Главная > Актуальные комментарии > ТЭК > СЕЧИН НАДАВИЛ НА ГАЗ: Глава «Роснефти» нашел способ отвоевать для компании долю внутреннего газового рынка

СЕЧИН НАДАВИЛ НА ГАЗ: Глава «Роснефти» нашел способ отвоевать для компании долю внутреннего газового рынка

При этом в России насчитывается лишь две с половиной сотни газовых заправок 

Как известно, автомобили могут ездить не только на бензине и дизельном топливе, но и на газе. Если в России до прошлой недели кто-то этого не знал, то теперь точно знает. В минувший вторник отечественные зрители, слушатели и читатели подверглись массированному информационному удару — им рассказали все о газе в качестве моторного топлива и объяснили, зачем надо перевести на него все автобусы, а в перспективе и частные авто. Не рассказали им только одного: кто стоит за этой кампанией.

События развивались стремительно. Сначала премьер-министр Дмитрий Медведев на совещании со своими заместителями объявил о том, что подписал постановление, согласно которому планируется разработать комплекс мер по переводу на газ к 2020 году не менее половины общественного транспорта в городах-миллионниках. Поначалу на это мало кто обратил внимание — попытки перевести часть автотранспорта на газ предпринимались в России и раньше, но особого успеха не имели. Однако на следующий день этот вопрос обсуждался уже на сочинском совещании у президента Владимира Путина, который сказал, что постановление — это хорошо, но этого недостаточно, и велел ускорить работу в данном направлении. Его активно поддержали министр энергетики Александр Новак и председатель совета директоров «Газпрома» Виктор Зубков. А спустя еще день госкорпорация «Роснефть» объявила о заключенных долгосрочных соглашениях в области использования газомоторного топлива и намерении построить тысячу (!) газовых заправок. Это колоссальное количество. Для сравнения: на официальном сайте «Газпрома» сообщается, что в настоящее время у компании имеется 206 автозаправочных станций, работающих на компримированном (сжатом) природном газе (КПГ). А всего в 58 регионах России действует 249 таких станций. Ну и, наконец, последней «вишенкой на торте» стало сообщение о том, что есть предложение обнулить транспортный налог для тех средств передвижения, которые используют газ в качестве топлива. В тот же день федеральные телеканалы не только сообщили обо всем этом, но и обстоятельно разъяснили россиянам все плюсы и минусы газификации автотранспорта. Таких совпадений не бывает! Стало совершенно очевидно, что кому-то срочно потребовалось пересадить всех нас на «газовые» автобусы и автомобили.

Можно было бы подумать, что главным бенефициаром этой информационной кампании является «Газпром», но с этим плохо вяжется тот факт, что основным «спикером» выступал руководитель другой госкомпании — «Роснефти». В последнее время (особенно после поглощения ТНК-ВР) эта корпорация набрала нешуточную силу. Помимо всего прочего, она теперь является обладателем и крупных газовых активов. Как следует из материалов Центрального диспетчерского управления ТЭК, по итогам апреля «Роснефть» стала третьим в России производителем газа, уступив только «Газпрому» и «Новатэку». В прошлом месяце добыча газа «Роснефтью» (с учетом консолидации НГК «Итера» и ТНК-ВР) составила 3,4 млрд кубометров, а за четыре месяца текущего года — 13,8 млрд кубометров. И, как стало недавно известно, «Роснефть» планирует увеличить добычу газа к 2020 году до 100 млрд кубометров в год. Но если не будет принято решение об отмене монополии «Газпрома» на экспорт газа, то «Роснефти» будет просто некуда его девать. Единственный выход — расширить сбыт внутри страны. «Наличие большого количества (газовых) АЗС поможет «Роснефти» диверсифицировать каналы сбыта газа, а также усилить позиции на внутреннем рынке газа», — убежден содиректор аналитического отдела компании «Инвесткафе» Григорий Бирг. О своих серьезных газовых амбициях компания Игоря Сечина в последний раз заявила на Дне инвестора в Лондоне в конце апреля — тогда представители «Роснефти» сообщили, что готовы к 2020 году занять 20% газового рынка России. В сложившихся условиях газовые заправки действительно могут стать одним из способов монетизации добываемого «Роснефтью» газа на внутреннем рынке, считают эксперты.

План хорош, но есть вопросы. «Газпром» уже более десяти лет занимается популяризацией в России газомоторного топлива. Однако пока, как признают отраслевые эксперты, это дало очень скромные результаты. Если в 90-е годы частные автовладельцы и бизнес под влиянием высоких цен на бензин еще как-то решались переводить свои автомобили на альтернативный вид топлива, то теперь идут на это крайне редко. Причин на то несколько. Как говорит начальник аналитического управления Фонда национальной энергетической безопасности (ФНЭБ) Александр Пасечник, со временем преимущества газа были во многом нивелированы тем, что разница в цене между газом и бензином стала не такой большой, как прежде. «Если раньше эта разница была многократной, то теперь она незначительна, — отмечает эксперт. — К тому же частный автопарк помолодел, и сегодня многие предпочитают бензину дизель, что является вполне нормальной и более безопасной, нежели газ, альтернативой».

И в этих условиях «Роснефть» заявляет о феноменальных планах — в случае получения доступа к газотранспортной системе компания готова построить тысячу газовых заправок по всей стране, инвестировав в проект ни много ни мало 60 млрд рублей. Разрабатывать такие планы, не имея перспектив сбыта, было бы чистым безумием. Однако госконцерн, как мы видим, может рассчитывать на поддержку на самом верху.

Вместо того чтобы «уговаривать» частных автовладельцев, на газ в директивном порядке переведут общественный транспорт. К тому же, как стало известно по итогам совещания у главы государства, будут внедрены механизмы стимулирования частных автовладельцев для перехода на газ. Им будут предложены льготы при уплате транспортного налога или полная его отмена. В Минэнерго полагают, что этот стимул позволит увеличить число автомобилей на газе к 2030 году в 25 раз — до 2,5 млн машин, а количество газозаправочных станций к тому же времени вырастет в 17 раз — до 3,5 тыс. Предлагается также запустить льготную программу утилизации автомобилей, в соответствии с которой старую машину можно было бы поменять на новую — газомоторную. Стоит отметить, что в развитых странах, где активно поддерживаются «зеленые» инициативы граждан (в частности, в Австралии), также существует механизм дотаций за использование более экологичного топлива. Получается, что расходы на стимулирование спроса и поддержку сбыта газовых и нефтегазовых компаний возьмет на себя бюджет.

Между тем «Роснефть» уже закрепила имеющиеся у нее планы и в соответствующих соглашениях с партнерами. Глава концерна Игорь Сечин по итогам совещания у президента Путина подписал договор с гендиректором российского подразделения Volkswagen Маркусом Озеговичем, в котором, как говорится в сообщении «Роснефти», зафиксированы намерения компаний содействовать «развитию на территории России рынка сбыта компримированного природного газа, а также рынка автомобилей, двигатели которых работают на КПГ». Соглашением также предусмотрено развитие инфраструктуры для заправки газом, оснащение заправочных комплексов «Роснефти» необходимым для реализации КПГ технологическим оборудованием, а также выведение на рынок автомобилей, использующих в качестве топлива компримированный газ. Чуть ранее «Роснефть» и компания «Русские машины» Олега Дерипаски договорились о сотрудничестве в области производства и реализации газомоторного топлива в Московской и Ленинградской областях, Краснодарском крае и на основных автомагистралях европейского направления.

Таким образом, можно предполагать, что весь старый-новый проект по газификации автотранспорта во многом «заточен» именно под «Роснефть» и опирается на огромный административный ресурс главы компании Игоря Сечина.

По мнению Григория Бирга, «то, что мы сейчас видим, похоже на скоординированную кампанию по стимуляции потребления газа на внутреннем рынке». В «Роснефти» надеются на то, что опыт эксплуатации большого числа автобусов с газовым типом топлива позволит доказать его экономичность и экологичность, а заодно развеять сомнения в безопасности его использования. «Это сможет стать триггером для начала аналогичного перехода коммерческих автотранспортных компаний, занимающихся перевозками внутри России», — говорит эксперт. На этом этапе наличие достаточного числа АЗС сыграет, по словам эксперта, огромную роль, а тот факт, что цены на газ на внутреннем рынке регулируются правительством, позволит компаниям, использующим газ, с большей уверенностью прогнозировать издержки на топливо в будущем.

В то же время некоторые эксперты топливного рынка относятся к такого рода тратам, как и к возможностям успешной реализации проекта, скептически. «Я воспринимаю этот проект с осторожным пессимизмом», — заявил «Профилю» президент Российской топливной ассоциации Евгений Аркуша. По его словам, настороженность вызывает уже имеющийся негативный опыт в сфере использования сжатого газа на заправках. «На Московской кольцевой автодороге (МКАД) было 12 таких заправок, подсоединенных к магистральному трубопроводу, — рассказал Аркуша. — В итоге опыт оказался негативным. Пока вообще непонятно, как будут сделаны эти заправки. Совмещенно — жидкое топливо и сжатый газ — сделать практически невозможно с точки зрения безопасности. Поставить их в городе точно нельзя. Если же продолжить традицию и ставить их на МКАД, то выходит, что весь транспорт должен ездить через весь город, чтобы заправиться. Это странно».

Кроме того, недавно в Москве произошел инцидент, очень неприятный для сторонников широкого перевода транспорта на газ. 9 мая в районе станции метро «Речной вокзал» взорвался пассажирский автобус, работавший на газе. Взрывом в машине выбило стекла и покорежило металлический корпус, пострадали два человека. К счастью, в момент взрыва пассажиров в салоне не было. Этот случай наделал много шума, и даже президент упомянул о нем в своем выступлении на совещании в Сочи. Конечно, газ дешевле и экологически чище, но в то же время он и опаснее. На вопрос о том, насколько целесообразным будет его широкое использование на автотранспорте, еще предстоит дать ответ.

Автор: Евлалия Самедова

Источник: Профиль, 20.05.2013


Специальный доклад:

Организация внутреннего рынка газа в России: тактика «малых дел»

Аналитическая серия «ТЭК России»:

Новая сделка ОПЕК+ и будущее нефтяного бизнеса в РФ
Государственное регулирование нефтегазового комплекса в 2019 году и перспективы 2020 года
Традиционно мы завершаем год итоговым докладом, обобщающим основные события и тенденции прошедшего года. 2019 год четко обозначил новую роль нефтегазового комплекса в России. Теперь это не просто главный донор российского бюджета, но прежде всего основная надежда на разгон экономического роста. Государство окончательно сделало в экономической политике ставку на большие проекты в кейнсианском стиле. Идеи улучшения институтов оставлены до лучших времен - на это просто нет времени, нужен быстрый результат.
«Газпром» на фоне внешних и внутренних вызовов
2019 год оказался для «Газпрома» весьма нервным. Внутри компании впервые с 2011 года прошли масштабные кадровые перестановки, затронувшие основные направления деятельности и ставшие продолжением внутренней реструктуризации блока, ответственного за ключевые стройки и систему закупок. На внешнем контуре весь год продолжался «сериал» под названием «будущее транзита через Украину» и закончившийся подписанием контрактов буквально 31 декабря. Его сопровождали яростные битвы вокруг «Турецкого потока» и «Северного потока-2». В итоге первый будет открыт 8 января 2020 года, а второй в самом конце 2019 года попал под американские санкции – пока в нем «дырка» в 160 км по двум ниткам. Зато на восточном векторе совершен серьезный прорыв – заработал газопровод «Сила Сибири».
Фискальная политика в нефтегазовом секторе: жизнь в режиме Википедии
Налоговая система в нефтегазовом комплексе продолжает испытывать радикальные изменения. 2019 год начинался с введения нового налогового режима – налога на дополнительный доход. Этот эксперимент должен был начать перевод нефтяной индустрии на новаторский принцип налогообложения: с прибыли, а не с выручки. Казалось бы, найдена новая магистральная дорога. Однако уже в 2019 году Минфин начал откровенное наступление на НДД. Страх выпадения доходов из бюджета здесь и сейчас гораздо сильнее угрозы обвалить нефтедобычу в среднесрочной перспективе из-за нестимулирюущей инвестиции налоговой системы. Минфину гораздо симпатичнее ускорение налогового маневра, которое приносит в бюджет дополнительные деньги. Нефтегазовые компании отвечают на это частным лоббизмом – попыткой пробить для своих проектов особые условия.
Украинский газовый узел – развязка близка
Меньше месяца остается до «часа X»: в 10 утра 1 января завершают свои действия договоры на транзит газа через Украину, а также на поставку российского газа в эту страну. Российско-украинские переговоры держат в напряжении весь европейский газовый бизнес. Все ждут новой «газовой войны». Есть ли еще шанс договориться? А если нет – справится ли «Газпром» со своими обязательствами по доставке газа в Европу? Блефует ли Россия, уверяя, что новая инфраструктура и газ в подземных хранилищах позволят ей обходиться без украинского транзита уже в ближайшую зиму? И что произойдет в начале 2020 года с самой Украиной? На эти вопросы мы пытаемся ответить в нашем новом докладе.

Все доклады за: 2016 , 15 , 14 , 13 , 12 , 11 , 10 , 09 , 08 , 07 гг.

PRO-GAS
Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100
О Фонде | Продукты | Услуги | Актуальные комментарии | Книги | Выступления | Клиенты | Цены | Карта cайта | Контакты
Консалтинговые услуги, оценка политических рисков в ТЭК, интересы политических и экономических элит в нефтегазовой отрасли.
Фонд национальной энергетической безопасности © 2007
  Новости ТЭК   Новости российской электроэнергетики