Главная > Актуальные комментарии > ТЭК > Необходимость обеспечения национальной энергетической безопасности

Необходимость обеспечения национальной энергетической безопасности

Обеспечение национальной энергетической безопасности является приоритетной задачей для любой современной страны. Стабильный доступ к энергоресурсам является необходимым условием развития экономики и страны в целом.

Для России энергетическая безопасность имеет два аспекта. Во-первых, мы должны обеспечить ресурсами собственное потребление. Во-вторых, наша страна должна сохранить свое значение в качестве крупнейшего экспортера энергоресурсов, ведь на нефтегазовый сектор приходится половина доходов бюджета страны.

Сегодня именно второй аспект оказывается под угрозой. Одной из главных проблем является недостаток новых прорывных проектов, которые уже в ближайшем будущем должны были бы стать локомотивом отрасли. Россия уже вышла на полку по производству нефти и вскоре такая же ситуация установится в газовой отрасли. Последние годы фактически только Ванкорское месторождение компенсировало показатели падающей добычи в традиционных регионах нефтедобычи. Но на смену Ванкору в ближайшем будущем не придет ни один проект. Подобная ситуация в добывающем секторе уже привела к тому, что Россия не смогла увеличить объем экспорта нефти в Европу, когда появилась ниша из-за экономических санкций на Иран. Эту долю на рынке успешно заняла Саудовская Аравия.

В связи с этим стратегической задачей является инвестиции в новые добывающие проекты на территории России. Проблема в том, что, несмотря на наличие множества официальных документов, таких как Энергетическая стратегия, различные Генеральные схемы и Государственные программы, единой внятной государственной политики в области ТЭК сегодня нет. На фоне падающей добычи нефти внутри РФ госкомпании активно инвестируют в добывающий сектор за рубежом. Показательно также, что восточное экспортное направление в газовой сфере получило активный импульс развития за счет активизации конкуренции между энергетическими госкомпаниями. А заявления первых лиц государства о необходимости осваивать ресурсы Восточной Сибири и Дальнего Востока и выстраивать восточный экспортный маршрут долгие годы так и оставались декларациями о намерениях.

Выстраивание энергетической политики на основе изменчивой конъюнктуры весьма рискованно. Только реально действующая энергетическая стратегия способна укрепить национальную энергетическую безопасность. Причем она должна стать руководством к действиям, а не отражением размышлений на тему будущего российского ТЭК. 

Автор: Юшков Игорь Валерьевич, ведущий аналитик ФНЭБ

Тезисы к выступлению на конференции «Интеллектуальные системы безопасности на объектах ТЭК», Москва, 23.05.2013


Специальный доклад:

Организация внутреннего рынка газа в России: тактика «малых дел»

Аналитическая серия «ТЭК России»:

Государственное регулирование нефтегазового комплекса в 2018 году и перспективы 2019 года
«Газпром» на пути к новой реальности
В поисках лучшего налогового режима для нефтегаза: продолжение фискальных экспериментов
Налоговая тема стала абсолютным хитом 2018 года. Правительство в очередной раз решило переписать правила игры.Основным предлогом стал новый иннаугурационный Указ президента Путина. Выяснилось, что на новые объявленные национальные проекты не хватает около 8 трлн рублей. И кабинет министров недолго думал, где взять эти средства. Речь идет о внедрении новаторской для РФ системы налогообложения, которая позволила бы перейти от налогообложения выручки к налогообложению прибыли. Нефтяные компании годами боролись за это. Однако сегодня они не выглядят довольными, не спеша переходить на новый налоговый режим, а требуя сохранения старых добрых льгот.
Итоги разворота на Восток в нефтегазовом секторе
План поворота на Восток начал реализовываться в нефтегазовом комплексе РФ еще задолго до очередного обострения отношений с Западом. Мотивы у него были самые прагматичные. Потребление нефти и газа в Азии росло, а низкие собственные запасы позволяли уверенно прогнозировать выход азиатских стран на первые места в списке импортеров углеводородов. А вот у России на Востоке как раз есть запасы нефти и газа, которые можно монетизировать. етыре с лишним года жизни под санкциями показали, что и с политической точки зрения поворот на Восток оказался оправдан. Каковы же его реальные результаты?
Новая структура власти и ТЭК: переформатирование системы госуправления отраслью
За майской инаугурацией Путина последовало переформатирование российского правительства, а затем и в целом системы исполнительной власти. На первый взгляд кажется, что изменения носят косметический характер. Не только премьер, но и многие министры сохранили свои посты. Но на самом деле кадровые новации весьма масштабны, и нефтегаза они касаются напрямую. Перестановки еще не закончены – в некоторых министерствах продолжаются активные чистки и структурные изменения. Но основные игроки все же расселись по своим креслам, и можно подвести первые итоги переформатирования системы управления нефтегазовой промышленностью.

Все доклады за: 2016 , 15 , 14 , 13 , 12 , 11 , 10 , 09 , 08 , 07 гг.

PRO-GAS
Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100
О Фонде | Продукты | Услуги | Актуальные комментарии | Книги | Выступления | Клиенты | Цены | Карта cайта | Контакты
Консалтинговые услуги, оценка политических рисков в ТЭК, интересы политических и экономических элит в нефтегазовой отрасли.
Фонд национальной энергетической безопасности © 2007
  Новости ТЭК   Новости российской электроэнергетики