Главная > Актуальные комментарии > ТЭК > Необходимость обеспечения национальной энергетической безопасности

Необходимость обеспечения национальной энергетической безопасности

Обеспечение национальной энергетической безопасности является приоритетной задачей для любой современной страны. Стабильный доступ к энергоресурсам является необходимым условием развития экономики и страны в целом.

Для России энергетическая безопасность имеет два аспекта. Во-первых, мы должны обеспечить ресурсами собственное потребление. Во-вторых, наша страна должна сохранить свое значение в качестве крупнейшего экспортера энергоресурсов, ведь на нефтегазовый сектор приходится половина доходов бюджета страны.

Сегодня именно второй аспект оказывается под угрозой. Одной из главных проблем является недостаток новых прорывных проектов, которые уже в ближайшем будущем должны были бы стать локомотивом отрасли. Россия уже вышла на полку по производству нефти и вскоре такая же ситуация установится в газовой отрасли. Последние годы фактически только Ванкорское месторождение компенсировало показатели падающей добычи в традиционных регионах нефтедобычи. Но на смену Ванкору в ближайшем будущем не придет ни один проект. Подобная ситуация в добывающем секторе уже привела к тому, что Россия не смогла увеличить объем экспорта нефти в Европу, когда появилась ниша из-за экономических санкций на Иран. Эту долю на рынке успешно заняла Саудовская Аравия.

В связи с этим стратегической задачей является инвестиции в новые добывающие проекты на территории России. Проблема в том, что, несмотря на наличие множества официальных документов, таких как Энергетическая стратегия, различные Генеральные схемы и Государственные программы, единой внятной государственной политики в области ТЭК сегодня нет. На фоне падающей добычи нефти внутри РФ госкомпании активно инвестируют в добывающий сектор за рубежом. Показательно также, что восточное экспортное направление в газовой сфере получило активный импульс развития за счет активизации конкуренции между энергетическими госкомпаниями. А заявления первых лиц государства о необходимости осваивать ресурсы Восточной Сибири и Дальнего Востока и выстраивать восточный экспортный маршрут долгие годы так и оставались декларациями о намерениях.

Выстраивание энергетической политики на основе изменчивой конъюнктуры весьма рискованно. Только реально действующая энергетическая стратегия способна укрепить национальную энергетическую безопасность. Причем она должна стать руководством к действиям, а не отражением размышлений на тему будущего российского ТЭК. 

Автор: Юшков Игорь Валерьевич, ведущий аналитик ФНЭБ

Тезисы к выступлению на конференции «Интеллектуальные системы безопасности на объектах ТЭК», Москва, 23.05.2013


Аналитическая серия «ТЭК России»:

Рынок Азии: потенциал российского нефтегазового экспорта на восток
Государственное регулирование нефтегазового комплекса в 2016 году и перспективы 2017 года
«Газпром»: Голиаф сдаваться не намерен
Противоречия между основными игроками на газовом рынке в России продолжают накапливаться – депрессия на стороне спроса и наращивание предложения независимых производителей ограничивают добычу «Газпрома» и делают конкуренцию за платежеспособных потребителей острее, создавая почву для новых интриг вокруг конфигурации отрасли. На внешних рынках, напротив, складывается позитивная ситуация. Восточное направление также не остается без внимания.
Налоговая политика в отношении нефтегаза в период бюджетного дефицита
Отношения Минфина и отрасли в эпоху «нефти по 100» складывались на основе «ножниц Кудрина» - доходы свыше отметки в 60 долларов за баррель просто срезались в пользу федерального бюджета. Но это позволяло нефтяным компаниям сравнительно спокойно относиться к падению цен на нефть и даже получать выгоду, как бы парадоксально это не звучало. Ведь обвал нефтяных цен традиционно сопровождается падением курса рубля, что выгодно экспортерам. Однако радоваться ТЭКу не пришлось. Столкнушвись с бюджетным дефицитом, Минфин все равно обратил свои взоры на отрасль, придумав для нее новые налоговые изъятия. Министерство получило мощный аргумент в свою пользу: добыча нефти в 2016 показывает рекордный рост, и это позволяет ведомству заявлять, что финансовая ситуация не так и плоха, как о ней рассуждают нефтегазовые компании. В результате бюджетная трехлетка (2017-2019 гг.) может стать для отрасли проблемной, хотя нефтегаз, наоборот, рассчитывал на запуск новой налоговой системы на основе налогообложения прибыли.
Европейский рынок газа – жизнь в эпоху Третьего энергопакета

Все доклады за: 2016 , 15 , 14 , 13 , 12 , 11 , 10 , 09 , 08 , 07 гг.

Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100
О Фонде | Продукты | Услуги | Актуальные комментарии | Книги | Выступления | Клиенты | Цены | Карта cайта | Контакты
Консалтинговые услуги, оценка политических рисков в ТЭК, интересы политических и экономических элит в нефтегазовой отрасли.
Фонд национальной энергетической безопасности © 2007
  Новости ТЭК   Новости российской электроэнергетики