Главная > Актуальные комментарии > ТЭК > Россия расторгла с Азербайджаном договор о транзите нефти

Россия расторгла с Азербайджаном договор о транзите нефти

 

Премьер-министр РФ Дмитрий Медведев подписал распоряжение о прекращении действия договора о транзите азербайджанской нефти.

Согласно документу, российскому МИДу поручено уведомить об этом азербайджанскую сторону.
Договор о транзите азербайджанской нефти через территорию РФ был подписан в Москве 18 января 1996 года. По условиям соглашения, по нефтепроводу Баку-Новороссийск должно транспортироваться не менее 5 млн тонн сырья в год по тарифу 15,67 доллара за тонну. Однако, как пояснил официальный представитель российской компании-исполнителя «Транснефть» Игорь Дёмин, в течение последних пяти лет Азербайджан условия этого межправительственного соглашения не исполнял – объёмы транзита были в 2,5 раза меньше, чем предусматривалось документом. Госнефтекомпания Азербайджана (ГНКАР) прокачивала по этому нефтепроводу: 2,2 млн тонн в 2010 году, по 2 млн тонн в 2011 и 2012 году, план на 2013 год предусматривал снижение прокачки до 1,6 млн тонн. ГНКАР это снижение объяснял тем, что большая часть нефти будет направляться на переработку. Соответственно, доходы от реальных объёмов транзита не покрывали затраты «Транснефти» на поддержание трубопроводной системы в должном технологическом состоянии. При этом «Транснефть» не могла изменить тариф, рассчитанный на объём в 5 млн тонн сырья, так как параметры тарифа закреплялись межправительственным соглашением. Таким образом, российская компания несла убытки примерно в 50 млн долларов ежегодно.

До конца текущего года транспортировка азербайджанской нефти будет осуществляться по договору, заключённому на основе межправительственного соглашения, однако с начала следующего года «Транснефть», как сообщил ИТАР-ТАСС Дёмин, будет транспортировать по трубопроводу Баку-Новороссийск транзитную азербайджанскую нефть на основе коммерческого договора, для подготовки которого ещё достаточно времени. Как отметил официальный представитель «Транснефти», «мы не видим ничего плохого в том, что мы ушли от политического документа, и будем работать, как два хозяйствующих субъекта».

В ГНКАР заявляют, что пока не получали официального уведомления по этому поводу от российской стороны.

Александр Пасечник, руководитель аналитического управления Фонда национальной энергетической безопасности, в беседе с «Однако» пояснил, что пересмотр договора – это чисто коммерческое решение:

-- Речь о недозагрузке системы в течение пяти лет более чем в два раза, транзитные ставки, прописанные ещё в 1996 году, практически не индексировались. Была политическая подоплёка взаимоотношений, а теперь мы выходим на, скажем так, коммерческий уровень, и есть все рыночные основания для такого рода действий. Т.е. действия российской стороны адекватно отвечают вызовам времени в широком понимании. Кроме того, не забываем, что на Каспии работает российская компания «Лукойл», активно осваивая с 2010 года месторождение имени Корчагина. И «Лукойл» вполне может прийти и заполнить эти квоты, которые, по сути, были для азербайджанской стороны заморожены (составляется график транзита и т.д.) – т.е. этот объём может быть теперь эффективно использован нашими компаниями.

Опять же никто азербайджанскую нефть из нефтепровода Баку-Новороссийск, по большому счёту, не выгонял – просто речь идёт о пересмотре на следующий год коммерческих условий. Если стороны придут к консенсусу (т.е. проиндексируют тарифы на прокачку, что позволило бы сделать всю процедуру коммерчески эффективной), то можно говорить о прежних взаимоотношениях, но более, скажем так, корпоративных.

Не стоит искать каких-то больших политических проблем, которые может спровоцировать это решение – просто идёт пересмотр условий в соответствии с тенденциями времени.

Автор: Ульяна Гортинская

Источник: Однако, 14.05.2013


Специальный доклад:

Организация внутреннего рынка газа в России: тактика «малых дел»

Аналитическая серия «ТЭК России»:

Государственное регулирование нефтегазового комплекса в 2018 году и перспективы 2019 года
«Газпром» на пути к новой реальности
В поисках лучшего налогового режима для нефтегаза: продолжение фискальных экспериментов
Налоговая тема стала абсолютным хитом 2018 года. Правительство в очередной раз решило переписать правила игры.Основным предлогом стал новый иннаугурационный Указ президента Путина. Выяснилось, что на новые объявленные национальные проекты не хватает около 8 трлн рублей. И кабинет министров недолго думал, где взять эти средства. Речь идет о внедрении новаторской для РФ системы налогообложения, которая позволила бы перейти от налогообложения выручки к налогообложению прибыли. Нефтяные компании годами боролись за это. Однако сегодня они не выглядят довольными, не спеша переходить на новый налоговый режим, а требуя сохранения старых добрых льгот.
Итоги разворота на Восток в нефтегазовом секторе
План поворота на Восток начал реализовываться в нефтегазовом комплексе РФ еще задолго до очередного обострения отношений с Западом. Мотивы у него были самые прагматичные. Потребление нефти и газа в Азии росло, а низкие собственные запасы позволяли уверенно прогнозировать выход азиатских стран на первые места в списке импортеров углеводородов. А вот у России на Востоке как раз есть запасы нефти и газа, которые можно монетизировать. етыре с лишним года жизни под санкциями показали, что и с политической точки зрения поворот на Восток оказался оправдан. Каковы же его реальные результаты?
Новая структура власти и ТЭК: переформатирование системы госуправления отраслью
За майской инаугурацией Путина последовало переформатирование российского правительства, а затем и в целом системы исполнительной власти. На первый взгляд кажется, что изменения носят косметический характер. Не только премьер, но и многие министры сохранили свои посты. Но на самом деле кадровые новации весьма масштабны, и нефтегаза они касаются напрямую. Перестановки еще не закончены – в некоторых министерствах продолжаются активные чистки и структурные изменения. Но основные игроки все же расселись по своим креслам, и можно подвести первые итоги переформатирования системы управления нефтегазовой промышленностью.

Все доклады за: 2016 , 15 , 14 , 13 , 12 , 11 , 10 , 09 , 08 , 07 гг.

PRO-GAS
Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100
О Фонде | Продукты | Услуги | Актуальные комментарии | Книги | Выступления | Клиенты | Цены | Карта cайта | Контакты
Консалтинговые услуги, оценка политических рисков в ТЭК, интересы политических и экономических элит в нефтегазовой отрасли.
Фонд национальной энергетической безопасности © 2007
  Новости ТЭК   Новости российской электроэнергетики