Главная > Актуальные комментарии > ТЭК > Энергоресурсы для Европы: без России не обойтись

Энергоресурсы для Европы: без России не обойтись

Конференция в «Брюсселе» «Энергетический диалог: Россия-ЕС. Газовый аспект» призвана решить две основные задачи: проанализировать нынешнее состояние отношений Москвы и Брюсселя в энергетической области и наметить перспективы на будущее

Последнее представляется особенно актуальным, учитывая растущие потребности Евросоюза в энергосырье и ограниченность реальных источников их удовлетворения.

То, что потребности Европейского союза в источниках энергии возрастают и будут расти — ни для кого не секрет. И даже нынешний финансовый кризис не смог изменить данную ситуацию. Оно и понятно. Сокращение инвестиций и режим жесткой экономики ударил в первую очередь именно по разработкам «на будущее», касающимся возобновляемых источников энергии, а также пресловутого сланцевого газа, реальная разработка которого в Европе в необходимых масштабах все еще не началась. Основные споры экспертов ведутся лишь вокруг темпов роста зависимости ЕС от внешних источников энергоресурсов. Согласно наиболее распространенным оценкам, в настоящее время страны-члены Евросоюза импортируют до половины необходимых энергоресурсов, причем доля нефти в закупках превышает 70%. В перспективе зависимость ЕС от внешних источников энергосырья будет только возрастать и к 2030 году может достичь по нефти — 92% и по газу — 81%.

Что и говорить, цифры немалые. Возникает вопрос: откуда брать эти ресурсы? Еще пару лет назад в Брюсселе не сомневались, что они поступят по газопроводу Nabucco. Согласно первоначальным разработкам, данный проект предусматривал поставки газа с месторождений Азербайджана и Ближнего Востока через Турцию, с перспективой подключения к нему центральноазиатских поставщиков. Протяженность трубы должна была составить около 3300 километров, а потенциальные объемы перекачиваемого газа — 25–30 млрд кубометров в год.

Звучит внушительно. Однако даже в самом лучшем случае эти поставки смогут удовлетворить не более 5% потребностей ЕС в газе, рассчитанных применительно к 2020 году. Иными словам, с экономической точки зрения Nabucco не способен решить проблему энергетической безопасности Евросоюза, заменив поставки из России, — тем более если учесть, что после введения в действие газопровода «Южный поток» общий объем дополнительных российских поставок в Европу составит 110–118 млрд кубометров газа, что позволит не менее чем наполовину обеспечить растущие запросы Евросоюза. Еще в 2009 году американская газета The New York Times констатировала, что поставки по Nabucco смогут покрывать лишь 12% объемов, предусмотренных для проекта, а поставки из России даже без еще не построенного «Южного потока» покрывают потребности Евросоюза в газе на треть.

Но и это еще не все. В реализации проекта Nabucco с самого начала возникли сложности. По состоянию на сегодняшний день последним участком этого газопровода, реально введенным в действие, остается 47-километровая нитка по маршруту Арад-Сегед, который соединяет венгерскую и румынскую газораспределительные системы, проходя по территории Венгрии. Он был открыт в октябре 2010 года.

А уже в начале 2012 года представитель министерства энергетики Турции заявил, что Анкара более не будет оказывать «полную поддержку» проекту Nabucco, поскольку альтернативные этому газопроводу проекты намного дешевле и проще в реализации. Весной того же года с аналогичным заявлением выступил премьер-министр Венгрии Виктор Орбан, сообщивший, что национальная компания MOL решила отказаться от участия в проекте Nabucco.

Как результат — в уже утвержденные планы пришлось вносить новые перспективы, и в настоящее время консорциум проекта рассматривает вопрос о пропуске трубы по территории лишь Болгарии и Австрии. Обновленный проект уже получил название Nabucco-West. Труба протяженностью 1300 км должна пройти от турецко-болгарской границы до Австрии. Ну и как апофеоз растущего неверия экспертов и инвесторов в данный проект — в марте текущего года немецкий энергоконцерн RWE продал долю в проекте строительства газопровода Nabucco австрийской группе OMV.

Таким образом, первоначальный проект трубопровода Nabucco за последние годы претерпел существенные и вынужденные изменения, еще больше снизившие его экономическую целесообразность. Кроме того, сохраняются серьезные проблемы и с наполнением трубы. Как справедливо отмечает финансовый аналитик компании Deloitte Грэхем Садлер, «трудно запустить и финансировать инфраструктурный мегапроект на газовом рынке, уже имеющем доступ к источникам поставок газа по конкурентоспособным ценам». В связи с этим он оценивает экономическую основу проекта Nabucco как «неустойчивую».

Однако объективные прагматические соображения все еще не могут заставить Еврокомиссию отказаться от своих антироссийских энергетических фобий. Вот и лозунг диверсификации по-прежнему имеет для Брюсселя более чем странное наполнение — как создание препятствий для российских поставок. Действия Еврокомиссии могут вполне вписываться в какие-то геополитические проекты, но при этом они наносят реальный вред европейским потребителям — отметил в беседе с «Голосом России» директор российского филиала международной компании Pace Global Energy Services Армен Бадалов:

«Существует огромный разрыв между интересами непосредственно Брюсселя и Евросоюза как такового, — и интересами отдельных стран Европы, в первую очередь, крупных потребителей — таких, как Германия. Последние очень заинтересованы в российском газе. Мы видим, что запущен „Северный поток“, немецкие компании были допущены на российский рынок, к российским источникам поставок. Идет очень интересный, конструктивный диалог. А действия Еврокомиссии этому мешают».

Неудивительно, что в странах Евросоюза растет понимание желательности и даже необходимости сотрудничества в энергетической области с Россией. Для стран Южной и Юго-Восточной Европы важную роль играет проект «Южный поток» — против которого Еврокомиссия развернула масштабную пиар-кампанию. Первым документом в рамках реализации проекта «Южный поток» стал российско-итальянский меморандум о взаимопонимании, подписанный в июне 2007 года между «Газпромом» и компанией Eni. В ноябре того же года Газпром и Eni подписали в Москве соглашение о создании совместной компании по подготовке технико-экономического обоснования проекта. Компания с соотношением долей 50% на 50%, призванная разработать и реализовать проект сооружения газопровода с начальной пропускной способностью в 30 млрд кубометров газа в год, была зарегистрирована в Швейцарии в январе 2008 года. Тогда же было подписано (а в июле 2008 года ратифицировано) предварительное российско-болгарское соглашение об участии Болгарии в проекте и создании в этих целях совместного предприятия, отвечающего за сооружение болгарского участка газопровода.

Что касается другого ключевого участника «Южного потока», Сербии, то предварительные соглашения с ней был подписаны еще до официального объявления о проекте, а именно в декабре 2006 года.

На случай возможных политических осложнений российская сторона подготовила запасной вариант транспортировки газа в северную часть Италии — через территории Хорватии и Словении и далее на австрийскую газораспределительную станцию в Арнольдштадте. В ноябре 2009 года по итогам российско-словенских переговоров в Москве было подписано соглашение, предусматривавшее сооружение ответвления от основной магистральной трубы газопровода, идущего через Словению в Северную Италию. А в марте 2010 года аналогичные договоренности был достигнуты с хорватской стороной. Кроме того, концерн MOL при согласовании с Газпромом на всякий случай подготовил замену: если австрийская сторона откажется от участия в проекте, роль газораспределительной станции в Баумгартене возьмет на себя аналогичный объект в венгерском городке Варошфельд.

В пользу энергопартнерства с Россией высказываются и страны Центральной Европы, в частности, премьер-министр Чехии Петр Нечас в ходе состоявшейся в понедельник (27 мая) встречи с российским коллегой Дмитрием Медведевым подчеркнул, что считает «ключевой сферой» двустороннего сотрудничества именно энергетику. Речь идет не только о максимальном использовании мощностей нефтепровода «Дружба» (являющегося крупнейшей в мире системой магистральных нефтепроводов, проходящих по территории в том числе Чехии, Словакии, Венгрии, Польши и Германии.), но и о сооружении подземного хранилища газа. Начало строительства последнего в Дамборжице (Южная Моравия) запланировано на 2014 год. Его мощность составит 448 млн кубометров — что станет одним из крупнейших для Чехии. Если же напомнить, что с января 2013 года Чехия уже подключена к газопроводу «Северный поток» — становится ясно, что она может стать подлинным энергомостом в отношениях ЕС и России.

Пожалуй, именно ввод в действие «Северного потока» из России в Германию стал важнейшим фактором, продемонстрировавшим инвесторам привлекательность российских прагматических предложений в сравнении со спекулятивными проектами Еврокомиссии. На финансово-экономическую составляющую проекта особо указал в беседе с «Голосом России» генеральный директор российского Фонда национальной энергетической безопасности Константин Симонов:

«Трубопроводные проекты, которые реализует Россия, очень часто критикуют за то, что они якобы дорогие, требуют больших инвестиций. Но на самом деле в современном мире все трубопроводные проекты недешевые. А если вы посмотрите морскую часть „Северного потока“, то по сравнению с западными аналогами она не такая дорогая и вполне вписывается в стандартные объемы финансирования. Кризис вынуждает европейцев экономить. А „Северный поток“ уже функционирует и показал свою эффективность с точки зрения обеспечения энергобезопасности Европы».

Тем временем, официальное статистическое агентство ЕС Eurostat обнародовало новые данные по ценам на газ. Из них следует, что во второй половине 2012 года цены на газ в странах ЕС выросли на 10,3%. Следовательно, задача удовлетворения растущих потребностей Евросоюза в энергосырье приобретает еще большее значение. И без России в решении данной проблемы явно не обойтись.

Автор: Петр Искендеров

Источник: Голос России, 28.05.2013


Специальный доклад:

Организация внутреннего рынка газа в России: тактика «малых дел»

Аналитическая серия «ТЭК России»:

Литий – новое эльдорадо энергетики?
Энергетический переход, с одной стороны, справедливо воспринимается российскими нефтегазовыми компаниями как угроза их бизнесу. С другой стороны, нужно искать в новой энергетике и новые возможности. Одной из них является производство лития – важнейшего сырьевого компонента для аккумуляторов электромобилей. Отрасль стремительно растет, что открывает другие горизонты. В том числе и для традиционных ТЭК-компаний. Литий уже вызывает повышенный интерес в России, что требует внимательного изучения темы.
Последние санкционные решения Запада и их влияние на российский нефтегаз
Государственное регулирование нефтегазового комплекса в 2023 году и перспективы 2024 года
«Газпром» в период изгнания с европейского рынка. Возможное развитие газового рынка в России в условиях экспортных ограничений
Новая логистика российского нефтяного бизнеса

Все доклады за: 2021, 20, 19, 18, 17, 16, 15, 14, 13, 12, 11, 10, 09, 08, 07 гг.

PRO-GAS
Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100
О Фонде | Продукты | Услуги | Актуальные комментарии | Книги | Выступления | Клиенты | Цены | Карта cайта | Контакты
Консалтинговые услуги, оценка политических рисков в ТЭК, интересы политических и экономических элит в нефтегазовой отрасли.
Фонд национальной энергетической безопасности © 2007
  Новости ТЭК   Новости российской электроэнергетики