Миллером только начинают сгущаться.

Добыча газа в России в первые четыре месяца этого года упала на 0,8% по сравнению с аналогичным периодом прошлого года. И основной вклад в это падение внес «Газпром», который сократил добычу на 3,6%. «Новатэк» продемонстрировал рост на 3,7%, нефтяные компании — на 5%. И эта тенденция наметилась не сегодня. «Новатэк» и нефтяные компании обладают большими запасами газа, и их не устраивает ситуация, когда из-за монопольного положения «Газпрома» они не могут полноценно монетизировать свои ресурсы.
Приход в «Новатэк» Геннадия Тимченко, считающегося другом Владимира Путина, усилил позиции противников монопольного положения «Газпрома». Именно «Новатэк» выступил недавно за демонополизацию экспорта сжиженного газа. А теперь у Тимченко появился еще более мощный союзник — глава «Роснефти» Игорь Сечин. На конференции с инвесторами, прошедшей в Лондоне в конце апреля, он объявил, что «среднесрочная цель («Роснефти») — добыча 100 млрд кубометров газа в год». «Нам вполне по силам выйти на этот уровень после 2020 года, — сказал Сечин и подчеркнул: — Мы хотим сделать «Роснефть» полноценной нефтегазовой компанией». Вице-президент «Роснефти» Влада Русакова уточнила, что к 2020 году «Роснефть» намерена занять 20% внутреннего рынка газа. Кстати, сама Русакова семнадцать лет проработала в «Газпроме» и ушла оттуда в декабре прошлого года.

«Роснефть» рассчитывает потеснить «Газпром» и на внешних рынках. После того, как компания получила более сорока лицензий на участки на шельфе (причем многие из них преимущественно газовые), Игорь Сечин стал совместно с другими независимыми производителями активно поддерживать отмену экспортной монополии газового концерна в части сжиженного природного газа (СПГ). Подвижки в этом вопросе есть, и весьма существенные. По некоторым данным, Минэнерго уже подготовило проект механизма поэтапного снятия ограничений на экспорт сжиженного природного газа, передало его в правительство, получило одобрение и теперь ждет утверждения в администрации президента.

В Министерстве энергетики «Профилю» заявили, что комментарии относительно процедуры либерализации экспорта будут возможны не ранее июня. По словам источников на рынке, к этому времени должна проясниться конфигурация новой системы: либо «Газпром» лишат монополии на экспорт СПГ на всех рынках, либо только на рынке Азиатско-Тихоокеанского региона. «Судя по комментариям представителей власти, они склоняются ко второму варианту, опасаясь, что разрешение экспорта СПГ в Европу создаст лишнее конкурентное давление на рынке Старого Света и приведет к дальнейшему снижению цен», — заявил «Профилю» аналитик УК «Альфа-Капитал» Дмитрий Чернядьев. По его словам, если экспорт СПГ разрешат только в Азию, то прямой угрозы для текущей деятельности «Газпрома» не будет. «Однако повысится конкуренция для госкомпании на восточном направлении, где «Газпром» также собирается наращивать свое присутствие после того, как построит трубопровод от восточносибирских месторождений на Дальний Восток и завод по сжижению газа во Владивостоке», — добавляет эксперт.

По мере того как росло влияние «Роснефти», компания начала поднимать вопросы, которые раньше не принято было обсуждать публично. Так, Игорь Сечин недавно заговорил о неравенстве налогового бремени «Газпрома» и нефтяной корпорации. В апреле в разговоре с министром финансов Антоном Силуановым Сечин заявил, что «Газпром» — это «системообразующая компания, очень мощная, с колоссальным потенциалом», и ей следовало бы «побольше налогов сдавать в бюджет». «Роснефть» почти 3 трлн рублей будет приносить в бюджет, а «Газпром», который несравненно больше нас, — 1,5 трлн. Я бы посмотрел на эту несправедливость», — отметил он. В случае, если позиция Игоря Сечина будет услышана, финансовое положение «Газпрома» рискует ухудшиться. Дело в том, что падение чистой прибыли концерна в прошлом году аналитики во многом связывают с увеличением операционных расходов (на 18% по сравнению с 2011 годом — почти до 3,5 трлн рублей), значительная доля которых пришлась на статью «Налоги». Соответственно, если налоговое бремя еще увеличится, вырастут и операционные расходы концерна.

И уж совсем неопределенным будущее газовой монополии станет в том случае, если будет дан ход планам раздела ее на добывающую и транспортную составляющие. Эта идея также активно поддерживается в последнее время Игорем Сечиным и Геннадием Тимченко. Очевидно, с развитием газового бизнеса «Роснефть» хочет получить и максимальные возможности доступа к трубе и ее использования для продажи газа. «Фактически новая добывающая компания («Газпром» без трубы. — «Профиль») абсолютно ничем не будет отличаться от независимых производителей газа, и ей сложно будет защитить свое эксклюзивное право на поставки газа за рубеж по трубопроводам», — говорит Дмитрий Чернядьев. Впрочем, по мнению эксперта, пока сценарий раздела газовой госмонополии маловероятен. А вот руководитель департамента исследований ТЭК Института проблем естественных монополий (ИПЕМ) Александр Григорьев допускает такой ход событий. По его словам, «как показывает практика, в ходе реформирования можно разделить что угодно на сколько угодно частей. Яркий тому пример — РАО «ЕЭС России», разделенное на десятки отдельных компаний». Вопрос, по мнению эксперта, лишь в просчитанности рисков разделения. «Если анализ убедительно покажет, что такая реструктуризация приведет к росту цен для конечных потребителей, то, конечно, «такой хоккей нам не нужен», — считает Григорьев. — В то же время не стоит исключать и того, что разделение заставит добывающую часть «Газпрома» с большей заинтересованностью заняться оптимизацией производственных издержек».

Конечно, без политического решения ни один волос с головы «Газпрома» упасть не может, уверен глава Фонда национальной энергетической безопасности (ФНЭБ) Константин Симонов. По его мнению, совершенно очевидно, что сегодня мы наблюдаем мощную кампанию против «Газпрома» со стороны «Роснефти». «Ясно, что борьба идет не просто за экспортную монополию и за шельф, но и за будущее «Газпрома» и его реструктуризацию, от которой компания Сечина надеется выиграть, — полагает Симонов. — Она рассчитывает на получение доли на рынке, на получение активов, но мы понимаем, что, пока нет санкции Владимира Путина, такое решение принято не будет».

Однако Константин Симонов признает, что усиление «Роснефти» за счет поглощения ТНК-ВР привело к тому, что ей стало тесно на рынке. Помочь «Роснефти» подвинуть «Газпром» могла бы отставка Алексея Миллера. Слухи об этом ходят не первый год, но теперь к главе газового концерна появилось много претензий по существу. Компания теряет долю на европейском рынке и никак не может договориться о поставках газа в Китай. А кроме того, Миллеру и его команде вменяют в вину, что они проспали «сланцевую революцию» в США. Так, в преддверии недавнего форума «ТЭК России в XXI веке» председатель комитета Госдумы по энергетике Юрий Липатов с возмущением рассказывал, что когда несколько лет назад впервые зашла речь о сланцевом газе и он поинтересовался у коллег из «Газпрома», что это такое, то они не смогли ответить ему на этот вопрос. Такая «неосведомленность» грозит «Газпрому» большими потерями в среднесрочной перспективе, поскольку американские производители готовятся начать поставки СПГ за океан.

Проблемы в Старом Свете у «Газпрома» действительно серьезные. После кризиса 2008 года он никак не может восстановить свои позиции, поскольку его трубопроводный газ часто стоит дороже, чем СПГ из стран Ближнего Востока. В итоге концерн вынужден идти на предоставление скидок и пересмотр долгосрочных контрактов. К тому же европейцы стараются законодательно ограничить присутствие «Газпрома» на своем рынке и в своих активах. Все это ведет к сокращению экспорта и снижению прибыли.

Перед майскими праздниками «Газпром» опубликовал финансовую отчетность по МСФО за 2012 год, из которой следует, что по итогам прошлого года чистая прибыль компании сократилась почти на 10%. Поставки в страны ближнего зарубежья снизились в прошлом году более чем на 19%. Доля концерна на европейском рынке в 2012 году снизилась с 27 до 25,6%. Всего монополист экспортировал на Запад 138,8 млрд кубометров газа. На этот год «Газпром» планирует улучшение показателя — до 151,8 млрд кубов экспорта. Однако, как говорят последние экспертные прогнозы, в среднесрочной и долгосрочной перспективах компании вряд ли стоит рассчитывать на серьезное увеличение доли на экспортных рынках. Рост предложения СПГ, по словам аналитиков, продолжится, а вместе с ним будет сокращаться и присутствие «Газпрома». Так, в последнем прогнозе Института энергетических исследований (ИНЭИ) РАН отмечается, что к 2040 году 31% европейского потребления будет покрываться за счет СПГ. Стремление потребителей к более дешевым источникам очевидно, а потому, как пишут авторы прогноза, «переговорные позиции России будут ослабевать по мере того, как российский газ будет вытесняться с рынка более дешевыми поставщиками».

Серьезно меняет энергетическую картину и перспектива энергетической независимости США, которая стала возможной благодаря сланцевому прорыву. Так как Америка полностью обеспечит себя газом, потоки СПГ могут быть перенаправлены в Европу, которая благодаря этому наконец достигнет своей мечты снизить энергетическую зависимость от России. Эксперты ИНЭИ РАН прогнозируют, что в случае, если «сланцевая революция» продолжится, Россия к 2040 году будет ежегодно экспортировать на 70 млрд кубометров газа меньше, чем могла бы, если бы не произошла активизация мировой добычи сланцевого газа.

Пока президент Владимир Путин избегает резких оценок деятельности «Газпрома». Когда в ходе недавней прямой линии ему задали вопрос о «Газпроме» и «сланцевой революции», он использовал довольно нейтральные формулировки. Это говорит о том, что президент пока не готов к кардинальным переменам в энергетическом блоке, полагают эксперты. «Игорь Сечин использует свои каналы в правительстве и в администрации президента, но ему пока не удается главное — убедить Путина», — считает Константин Симонов. Логика президента здесь вполне объяснима, говорит эксперт. Во-первых, Путин не принимает позицию ни одной из сторон, потому что понимает, что риски такого решения очень велики. «Отмена экспортной монополии приведет только к тому, что наш газ будет конкурировать с нашим же газом, — отмечает Симонов. — А при разделении «Газпрома» на добычу и транспорт непонятно, кто будет выполнять инвестпрограмму на Дальнем Востоке и в Сибири. В одной компании будет вся прибыль, а в другой — затраты». Сдержанность Путина можно понять: «Газпром» — слишком важная компания, и реформировать ее нужно осторожно. Однако хорошего руководителя отличает способность принимать решения чуть раньше, чем их необходимость становится очевидна всем.

Автор: Евлалия Самедова

Источник: Профиль, 13.05.2013


Специальный доклад:

Организация внутреннего рынка газа в России: тактика «малых дел»

Аналитическая серия «ТЭК России»:

Литий – новое эльдорадо энергетики?
Энергетический переход, с одной стороны, справедливо воспринимается российскими нефтегазовыми компаниями как угроза их бизнесу. С другой стороны, нужно искать в новой энергетике и новые возможности. Одной из них является производство лития – важнейшего сырьевого компонента для аккумуляторов электромобилей. Отрасль стремительно растет, что открывает другие горизонты. В том числе и для традиционных ТЭК-компаний. Литий уже вызывает повышенный интерес в России, что требует внимательного изучения темы.
Последние санкционные решения Запада и их влияние на российский нефтегаз
Государственное регулирование нефтегазового комплекса в 2023 году и перспективы 2024 года
«Газпром» в период изгнания с европейского рынка. Возможное развитие газового рынка в России в условиях экспортных ограничений
Новая логистика российского нефтяного бизнеса

Все доклады за: 2021, 20, 19, 18, 17, 16, 15, 14, 13, 12, 11, 10, 09, 08, 07 гг.

PRO-GAS
Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100
О Фонде | Продукты | Услуги | Актуальные комментарии | Книги | Выступления | Клиенты | Цены | Карта cайта | Контакты
Консалтинговые услуги, оценка политических рисков в ТЭК, интересы политических и экономических элит в нефтегазовой отрасли.
Фонд национальной энергетической безопасности © 2007
  Новости ТЭК   Новости российской электроэнергетики