Главная > Актуальные комментарии > ТЭК > СЕЧИН НАДАВИЛ НА ГАЗ: Глава «Роснефти» нашел способ отвоевать для компании долю внутреннего газового рынка

СЕЧИН НАДАВИЛ НА ГАЗ: Глава «Роснефти» нашел способ отвоевать для компании долю внутреннего газового рынка

При этом в России насчитывается лишь две с половиной сотни газовых заправок 

Как известно, автомобили могут ездить не только на бензине и дизельном топливе, но и на газе. Если в России до прошлой недели кто-то этого не знал, то теперь точно знает. В минувший вторник отечественные зрители, слушатели и читатели подверглись массированному информационному удару — им рассказали все о газе в качестве моторного топлива и объяснили, зачем надо перевести на него все автобусы, а в перспективе и частные авто. Не рассказали им только одного: кто стоит за этой кампанией.

События развивались стремительно. Сначала премьер-министр Дмитрий Медведев на совещании со своими заместителями объявил о том, что подписал постановление, согласно которому планируется разработать комплекс мер по переводу на газ к 2020 году не менее половины общественного транспорта в городах-миллионниках. Поначалу на это мало кто обратил внимание — попытки перевести часть автотранспорта на газ предпринимались в России и раньше, но особого успеха не имели. Однако на следующий день этот вопрос обсуждался уже на сочинском совещании у президента Владимира Путина, который сказал, что постановление — это хорошо, но этого недостаточно, и велел ускорить работу в данном направлении. Его активно поддержали министр энергетики Александр Новак и председатель совета директоров «Газпрома» Виктор Зубков. А спустя еще день госкорпорация «Роснефть» объявила о заключенных долгосрочных соглашениях в области использования газомоторного топлива и намерении построить тысячу (!) газовых заправок. Это колоссальное количество. Для сравнения: на официальном сайте «Газпрома» сообщается, что в настоящее время у компании имеется 206 автозаправочных станций, работающих на компримированном (сжатом) природном газе (КПГ). А всего в 58 регионах России действует 249 таких станций. Ну и, наконец, последней «вишенкой на торте» стало сообщение о том, что есть предложение обнулить транспортный налог для тех средств передвижения, которые используют газ в качестве топлива. В тот же день федеральные телеканалы не только сообщили обо всем этом, но и обстоятельно разъяснили россиянам все плюсы и минусы газификации автотранспорта. Таких совпадений не бывает! Стало совершенно очевидно, что кому-то срочно потребовалось пересадить всех нас на «газовые» автобусы и автомобили.

Можно было бы подумать, что главным бенефициаром этой информационной кампании является «Газпром», но с этим плохо вяжется тот факт, что основным «спикером» выступал руководитель другой госкомпании — «Роснефти». В последнее время (особенно после поглощения ТНК-ВР) эта корпорация набрала нешуточную силу. Помимо всего прочего, она теперь является обладателем и крупных газовых активов. Как следует из материалов Центрального диспетчерского управления ТЭК, по итогам апреля «Роснефть» стала третьим в России производителем газа, уступив только «Газпрому» и «Новатэку». В прошлом месяце добыча газа «Роснефтью» (с учетом консолидации НГК «Итера» и ТНК-ВР) составила 3,4 млрд кубометров, а за четыре месяца текущего года — 13,8 млрд кубометров. И, как стало недавно известно, «Роснефть» планирует увеличить добычу газа к 2020 году до 100 млрд кубометров в год. Но если не будет принято решение об отмене монополии «Газпрома» на экспорт газа, то «Роснефти» будет просто некуда его девать. Единственный выход — расширить сбыт внутри страны. «Наличие большого количества (газовых) АЗС поможет «Роснефти» диверсифицировать каналы сбыта газа, а также усилить позиции на внутреннем рынке газа», — убежден содиректор аналитического отдела компании «Инвесткафе» Григорий Бирг. О своих серьезных газовых амбициях компания Игоря Сечина в последний раз заявила на Дне инвестора в Лондоне в конце апреля — тогда представители «Роснефти» сообщили, что готовы к 2020 году занять 20% газового рынка России. В сложившихся условиях газовые заправки действительно могут стать одним из способов монетизации добываемого «Роснефтью» газа на внутреннем рынке, считают эксперты.

План хорош, но есть вопросы. «Газпром» уже более десяти лет занимается популяризацией в России газомоторного топлива. Однако пока, как признают отраслевые эксперты, это дало очень скромные результаты. Если в 90-е годы частные автовладельцы и бизнес под влиянием высоких цен на бензин еще как-то решались переводить свои автомобили на альтернативный вид топлива, то теперь идут на это крайне редко. Причин на то несколько. Как говорит начальник аналитического управления Фонда национальной энергетической безопасности (ФНЭБ) Александр Пасечник, со временем преимущества газа были во многом нивелированы тем, что разница в цене между газом и бензином стала не такой большой, как прежде. «Если раньше эта разница была многократной, то теперь она незначительна, — отмечает эксперт. — К тому же частный автопарк помолодел, и сегодня многие предпочитают бензину дизель, что является вполне нормальной и более безопасной, нежели газ, альтернативой».

И в этих условиях «Роснефть» заявляет о феноменальных планах — в случае получения доступа к газотранспортной системе компания готова построить тысячу газовых заправок по всей стране, инвестировав в проект ни много ни мало 60 млрд рублей. Разрабатывать такие планы, не имея перспектив сбыта, было бы чистым безумием. Однако госконцерн, как мы видим, может рассчитывать на поддержку на самом верху.

Вместо того чтобы «уговаривать» частных автовладельцев, на газ в директивном порядке переведут общественный транспорт. К тому же, как стало известно по итогам совещания у главы государства, будут внедрены механизмы стимулирования частных автовладельцев для перехода на газ. Им будут предложены льготы при уплате транспортного налога или полная его отмена. В Минэнерго полагают, что этот стимул позволит увеличить число автомобилей на газе к 2030 году в 25 раз — до 2,5 млн машин, а количество газозаправочных станций к тому же времени вырастет в 17 раз — до 3,5 тыс. Предлагается также запустить льготную программу утилизации автомобилей, в соответствии с которой старую машину можно было бы поменять на новую — газомоторную. Стоит отметить, что в развитых странах, где активно поддерживаются «зеленые» инициативы граждан (в частности, в Австралии), также существует механизм дотаций за использование более экологичного топлива. Получается, что расходы на стимулирование спроса и поддержку сбыта газовых и нефтегазовых компаний возьмет на себя бюджет.

Между тем «Роснефть» уже закрепила имеющиеся у нее планы и в соответствующих соглашениях с партнерами. Глава концерна Игорь Сечин по итогам совещания у президента Путина подписал договор с гендиректором российского подразделения Volkswagen Маркусом Озеговичем, в котором, как говорится в сообщении «Роснефти», зафиксированы намерения компаний содействовать «развитию на территории России рынка сбыта компримированного природного газа, а также рынка автомобилей, двигатели которых работают на КПГ». Соглашением также предусмотрено развитие инфраструктуры для заправки газом, оснащение заправочных комплексов «Роснефти» необходимым для реализации КПГ технологическим оборудованием, а также выведение на рынок автомобилей, использующих в качестве топлива компримированный газ. Чуть ранее «Роснефть» и компания «Русские машины» Олега Дерипаски договорились о сотрудничестве в области производства и реализации газомоторного топлива в Московской и Ленинградской областях, Краснодарском крае и на основных автомагистралях европейского направления.

Таким образом, можно предполагать, что весь старый-новый проект по газификации автотранспорта во многом «заточен» именно под «Роснефть» и опирается на огромный административный ресурс главы компании Игоря Сечина.

По мнению Григория Бирга, «то, что мы сейчас видим, похоже на скоординированную кампанию по стимуляции потребления газа на внутреннем рынке». В «Роснефти» надеются на то, что опыт эксплуатации большого числа автобусов с газовым типом топлива позволит доказать его экономичность и экологичность, а заодно развеять сомнения в безопасности его использования. «Это сможет стать триггером для начала аналогичного перехода коммерческих автотранспортных компаний, занимающихся перевозками внутри России», — говорит эксперт. На этом этапе наличие достаточного числа АЗС сыграет, по словам эксперта, огромную роль, а тот факт, что цены на газ на внутреннем рынке регулируются правительством, позволит компаниям, использующим газ, с большей уверенностью прогнозировать издержки на топливо в будущем.

В то же время некоторые эксперты топливного рынка относятся к такого рода тратам, как и к возможностям успешной реализации проекта, скептически. «Я воспринимаю этот проект с осторожным пессимизмом», — заявил «Профилю» президент Российской топливной ассоциации Евгений Аркуша. По его словам, настороженность вызывает уже имеющийся негативный опыт в сфере использования сжатого газа на заправках. «На Московской кольцевой автодороге (МКАД) было 12 таких заправок, подсоединенных к магистральному трубопроводу, — рассказал Аркуша. — В итоге опыт оказался негативным. Пока вообще непонятно, как будут сделаны эти заправки. Совмещенно — жидкое топливо и сжатый газ — сделать практически невозможно с точки зрения безопасности. Поставить их в городе точно нельзя. Если же продолжить традицию и ставить их на МКАД, то выходит, что весь транспорт должен ездить через весь город, чтобы заправиться. Это странно».

Кроме того, недавно в Москве произошел инцидент, очень неприятный для сторонников широкого перевода транспорта на газ. 9 мая в районе станции метро «Речной вокзал» взорвался пассажирский автобус, работавший на газе. Взрывом в машине выбило стекла и покорежило металлический корпус, пострадали два человека. К счастью, в момент взрыва пассажиров в салоне не было. Этот случай наделал много шума, и даже президент упомянул о нем в своем выступлении на совещании в Сочи. Конечно, газ дешевле и экологически чище, но в то же время он и опаснее. На вопрос о том, насколько целесообразным будет его широкое использование на автотранспорте, еще предстоит дать ответ.

Автор: Евлалия Самедова

Источник: Профиль, 20.05.2013


Специальный доклад:

Организация внутреннего рынка газа в России: тактика «малых дел»

Аналитическая серия «ТЭК России»:

Сервис и нефтегазовое машиностроение: надежен ли отраслевой фундамент?
Состояние сервисных компаний вызывает в отрасли особую озабоченность. От них зависит довольно большой пласт работы, и в этом плане не будет преувеличением их сравнение с фундаментом нефтегазового здания. Вопрос в том, насколько он надежен сегодня. И дело не только в западных санкциях и зависимости от иностранных технологий – хотя эта тема тоже нуждается в отдельном осмыслении. Главная интрига – это все же магистральный путь развития российского сервиса.
Санкции в отношении российского нефтегаза: давление продолжается
Арктика – советская гигантомания или прорывной проект?
Арктика на глазах обретает черты даже не просто крупного проекта, а чуть ли не национальной идеи. Страна стремительно возвращается к освоению Арктики советского масштаба. Впору говорить о настоящей «арктической мании». Она очень логично вписывается в экономическую политику правительства, все более явно делающего ставку на большие промышленные проекты. Поэтому Арктика становится едва ли не основным в списке промышленных приоритетов исполнительной власти. И реализовывать его предлагается по принципу «за ценой не постоим».
Государственное регулирование нефтегазового комплекса в 2018 году и перспективы 2019 года
«Газпром» на пути к новой реальности

Все доклады за: 2016 , 15 , 14 , 13 , 12 , 11 , 10 , 09 , 08 , 07 гг.

PRO-GAS
Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100
О Фонде | Продукты | Услуги | Актуальные комментарии | Книги | Выступления | Клиенты | Цены | Карта cайта | Контакты
Консалтинговые услуги, оценка политических рисков в ТЭК, интересы политических и экономических элит в нефтегазовой отрасли.
Фонд национальной энергетической безопасности © 2007
  Новости ТЭК   Новости российской электроэнергетики