Главная > Актуальные комментарии > ТЭК > На Балканах трубам тесно

На Балканах трубам тесно

Конкурентная борьба между газопроводами, которые пройдут по балканским странам и будут снабжать газом Европу, близка к развязке. Черногория, Албания, Босния и Герцеговина и Хорватия выбрали Трансадриатический газопровод. Таким образом, его шансы победить Nabucco выросли. Кроме того, ослабнут и позиции Газпрома.

Как сообщает МИД Черногории, правительства Албании, Боснии и Герцеговины, Хорватии и Черногории подписали меморандум о взаимопонимании, поддержке и сотрудничестве в строительстве двух новых газопроводов.

Это Трансадриатический (Trans Adriatic Pipeline, TAP) и Ионическо-Адриатический (Ionian Adriatic Pipeline, IAP) газопроводы. Стороны обязались содействовать развитию, финансированию и реализации проектов строительства газопроводов, а также готовить внутренние рынки для приема газа из Азербайджана и Каспийского региона, передает РИА «Новости».

«Государства-участники выразили полную поддержку проектам TAP и IAP, тем самым заявив о приверженности целям Евросоюза по диверсификации и обеспечению безопасности поставок газа в Европу», – сообщает МИД Черногории.

Трансадриатический газопровод длиной 870 километров должен будет транспортировать газ с месторождения «Шах-Дениз» в Западную Европу. Планируется, что труба свяжет Грецию, Албанию и через Адриатическое море выйдет в восточно-итальянский регион Апулию. Мощность TAP должна составить 10–20 млрд кубометров. 42,5% проекта принадлежат швейцарской компании Axpo, столько же – норвежской Statoil, 15% – германской E.ON Ruhrgas.

Что касается Ионическо-Адриатического газопровода длиной 530 километров, то он станет ответвлением от Трансадриатического. Он должен связать албанский город Фиери и хорватский Сплит через территории Черногории и Боснии и Герцеговины. Его стоимость составляет 610,5 млн евро.

Решение о поддержке балканскими странами этих газопроводов последовало буквально за несколько недель до того, как консорциум по разработке месторождения «Шах-Дениз» должен принять решение, с каким газопроводом работать: TAP или западным Nabucco. Последний должен обеспечить поставки газа в Австрию. Nabucco занимаются австрийская компания OMV, венгерская MOL, турецкая Botas и румынская Transgaz. Раньше в состав участников входила германская RWE, но в прошлом году она продала свою долю OMV.

Консорциум по разработке месторождения «Шах-Дениз», куда входят BP, Statoil, азербайджанская ГНКАР и Total, собирается начать экспорт газа в начале 2019 года. По сути, выбор в пользу одного из проектов: TAP или западного Nabucco – будет означать полное поражение второго.

Главная задача, которую ставили власти Евросоюза перед разработчиками проектов газопроводов, – это снижение зависимости от поставок газа из России. В этом смысле оба газопровода представляют собой опасность для проекта Газпрома «Южный поток», который также должен доставлять газ в Европу через южные страны.

Газопровод «Южный поток» уже начал строиться – в конце прошлого года был дан официальный старт строительства. Причем ранее предполагалось, что газопровод начнет строиться только в 2013 году, но нажим конкурентов заставил Россию сдвинуть сроки. Первый российский газ по трубе пойдет в декабре 2015 года.

Газпром стремится застолбить рынок, поскольку, как говорят эксперты, главная проблема «Южного потока» не столько в заполняемости, сколько в сбыте газа по газопроводу. И дело не в снижении спроса со стороны европейских потребителей, а в том, что «Южный поток» так и не получил особый статус и может попасть под действие Третьего энергопакета, отмечает гендиректор Фонда национальной энергетической безопасности Константин Симонов. Это означает, что Газпрому придется резервировать 50% в трубе на сухопутной европейской части под некий газ независимых производителей. Это может быть азербайджанский газ, но не в таких больших объемах. В итоге труба может оказаться наполовину пустой.

А между тем и Nabucco, и Трансадриатический газопровод получили статус TEN (трансъевропейская сырьевая инфраструктура) от Европы, а это означает, что таких проблем, как у «Южного потока», у них не будет.

«Прямыми конкурентами «Южного потока» Трансадриатический и Ионическо-Адриатический газопроводы назвать сложно. Однако их реализация определенно может ослабить позиции Газпрома в южной Европе, так как газ будет поставляться из стран Каспийского региона, тем самым снижая зависимость Европы от российского сырья», – сказал газете ВЗГЛЯД содиректор аналитического отдела Инвесткафе Григорий Бирг.

По его мнению, хоть страны Албания, Босния и Герцеговина и Хорватия не являются крупными потребителями газа, однако реализация проектов поможет укрепить позицию среднеазиатских поставщиков газа на крупных рынках Газпрома: в Турции и Италии. Григорий Бирг считает, что реализация газопровода TAP, наверное, более реалистична, чем Nabucco, так как он короче.

Автор: Дмитрий Муравьев

Источник: Взгляд, 24.05.2013


Специальный доклад:

Организация внутреннего рынка газа в России: тактика «малых дел»

Аналитическая серия «ТЭК России»:

Государственное регулирование нефтегазового комплекса в 2020 году и перспективы 2021 года
«Газпром»: жизнь после эпохи «больших строек»
«Газпром» близок к завершению главных газопроводных строек прошлого десятилетия. Запущены в эксплуатацию «Сила Сибири» и «Турецкий поток». «Северный поток-2» построен более чем на 90 % и должен быть завершен в ближайшие месяцы. Поступательно идет процесс разработки ресурсной базы на Ямале и в Восточной Сибири. В то же время конъюнктура на рынках газа – из-за второй теплой зимы в Европе подряд, опасений транзитного кризиса на Украине, пандемии COVID-19 и притока СПГ – вышла из-под контроля и достигла глубин, невиданных в последние 20 лет.
Налоговое регулирование нефтегазового комплекса: выбор приоритетов
Арктика: новый государственный приоритет
Арктика постепенно становится одной из основных экономических ставок. Арктика должна обеспечить загрузку Северного морского пути, создать спрос на продукцию российского машиностроения и новые рабочие места. При этом углеводороды, по сути, единственный реальный арктический сюжет. На первый план выходят не рентабельность и реальная окупаемость проектов, а их вклад в поддержание экономического роста государства. Поэтому и развивается «арктическая гигантомания».
Импортозамещение в нефтегазовой отрасли: мифы и реальность
Процесс импортозамещения был по-серьезному запущен после введения санкций 2014 года. Шесть лет – солидный срок, чтобы подвести предварительные итоги. С одной стороны, цифры не такие уж плохие – отрасль зависит от импорта уже меньше чем наполовину. С другой – это «средняя температура по больнице». И еще вопрос, что же считать именно российским оборудованием, с учетом активного использования иностранных комплектующих и особенно программного обеспечения. Видны примеры действительно успешного импортозамещения – но есть и не менее очевидные провалы.

Все доклады за: 2016 , 15 , 14 , 13 , 12 , 11 , 10 , 09 , 08 , 07 гг.

PRO-GAS
Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100
О Фонде | Продукты | Услуги | Актуальные комментарии | Книги | Выступления | Клиенты | Цены | Карта cайта | Контакты
Консалтинговые услуги, оценка политических рисков в ТЭК, интересы политических и экономических элит в нефтегазовой отрасли.
Фонд национальной энергетической безопасности © 2007
  Новости ТЭК   Новости российской электроэнергетики