Главная > Актуальные комментарии > ТЭК > Необходимость обеспечения национальной энергетической безопасности

Необходимость обеспечения национальной энергетической безопасности

Обеспечение национальной энергетической безопасности является приоритетной задачей для любой современной страны. Стабильный доступ к энергоресурсам является необходимым условием развития экономики и страны в целом.

Для России энергетическая безопасность имеет два аспекта. Во-первых, мы должны обеспечить ресурсами собственное потребление. Во-вторых, наша страна должна сохранить свое значение в качестве крупнейшего экспортера энергоресурсов, ведь на нефтегазовый сектор приходится половина доходов бюджета страны.

Сегодня именно второй аспект оказывается под угрозой. Одной из главных проблем является недостаток новых прорывных проектов, которые уже в ближайшем будущем должны были бы стать локомотивом отрасли. Россия уже вышла на полку по производству нефти и вскоре такая же ситуация установится в газовой отрасли. Последние годы фактически только Ванкорское месторождение компенсировало показатели падающей добычи в традиционных регионах нефтедобычи. Но на смену Ванкору в ближайшем будущем не придет ни один проект. Подобная ситуация в добывающем секторе уже привела к тому, что Россия не смогла увеличить объем экспорта нефти в Европу, когда появилась ниша из-за экономических санкций на Иран. Эту долю на рынке успешно заняла Саудовская Аравия.

В связи с этим стратегической задачей является инвестиции в новые добывающие проекты на территории России. Проблема в том, что, несмотря на наличие множества официальных документов, таких как Энергетическая стратегия, различные Генеральные схемы и Государственные программы, единой внятной государственной политики в области ТЭК сегодня нет. На фоне падающей добычи нефти внутри РФ госкомпании активно инвестируют в добывающий сектор за рубежом. Показательно также, что восточное экспортное направление в газовой сфере получило активный импульс развития за счет активизации конкуренции между энергетическими госкомпаниями. А заявления первых лиц государства о необходимости осваивать ресурсы Восточной Сибири и Дальнего Востока и выстраивать восточный экспортный маршрут долгие годы так и оставались декларациями о намерениях.

Выстраивание энергетической политики на основе изменчивой конъюнктуры весьма рискованно. Только реально действующая энергетическая стратегия способна укрепить национальную энергетическую безопасность. Причем она должна стать руководством к действиям, а не отражением размышлений на тему будущего российского ТЭК. 

Автор: Юшков Игорь Валерьевич, ведущий аналитик ФНЭБ

Тезисы к выступлению на конференции «Интеллектуальные системы безопасности на объектах ТЭК», Москва, 23.05.2013


Аналитическая серия «ТЭК России»:

Новая структура власти и ТЭК: переформатирование системы госуправления отраслью
За майской инаугурацией Путина последовало переформатирование российского правительства, а затем и в целом системы исполнительной власти. На первый взгляд кажется, что изменения носят косметический характер. Не только премьер, но и многие министры сохранили свои посты. Но на самом деле кадровые новации весьма масштабны, и нефтегаза они касаются напрямую. Перестановки еще не закончены – в некоторых министерствах продолжаются активные чистки и структурные изменения. Но основные игроки все же расселись по своим креслам, и можно подвести первые итоги переформатирования системы управления нефтегазовой промышленностью.
Мировой рынок нефти: к каким ценам готовиться?
Санкции в отношении российского нефтегаза: кольцо сжимается
Американский сланец: жизнь в эпоху Трампа
Новый американский президент четко обозначил свои приоритеты в области энергетики, назвав ВИЭ пустой тратой денег и открыто сделав ставку на углеводороды. Это отличная новость для американских сланцевых компаний, как и существенный рост нефтяных цен на мировом рынке в 2017 и особенно в начале 2018 годов. Всем интересно, сколько нефти США на самом деле способны добывать. А ведь есть еще тема сланцевого газа. Соединенные Штаты слишком агрессивно рекламируют резкий рост производства СПГ, что невозможно без существенного увеличения добычи газа – опять же сланцевого.
Государственное регулирование нефтегазового комплекса в 2017 году и перспективы 2018 года

Все доклады за: 2016 , 15 , 14 , 13 , 12 , 11 , 10 , 09 , 08 , 07 гг.

PRO-GAS
Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100
О Фонде | Продукты | Услуги | Актуальные комментарии | Книги | Выступления | Клиенты | Цены | Карта cайта | Контакты
Консалтинговые услуги, оценка политических рисков в ТЭК, интересы политических и экономических элит в нефтегазовой отрасли.
Фонд национальной энергетической безопасности © 2007
  Новости ТЭК   Новости российской электроэнергетики