Главная > Актуальные комментарии > ТЭК > Налоговое чистилище: пряник со вкусом кнута

Налоговое чистилище: пряник со вкусом кнута

Министерство финансов после года напряженных сражений представило проект формулы расчета налога на добычу газа и конденсата (НДПИ). Предполагается, что именно этот документ будет вынесен на обсуждение правительства для последующего прохождения через процедуру внесения изменений в Налоговый кодекс. Смысл предложения Минфина в том, чтобы привязать уровень ставки налога к цене реализации газа и конденсата. Базовый коэффициент по формуле — 15% от цены сырья на рынке. Производителям газа и конденсата обещаны скидки до 90% от базовой ставки в зависимости от выработанности запасов, региона добычи и глубины залегания.

Тем не менее, ключевой вопрос — как именно будет определяться цена газа на внутреннем и внешнем рынках для расчета налогооблагаемой базы — в документе не раскрыт, что делает его сырым.

«Средняя за истекший налоговый период оптовая цена (и на внутреннем, и на внешних рынках — ФНЭБ) газа горючего природного определяется и доводится через официальные источники информации в порядке, установленном правительством РФ, — говорится в проекте. — При отсутствии указанной информации в официальных источниках… цена определяется налогоплательщиком самостоятельно в порядке, установленном правительством РФ».

Однако средняя цена, по которой «Газпром» продает газ в европейской части России, отличается от той, по которой реализует «Новатэк», из-за разницы в транспортном плече. А «Лукойл» и некоторые другие производители вообще большую часть газа отдают на входе в газотранспортную систему. С какой цены нужно платить НДПИ на Камчатке? Или на шельфе Сахалина, если часть газа будет экспортироваться в виде СПГ? Нужно ли брать среднюю цену реализации на экспорт по группе «Газпром» или только цену продажи в Японию? Или, например, сколько должен заплатить мелкий производитель газа в Саратовской области, будет ли справедливо считать налог от среднероссийской оптовой цены для «Газпрома»? И таких вопросов много, не говоря уже о методологии расчета экспортной цены газа, определить которую на прошлый месяц довольно проблематично до окончания расчетов за газ, что, как правило, происходит к концу следующего месяца. Кроме того, у «Газпрома» доля экспорта от продаж гораздо выше (37%), чем доля экспорта от объемов добычи (30%), что связано с объемами собственного потребления и потерями. Только это дает около $2 разницы в ставке налога на 1 тыс кубометров.

Основная составляющая формулы расчета — базовое значение единицы условного топлива, которая фактически позволяет обеспечить сохранение низкой ставки налога на добычу газового конденсата, хотя цена его продажи (за вычетом экспортной пошлины) в четыре раза больше стоимости эквивалентного объема природного газа на внутреннем рынке и в 1,5 выше экспортной цены «Газпрома» (без пошлины). Между тем базовая ставка для конденсата всего на 20% выше, чем для природного газа.

Чтобы наглядно показать, как работает формула для разных производителей и разных месторождений, возьмем цену на газ на внутреннем рынке на уровне 3500 рублей за тыс кубометров, что соответствует прогнозу на начало 2014 года, когда формула НДПИ должна по плану заработать. Цена газа за пределами Таможенного союза в нашей модели за вычетом экспортной пошлины составит 8700 рублей за тыс кубометров (уровень 2013 года), а средняя цена реализации конденсата — 14600 рублей за тонну (рассчитывается на базе цены нефти Urals на уровне $110 за баррель за вычетом экспортной пошлины). Соотношения экспорта к внутренним продажам у группы «Газпром» — 30 на 70.

Для чистого метана с минимальными примесями жидких углеводородов (сеноманская залежь) базовая ставка НДПИ на газ для «Газпрома» сотоварищи составит 758 рублей за тыс кубометров, для независимых производителей — 525 рублей.

Для Юрхаровского месторождения (валанжинская залежь) «Новатэка», где в добываемой смеси метан составляет около 92%, базовая ставка НДПИ по газу составит около 648 рублей, а по конденсату — 777 рублей за тонну. Но для более глубоких пластов предусмотрены дисконты. Для валанжина и неокома, залегающих на глубине от 1700 до 3300 км, предусмотрен понижающий коэффициент в размере 0,64. Это означает, что «Новатэк» будет иметь для большей части добычи с Юрхаровского месторождения скидку в размере 36%, то есть при рассматриваемых нами ценах будет платить 410 рублей за тыс кубометров газа и 497 рублей за т конденсата.

В то же время, например, для неокомских залежей Заполярного месторождения (15% конденсата) «Газпрома» предусмотрен такой же дисконт, но за счет включения в формула экспортной цены на газ ставка газового налога вырастает до 605 рублей за тыс кубометров, а конденсатного — до 726 рублей.

В ачимовских залежах (свыше 3,3 км) содержание конденсата увеличивается до 20–40%. В результате чего вырастет и базовая цена — 7915 рублей у «Газпрома», 6830 рублей — у прочих производителей. Но и дисконт по сложности извлечения вырастет до 50%. Однако в итоге эффективная ставка НДПИ для независимых, разрабатывающих ачимовские залежи, вырастет до 14% (с 12% на валанжине), а для «Газпрома» снизится — 12 до 11% соответственно. А реальная ставка для «Газпрома» будет 560 рублей, а для независимых — 485 рублей.

  Ставка НДПИ на начало 2014 года Средняя цена реализуемого газа и конденсата Базовая ставка НДПИ (газ) по формуле Дисконт Расчетный НДПИ по формуле Эффективная ставка (% от цены)
Сеноманский газ «Газпрома» 662 5050 758 0 758 15
Валанжинский газ «Газпрома» 662 6482 945 0,64 605 12
Ачимовский газ «Газпрома» 662 7915 1120 0,5 560 11
Сеноманский газ независимых 402 3500 525 0 525 15
Валанжинский газ независимых 402 4388 640 0,64 410 12
Ачимовский газ независимых 402 6830 969 0,5 485 14

Просто глубокозалегающий (свыше 3300 м) сухой газ, по мысли Минфина, будет облагать по ставке 263 рубля для независимых и 379 рублей для «Газпрома».

Что касается конденсата, тот здесь ситуация еще любопытнее. Эффективная ставка налога на добычу здесь значительно ниже, чем для газа (всего 3–6%). При этом самая низкая ставка — для валанжинских залежей независимых производителей, где себестоимость добычи газоконденсатной смеси гораздо более низкая, чем для «ачимовки».

В результате получается, что «Газпром» платит не только повышенный налог на газ, но и на конденсат тоже. При этом никаких преимуществ в сфере реализации конденсата, которыми можно было объяснить наценку, концерн не имеет. Напротив, цена реализации конденсата у «Газпрома» гораздо ниже, чем у того же «Новатэка». Хотя это, конечно, вопрос об эффективности продаж жидких углеводородов в концерне.

А государство поощряет добычу не трудноизвлекаемых ресурсов из наиболее глубоких пластов, а самого рентабельного при текущих ценах на нефть валанжина.

Налогообложение конденсата
  Ставка НДПИ на начало 2014 года Средняя цена реализуемого газа и конденсата Базовая ставка НДПИ (конденсата) по формуле Дисконт Расчетный НДПИ по формуле Эффективная ставка (% от цены)
Сеноманский горизонт «Газпрома» 647 5050 909 0 909 6
Валанжинский горизонт «Газпрома» 647 6482 1134 0,64 726 5
Ачимовский газ «Газпрома» 647 7915 1347 0,5 674 4,5
Сеноманский горизонт независимых 647 3500 630 0 630 4
Валанжинский горизон независимых 647 4388 768 0,64 491 3
Ачимовский горизонт независимых 647 6830 1163 0,5 581 4

Еще один понижающий коэффициент может быть применен к истощенным месторождениям, выработанных более, чем на 70%. Данная норма в настоящее время актуальна только для некоторых участков «Газпрома», прежде всего Медвежьего месторождения (первого из советских гигантов Надым-Пур-Тазовского района), Вынгапуровского, месторождений Коми и на Юге России, где остатки добываемого газа требуют дополнительного компримирования. Впрочем, существенная скидка (50%) будет установлена для участков, из которых уже отобрано 90 и более процентов утвержденных запасов по АВС1+С2. Таковых сейчас в России не много. Месторождения, где коэффициент выработки варьируется между 70% и 90%, скидка будет пропорциональная от 1% до 49%.

Наконец, еще один критерий для предоставления льготной ставки НДПИ на газ и конденсат — географический. Самая большая скидка установлена для месторождений Иркутской области, Дальневосточного федерального округа, а также шельфа Охотского моря. Недропользователям предлагается платить лишь 10% от базовой ставки налога. Как мы уже отмечали, непонятно, от какой цены Минфин планирует считать ставку НДПИ на Востоке страны. Если взять за основу ценообразование в европейской части, то ставка, например, для Киринского месторождения «Газпрома» составит около 90 рублей на тыс кубометров в 2014 году, а та же «Роснефть» если будет добывать природный (а не попутный) газ на Венинском блоке, заплатит в 1,5 раза меньше.

Отметим, что «Газпром» ходатайствовал по обнулению ставки на 25 лет от начала разработки месторождений, но Минфин настаивает на применении 90-процентной скидки до 31 декабря 2033 года включительно. И никого не волнует, что по плану в обозначенных регионах в ближайшее время будет введено, а, значит, сможет пользоваться льготной ставкой все 20 лет только небольшое Киринское месторождение. Чаянда запланирована на 2016 год, Ковыкта — еще позже, а выход обоих ключевых месторождений Восточной газовой программы на проектную мощность состоится после 2020 года.

В то же время в текст документа вообще не попали другие шельфовые проекты — во-первых, Штокман в Баренцевом море и месторождения приямальского шельфа, во-вторых, Каспийские проекты. Да, для шельфа разрабатывают отдельное налоговое регулирование. Но непонятно, почему тогда в данный документ попали проекты в Охотском море.

Довольно странный подход льготирования избран и по отношению к компаниям, добывающим сернистый (а потому очень дорогой для переработки) газ. «Газпром» пролоббировал включение в документ льготного коэффициента в размере 0,65 для Астраханской области, где газ с большим фактором серы добывается на крупном Астраханском месторождении. В то же время производителям газа из содержащих серу месторождений, расположенных по соседству в Саратовской области, дисконт не положен. Кроме того, коэффициент для сернистого газа в Астрахани выше, чем для содержащего дорогостоящий конденсат валанжина, что не очень логично.

Наконец, в отдельную категорию выделены месторождения, которые находятся на двух полуостровах Ямало-Ненцкого автономного округа — Ямале и Гыдане. В первом случае бенефициар — «Газпром» («Новатэк» получил нулевую ставку для основных ямальских активов, заточенных под проект по сжижению газа), во втором — «Новатэк», который получил от правительства без конкурса две лицензии на Гыдане (Салмановское и Геофизическое месторождения). Отметим, «Новатэк» сразу после получения предпочел забыть о том, что эти лицензии были выданы под расширение проекта «Ямал СПГ» и собирается поставлять гыданский газ по трубе в единую систему газоснабжения. Поэтому льготная ставка придется как нельзя кстати.

Вместе с тем, для участков Ямала и Гыдана устанавливается не фиксированная ставка, а шкала, которая предусматривает постепенное снижение дисконта на протяжении 12 лет с момента добычи 1% запасов.

Для первого года (и до достижения кумулятивной добычи в 1% от запасов) скидка составит 21%, к 12-му году она снизится до 6% (см. таблицу).

Понижающий коэффициент для месторождений полуостровов Ямал и Гыдан
Год разработки после добычи 1% утвержденных запасов 1* 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12
Коэффициент 0,21 0,28 0,34 0,41 0,47 0,54 0,61 0,67 0,74 0,8 0,87 0,94

* 1 год и до извлечения 1% утвержденных запасов

Таким образом, в 2014 году ставка НДПИ для газа с Бованенкоского месторождения составит 159 рублей, а если бы «Новатэк» начал добычу на Салмановском (старт запланирован на 2016-й год), то он бы платил на начальном этапе разработки всего 110 рублей с тыс кубометров. Вместе с тем, эта льгота означает, что «Газпрому» выгоднее будет наращивать добычу на Ямале, чем поддерживать уровень добычи на Ямбурге или Уренгое, что вероятно (если будет введена такая формула) приведет к ускорению темпов падения добычи на старых месторождениях концерна.

Какие выводы можно сделать? Формула изобилует необоснованными перекосами в сторону валанжинского газа и практически не стимулирует добычу глубокозалегающего газа (по сравнению с сегодняшними базовыми ставками — даже со скидкой для «ачимовки» по формуле получается дороже). Непонятны ценовые параметры для расчета ставки на Востоке страны, а некоторые виды дорогостоящего в добыче газа (сернистого за пределами Астраханской области, или, например на шельфе Баренцева моря) вообще никак не стимулируется.

Автор: Алексей Гривач, заместитель гендиректора ФНЭБ

Опубликовано: Pro-gas.ru, 31.05.2013


Аналитическая серия «ТЭК России»:

Мировой рынок нефти: к каким ценам готовиться?
Санкции в отношении российского нефтегаза: кольцо сжимается
Американский сланец: жизнь в эпоху Трампа
Новый американский президент четко обозначил свои приоритеты в области энергетики, назвав ВИЭ пустой тратой денег и открыто сделав ставку на углеводороды. Это отличная новость для американских сланцевых компаний, как и существенный рост нефтяных цен на мировом рынке в 2017 и особенно в начале 2018 годов. Всем интересно, сколько нефти США на самом деле способны добывать. А ведь есть еще тема сланцевого газа. Соединенные Штаты слишком агрессивно рекламируют резкий рост производства СПГ, что невозможно без существенного увеличения добычи газа – опять же сланцевого.
Государственное регулирование нефтегазового комплекса в 2017 году и перспективы 2018 года
«Газпром» на внутреннем и внешнем рынках газа: как поделить газовый «пирог»
Положение «Газпрома» весьма противоречиво. С одной стороны, после нескольких лет сокращения добычи из-за обострения конкуренции на внутреннем рынке и негативных тенденций на рынках внешних «Газпром» вновь наращивает производство газа. И ставит рекорд за рекордом на европейском рынке, покрывая дополнительный спрос. Атаки независимых производителей, требующих реформирования отрасли или хотя бы их допуска к трубопроводному экспорту, были в очередной раз отбиты. Компания получила некоторую передышку. С другой стороны, политическое сопротивление «Газпрому» в Европе только усиливается. Разворачивается финальная схватка за позиции на европейском рынке в будущем. Оппоненты бросают все силы на то, чтобы остановить или затормозить строительство «Северного потока - 2». Да и внутренние производители газа сдаваться не намерены. Кроме того, серьезно ухудшилось финансовое положение «Газпрома».

Все доклады за: 2016 , 15 , 14 , 13 , 12 , 11 , 10 , 09 , 08 , 07 гг.

PRO-GAS
Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100
О Фонде | Продукты | Услуги | Актуальные комментарии | Книги | Выступления | Клиенты | Цены | Карта cайта | Контакты
Консалтинговые услуги, оценка политических рисков в ТЭК, интересы политических и экономических элит в нефтегазовой отрасли.
Фонд национальной энергетической безопасности © 2007
  Новости ТЭК   Новости российской электроэнергетики