Главная > Актуальные комментарии > ТЭК > Необходимость обеспечения национальной энергетической безопасности

Необходимость обеспечения национальной энергетической безопасности

Обеспечение национальной энергетической безопасности является приоритетной задачей для любой современной страны. Стабильный доступ к энергоресурсам является необходимым условием развития экономики и страны в целом.

Для России энергетическая безопасность имеет два аспекта. Во-первых, мы должны обеспечить ресурсами собственное потребление. Во-вторых, наша страна должна сохранить свое значение в качестве крупнейшего экспортера энергоресурсов, ведь на нефтегазовый сектор приходится половина доходов бюджета страны.

Сегодня именно второй аспект оказывается под угрозой. Одной из главных проблем является недостаток новых прорывных проектов, которые уже в ближайшем будущем должны были бы стать локомотивом отрасли. Россия уже вышла на полку по производству нефти и вскоре такая же ситуация установится в газовой отрасли. Последние годы фактически только Ванкорское месторождение компенсировало показатели падающей добычи в традиционных регионах нефтедобычи. Но на смену Ванкору в ближайшем будущем не придет ни один проект. Подобная ситуация в добывающем секторе уже привела к тому, что Россия не смогла увеличить объем экспорта нефти в Европу, когда появилась ниша из-за экономических санкций на Иран. Эту долю на рынке успешно заняла Саудовская Аравия.

В связи с этим стратегической задачей является инвестиции в новые добывающие проекты на территории России. Проблема в том, что, несмотря на наличие множества официальных документов, таких как Энергетическая стратегия, различные Генеральные схемы и Государственные программы, единой внятной государственной политики в области ТЭК сегодня нет. На фоне падающей добычи нефти внутри РФ госкомпании активно инвестируют в добывающий сектор за рубежом. Показательно также, что восточное экспортное направление в газовой сфере получило активный импульс развития за счет активизации конкуренции между энергетическими госкомпаниями. А заявления первых лиц государства о необходимости осваивать ресурсы Восточной Сибири и Дальнего Востока и выстраивать восточный экспортный маршрут долгие годы так и оставались декларациями о намерениях.

Выстраивание энергетической политики на основе изменчивой конъюнктуры весьма рискованно. Только реально действующая энергетическая стратегия способна укрепить национальную энергетическую безопасность. Причем она должна стать руководством к действиям, а не отражением размышлений на тему будущего российского ТЭК. 

Автор: Юшков Игорь Валерьевич, ведущий аналитик ФНЭБ

Тезисы к выступлению на конференции «Интеллектуальные системы безопасности на объектах ТЭК», Москва, 23.05.2013


Специальный доклад:

Организация внутреннего рынка газа в России: тактика «малых дел»

Аналитическая серия «ТЭК России»:

Новые санкционные ограничения, их последствия и способы преодоления
Активизация мирного переговорного процесса между США и РФ очевидна. Многие уже настроили себя на скорое урегулирование конфликта на Украине. Однако это слишком оптимистичный взгляд на вещи. Кроме того, очевидно, что снятие санкций – еще более сложный и долгий процесс. Российские углеводороды - конкуренты нефти и СПГ из США. Было бы наивным считать, что Вашингтон с радостью и оперативно снимет все санкции против российского энергетического сектора. Так что пока все ровно наоборот. Не забудем и о европейском треке. Здесь все еще хуже. Мы видим борьбу с так называемым «теневым» флотом», расширение SDN-листов, ограничение поставок оборудования и трансакций, давление на третьи страны. Все это говорит о том, что нужно не мечтать о снятии санкций, а внимательно анализировать новые рестрикции относительного российского нефтегаза.
«Газпром» и Европа в поисках новой модели работы
«Газпром» и ЕС долгое время оставались важными партнерами. Хотя каждый из них думал о диверсификации покупателей или поставщиков. 2022 год радикально ускорил эти процессы. Но спустя три года после начала СВО можно сделать вывод о том, что и у «Газпрома» не получается быстрый разворот на восток и юг, и ЕС испытывает серьезные перегрузки в энергетике. Что же ждет «Газпром» и европейский газовый рынок? С этим пытается разобраться новый доклад Фонда национальной энергетической безопасности.
Государственное регулирование нефтегазового комплекса и предварительные итоги работы в 2024 году. Перспективы 2025 года
Весной 2024 года в России было сформировано новое правительство. Кресло министра энергетики занял С. Цивилев. Первые полгода работы новой конфигурации госуправления ТЭКом уже позади, что позволяет сделать первые аналитические выводы. Поэтому предварительные производственные итоги 2024 года занимают особое место в нашем исследовании. По уже сложившейся традиции мы анализируем ушедший год сразу в двух исследованиях. Газовая индустрия рассматривается в отдельном докладе. Здесь же наш фокус - на нефтянке. Особая его ценность – в данных нашей собственной расчетной модели динамики нефтяного экспорта.
Северный логистический маршрут: ждать ли прорыва?
Северный морской путь и в целом арктическая тема еще до начала СВО были возведены в разряд государственных приоритетов. Ключевой вопрос: можно ли перевести СМП из области красивых рассуждений о выгодности и стратегической значимости, о возвращении России в Арктику в плоскость реальных прорывов, которые позволят выполнить хотя бы собственные планы исполнительной власти? Стратегическое наполнение у СМП относительно новое, а вот проблемы во многом старые.
Российская нефтяная индустрия на КИТе. Рынки основных покупателей российской нефти: Китая, Индии и Турции
Российская нефть изгнана с рынка Европы, однако она нашла новые ниши. И теперь российский нефтяной экспорт стоит на КИТе - Китай, Индия и Турция. Именно эти три страны выбирают практически всю российскую сырую нефть. Из нового доклада ФНЭБ Вы узнаете об объеме и стоимости поставок российской нефти и нефтепродуктов на рынки КИТа. Поймете особенности функционирования национальных рынков, а также как и с кем конкурируют российские поставщики.

Все доклады за: 2021, 20, 19, 18, 17, 16, 15, 14, 13, 12, 11, 10, 09, 08, 07 гг.

PRO-GAS
Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100
О Фонде | Продукты | Услуги | Актуальные комментарии | Книги | Выступления | Цены | Карта cайта | Контакты
Консалтинговые услуги, оценка политических рисков в ТЭК, интересы политических и экономических элит в нефтегазовой отрасли.
Фонд национальной энергетической безопасности © 2007
  Новости ТЭК   Новости российской электроэнергетики