Главная > Актуальные комментарии > ТЭК > Москва отказала Баку в прокачке нефти по российской территории

Москва отказала Баку в прокачке нефти по российской территории

Соглашение о льготном транзите азербайджанской нефти было экономически невыгодно российской стороне из-за малых объемов прокачки. Оно будет заменено новым коммерческим договором, который застрахует «Транснефть» от убытков, считает эксперт Александр Пасечник

Россия расторгла договор с Азербайджаном о транзите нефти через свою территорию. Распоряжение об этом подписал премьер-министр Дмитрий Медведев.

Соглашение о транзите нефти между Москвой и Баку было подписано еще в 1996 году. Тогда стороны договорились, что ежегодно по нефтепроводу Баку-Новороссийск должно прокачиваться не менее 5 миллионов тонн нефти. Однако через некоторое время эти объемы сократились чуть ли не в два раза.

Какие причины заставили расторгнуть соглашение, «Голосу России» рассказал руководитель аналитического управления Фонда национальной энергетической безопасности Александр Пасечник.

— Расскажите, пожалуйста, что это за соглашение, в чем его суть и насколько оно было важно для России?

— Как вы сказали, оно действует с 1996 года. Суть следующая: предусматривался политический контракт, льготная транзитная прокачка азербайджанской нефти в размере 15,67 доллара за 1 тонну. Но так как индексации не было, коммерческая составляющая была сведена на нет, и сейчас этот контракт стал убыточным для российской «Транснефти».

Второй момент — Азербайджан не справляется с заданными объемами прокачки. Видимо, есть проблемы с добычей, а недозагруженность мощностей приводила к тому, что «Транснефть» несла серьезные убытки. Азербайджану было предложено сократить квоту, чтобы трубопровод не простаивал, чтобы туда пришли другие игроки, например «Лукойл», который в 2010 году начал осваивать месторождение имени Корчагина на Каспии.

В Баку это предложение не нашло поддержки, поэтому последовали санкции со стороны российского правительства, в частности российский премьер дал распоряжение о прекращении транзита азербайджанской нефти через территорию РФ по трубопроводу Баку-Новороссийск.

— Почему Азербайджан отказался от участия в этом проекте других игроков?

— Не отказался. Ему было интересно заморозить объем на 5 миллионов тонн на тот случай, если добыча в стране резко возрастет. Существовал льготный тариф на прокачку, по сути субсидированный. Это было политическое решение.

Теперь Москва и Баку вышли из политического поля и эту проблему выведут на экономический уровень. На следующий год будет другой коммерческий договор, который будет соответствовать ожиданиям «Транснефти». Определятся новые ставки, по которым прокачка по нефтемагистрали перестанет быть для России убыточной при текущих объемах азербайджанской нефти.

В таком русле и будем развивать диалог. Коммерческая подоплека становится выше, чем политическая составляющая. Искать здесь конфликт между странами не стоит — не те объемы, не тот масштаб.

— Здесь чисто экономическая причина?

— По большому счету, да. Россия вела себя очень мягко. В течение 5 лет не было полной загрузки нефтепровода азербайджанской нефтью. При квотах в 5 миллионов тонн 5 лет транспортировалось всего лишь 2, что не покрывало даже затрат на содержание трубопроводной системы. «Транснефть» несла убытки в размере около 50 миллионов долларов.

— Почему Азербайджан так резко сократил объемы? Это, может быть, как-то связано с проектом «Набукко»?

— Едва ли это причина. В Азербайджане сейчас большая проблема с добычей — BP стала меньше добывать на Каспии. Этим недоволен президент.

Пик нефтедобычи в Азербайджане пройден, новые промыслы синхронно не вводятся, общий уровень добычи нефти снижается. Это можно посмотреть по экспорту другой системы — Баку-Тбилиси-Джейхан. Он сократился примерно на 5 процентов по сравнению с показателями первого квартала 2012 года. В целом нефтяная отрасль Азербайджана стагнирует.

Источник: Голос России, 14.05.2013


Специальный доклад:

Организация внутреннего рынка газа в России: тактика «малых дел»

Аналитическая серия «ТЭК России»:

Сервис и нефтегазовое машиностроение: надежен ли отраслевой фундамент?
Состояние сервисных компаний вызывает в отрасли особую озабоченность. От них зависит довольно большой пласт работы, и в этом плане не будет преувеличением их сравнение с фундаментом нефтегазового здания. Вопрос в том, насколько он надежен сегодня. И дело не только в западных санкциях и зависимости от иностранных технологий – хотя эта тема тоже нуждается в отдельном осмыслении. Главная интрига – это все же магистральный путь развития российского сервиса.
Санкции в отношении российского нефтегаза: давление продолжается
Арктика – советская гигантомания или прорывной проект?
Арктика на глазах обретает черты даже не просто крупного проекта, а чуть ли не национальной идеи. Страна стремительно возвращается к освоению Арктики советского масштаба. Впору говорить о настоящей «арктической мании». Она очень логично вписывается в экономическую политику правительства, все более явно делающего ставку на большие промышленные проекты. Поэтому Арктика становится едва ли не основным в списке промышленных приоритетов исполнительной власти. И реализовывать его предлагается по принципу «за ценой не постоим».
Государственное регулирование нефтегазового комплекса в 2018 году и перспективы 2019 года
«Газпром» на пути к новой реальности

Все доклады за: 2016 , 15 , 14 , 13 , 12 , 11 , 10 , 09 , 08 , 07 гг.

PRO-GAS
Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100
О Фонде | Продукты | Услуги | Актуальные комментарии | Книги | Выступления | Клиенты | Цены | Карта cайта | Контакты
Консалтинговые услуги, оценка политических рисков в ТЭК, интересы политических и экономических элит в нефтегазовой отрасли.
Фонд национальной энергетической безопасности © 2007
  Новости ТЭК   Новости российской электроэнергетики