Главная > Актуальные комментарии > ТЭК > Фантом Nabucco

Фантом Nabucco

Амбициозный проект ЕС — газопровод Nabucco — имеет все больше шансов отправиться в архив. У Евросоюза пока вообще не получается найти в газовой сфере равноценную альтернативу российскому партнеру — Газпрому

В западной прессе отчетливо прослеживаются похоронные настроения в отношении Nabucco. Так, итальянская газета IL Foglio не исключает, что ЕС будет вынужден вообще отказаться от энергетического проекта, который разрабатывался Евросоюзом с целью максимально снизить свою зависимость от российского газа.

Поводом для подобных предположений послужил тендер на приобретение азербайджанских газовых месторождений на Каспии, результаты которого вскоре объявит Баку. Евросоюз как раз очень рассчитывал на эти месторождения, но в дело вмешалась чистая коммерция. Среди участников тендера явные преимущества приобретает проект Трансадриатического газопровода (Trans Adriatic Pipeline, ТАР), оставляя Nabucco позади.

Основу консорциума ТАР составляют две энергетические компании — немецкая E.On и норвежская Statoil, а газопровод предполагается проложить из Азербайджана через Турцию, Грецию, Албанию и Италию, где будет находиться финишный терминал.

Таким образом, помимо своего самого «страшного» конкурента в лице российского проекта «Южный поток» Nabucco, словно удар с тыла, получил еще и европейского соперника под именем ТАР. Явные неудачи начали преследовать проект ЕС с того момента, как в прошлом году акционеры газопровода «Южный поток» договорились о строительстве его северной ветки. Буквально через несколько дней после подписания этих соглашений консорциум Nabucco покинула венгерская компания MOL. А не так давно из проекта вышел один из ключевых его партнеров и акционеров — немецкий концерн RWE.

В принципе, все шло к тому, что рано или поздно Nabucco будет распадаться, говорит руководитель Аналитического управления Фонда национальной энергетической безопасности Александр Пасечник. В своем первозданном виде этот проект вряд ли будет существовать, он уже преобразован в менее протяженный Nabucco West. Проблемы с ресурсной базой, проблемы с инвесторами и вялое потребление газа в еврозоне — все это оборачивается коммерческой нецелесообразностью проекта.

В то же время Газпром уже завершил строительство двух веток магистрали «Северный поток», а проект «Южный поток» будет реализован к 2015 году. Уже до конца текущего года начнется сооружение участка газопровода в Сербии. У Газпрома более выигрышная позиция, подчеркнул Александр Пасечник:

«И еще раз замечу, что у Газпрома есть ресурсная база. Как раз то, чего нет у европейского проекта Nabucco. А по поводу того газа, который Азербайджан планировал поставлять с месторождений Шах-Дениз, есть масса вопросов. Например, может ли этот газ обеспечить полностью мощности Nabucco West. По всей видимости, слухи о том, что проект может быть заморожен или же полностью распасться, могут иметь и реальное подтверждение. Но опять же так быстро это не произойдет, все-таки с финальной резолюцией европейцы будут затягивать, это понятно. Хотя в реальности проект так пока и остается фантомом».

Учитывая нынешние экономические реалии в странах еврозоны и Евросоюза в целом, большинство стран-участниц исходят уже не из политических амбиций, а руководствуются коммерческими соображениями, констатирует Александр Пасечник. Поэтому никто не хочет вкладываться в трубу, которая не обеспечена жесткими газовыми контрактами. То есть ключевой вопрос заключался в наполнении газопровода. И он до сих пор должным образом не решен.

На практике же Nabucco так и не был дан старт. Этот проект изначально предполагал транспортировку центральноазиатского газа из Туркмении в Европу. Но Туркмения уже успела протянуть по два газопровода в Иран и Китай, сейчас прокладывает третью трубу в Поднебесную. Поэтому свободных ресурсов газа для ЕС у Туркмении уже нет. Азербайджан, по оценкам многих экспертов, вообще не располагает объемами, способными заполнить газопровод Nabucco.

По большей части получается, что этот проект был интересен в первую очередь Еврокомиссии с точки зрения оказания давления на Россию в части диверсификации поставок энергоносителей, отметил в интервью нашей радиокомпании эксперт по нефтегазовому рынку Дмитрий Лютягин:

«В принципе, сама идея — как идея — неплохая. Но с точки зрения сырьевой базы все достаточно сложно. Плюс ко всему необходимы были определенные инвестиции всех участников. Здесь основная дилемма была в том, чтобы совместить интересы очень многих стран. Плюс есть какие-то политические разногласия между этими странами, по территории которых должен был бы проходить трубопровод. Все эти факторы создавали предпосылки к тому, что реализация проекта находилась под определенным риском затягивания или прекращения. Если сейчас Европейский союз примет решение отказаться от него, значит, какой-то риск оправдался».

Однако точку в истории Nabucco ставить рано, считает Дмитрий Лютягин. Проект могут «положить на полку», с возможностью возвращаться к нему всякий раз в зависимости от политической или экономической ситуации в Европе либо исходя из состояния отношений Москвы и Брюсселя в конкретный момент.

Что же касается Трансадриатического проекта, так обидно потеснившего Nabucco, то эксперты пока затрудняются оценить, насколько серьезную конкуренцию ТАР способен составить «Южному потоку». Прежде всего, потому что ТАР — это пока именно проект, в то время как «Южный поток» уже запущен.

Еврокомиссия по-прежнему продолжает «с холодком» смотреть на российские газовые магистрали, заметил на днях заместитель главы Газпрома Александр Медведев в ходе конференции «Энергетический диалог: Россия-ЕС. Газовый аспект». Тем не менее, по его словам, в условиях ожидаемого спроса на газ в Европе, «места хватит всем, а может быть, придется реализовывать и новые проекты».

Пока же новости газового рынка таковы — в конце недели в Амстердаме был торжественно открыт офис компании South Stream Transport, которая займется реализацией наиболее технологически сложного этапа проекта «Южный поток» — морского участка газовой магистрали.

Автор: Никита Сорокин

Источник: Голос России, 31.05.2013


Специальный доклад:

Организация внутреннего рынка газа в России: тактика «малых дел»

Аналитическая серия «ТЭК России»:

Литий – новое эльдорадо энергетики?
Энергетический переход, с одной стороны, справедливо воспринимается российскими нефтегазовыми компаниями как угроза их бизнесу. С другой стороны, нужно искать в новой энергетике и новые возможности. Одной из них является производство лития – важнейшего сырьевого компонента для аккумуляторов электромобилей. Отрасль стремительно растет, что открывает другие горизонты. В том числе и для традиционных ТЭК-компаний. Литий уже вызывает повышенный интерес в России, что требует внимательного изучения темы.
Последние санкционные решения Запада и их влияние на российский нефтегаз
Государственное регулирование нефтегазового комплекса в 2023 году и перспективы 2024 года
«Газпром» в период изгнания с европейского рынка. Возможное развитие газового рынка в России в условиях экспортных ограничений
Новая логистика российского нефтяного бизнеса

Все доклады за: 2021, 20, 19, 18, 17, 16, 15, 14, 13, 12, 11, 10, 09, 08, 07 гг.

PRO-GAS
Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100
О Фонде | Продукты | Услуги | Актуальные комментарии | Книги | Выступления | Клиенты | Цены | Карта cайта | Контакты
Консалтинговые услуги, оценка политических рисков в ТЭК, интересы политических и экономических элит в нефтегазовой отрасли.
Фонд национальной энергетической безопасности © 2007
  Новости ТЭК   Новости российской электроэнергетики