Главная > Актуальные комментарии > ТЭК > Переговоры России и ЕС по энергетике: согласия пока нет

Переговоры России и ЕС по энергетике: согласия пока нет

В Брюсселе проходят очередные переговоры между Россией и ЕС по «третьему энергопакету».
Цель: согласовать позиции сторон по вопросу, от которого напрямую зависят перспективы энергоснабжения Европы.

Однако пока труднее понять, каким образом эта цель может быть достигнута. Ведь Брюссель в угоду своим геополитическим амбициям и спекуляциям отказывается учитывать интересы Москвы.

Проблемы во взаимоотношениях России и Евросоюза в энергетической области начались не сегодня и даже не вчера. Еще в 1990-е годы — когда Брюссель на словах всячески приветствовал социально-экономические и политические преобразования в России — Еврокомиссия начала «вставлять палки в колеса» российским проектам.

Это касалось не только трансграничных проектов в нефтяной и газовой сфере, но и конкретных планов участия российской компании ОАО «Газпром» в тендерах по покупке предприятий газовой отрасли в Бельгии, Великобритании, Германии, других странах-членах Европейского союза. Причем соответствующие национальные органы и институты ЕС, отклоняя российские заявки, даже отказывались объяснять свои действия, ссылаясь на «отсутствие комментариев».

Ну, а после того, как Россия стала активно реализовывать собственные проекты — прежде всего, «Северный поток» и «Южный поток» — давление Брюсселя приобрело, что называется, системный характер. Под предлогом необходимости распространения на эти проекты действия «третьего энергопакета» ЕС, Еврокомиссия фактически требует передать ей газотранспортные мощности и иную инфраструктуру, создаваемые на российские средства и под российские же проекты. По сути, речь идет о требовании к Москве согласиться на передачу части своих полномочий в области энергетики Брюсселю — при невозможности для России влиять на принятие решений Евросоюзом.

Вряд ли будет преувеличением сказать, что именно успех российских проектов способствует ужесточению позиции Брюсселя. Дело в том, что в руководстве Евросоюза очень многие понимают энергобезопасность континента как максимальное освобождение от российских поставок энергоресурсов. Их не устраивает даже нынешний факт, что «Газпром» поставляет в Европу около четверти требующегося ей газа в целом, а по таким государствам, как Германия и Словакия — около трети.

Между тем, введение в действие газопроводов «Северный поток» и «Южный поток», других нефте- и газопроводов делают ЕС и Россию еще более взаимозависимыми — отметил в беседе с «Голосом России» директор российского филиала Pace Global Energy Services Армен Бадалов:

«У России очень серьезная трубопроводная система, которая связывает регионы Западной Сибири с Западной Европой. Ввод в действие газопровода „Северный поток“ улучшил транспортную ситуацию в данном отношении. При этом Европа остается очень объемным рынком сбыта». Казалось бы, что здесь плохого? С экономической точки зрения — явные плюсы. А вот с геополитической — подобное развитие событий означает явно нежелательное для многих в Брюсселе формирование на европейском континенте подлинно общеевропейского пространства. В нем ЕС лишается права решающего голоса во взаимоотношениях с такими ключевыми стратегическими регионами, как Центральная и Восточная Европа, Балканы, постсоветское пространство.

К тому же следует учитывать, что Россия может предложить своим партнерам поставки энергоресурсов из самого широкого спектра источников, в том числе — со столь перспективных сегодня шельфовых месторождений, напомнил «Голосу России» генеральный директор российского Фонда национальной энергетической безопасности Константин Симонов:

«В своем стремлении получить нужные объемы энергоносителей человечество смещается в воду в прямом смысле этого слова. Мы можем говорить о том, что шельф и в целом мировой океан — это, безусловно, будущие территории производства нефти и газа. Что же касается темпов российского выхода на шельф-то это вопрос уже не какого-то отдаленного будущего, а ближайшей перспективы».

Именно роста активности и влияния России в мировых энергоделах, похоже, и опасаются ее оппоненты в Евросоюзе, явно действующие в рамках даже не европейских, а скорее американских концепций. Подобные концепции предусматривают «поддержание политического влияния» и «увеличение контроля над основными мировыми энергоносителями». Они получили апробацию за пределами Европы — в частности, в богатых энергоресурсами регионах евразийского пространства.

Говоря словами известного американского аналитика Юсефа Ибрагима, логика действий, к примеру, США в Ираке заключалась в превращении данного государства «в частную американскую нефтяную вышку».

Разумеется, накал «энергетических войн» в Европе пока не достиг уровня военных операций. Однако то, что Евросоюз активно стремится заполучить в свои руки если не нефтяные вышки, то, по крайней мере, газовые вентили — факт несомненный.

Автор: Петр Искендеров
 

Источник: Голос России, 10.06.2013


Специальный доклад:

Организация внутреннего рынка газа в России: тактика «малых дел»

Аналитическая серия «ТЭК России»:

Государственное регулирование нефтегазового комплекса в 2023 году и перспективы 2024 года
«Газпром» в период изгнания с европейского рынка. Возможное развитие газового рынка в России в условиях экспортных ограничений
Новая логистика российского нефтяного бизнеса
Новая энергетическая стратегия России: версия бумажная и фактическая
Энергостратегию до 2050 года (ЭС-2050) первоначально хотели утвердить до 15 сентября 2022 года. Однако и в декабре 2023 года она еще только обсуждается. И рабочая версия ЭС-2050 пока публично не предъявлена. С одной стороны, это наглядно показывает отношение к стратегическим документам в области энергетики. Получается, что отрасль в целом справляется с беспрецедентным санкционным давлением и без официальных стратегий. С другой стороны, российский нефтегаз столкнулся с действительно серьезными вызовами, к которым нельзя относиться легкомысленно. И оперативные проблемы являются отражением и долгосрочных угроз.
Российская нефтяная индустрия: жизнь под ценовым потолком
Уже почти полтора года российская нефтяная индустрия живет в условиях жесточайших санкций. Ключевыми из которых стало эмбарго на морские поставки нефти и нефтепродуктов в ЕС и страны G7, а также механизм price cap. Они заработали с конца 2022 года. За более чем 8 месяцев функционирования этих ограничений можно подвести предварительные итоги того, насколько успешно наши нефтяники справляются с этим вызовом. И как он сказался на объеме экспорта и на ценах.

Все доклады за: 2021, 20, 19, 18, 17, 16, 15, 14, 13, 12, 11, 10, 09, 08, 07 гг.

PRO-GAS
Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100
О Фонде | Продукты | Услуги | Актуальные комментарии | Книги | Выступления | Клиенты | Цены | Карта cайта | Контакты
Консалтинговые услуги, оценка политических рисков в ТЭК, интересы политических и экономических элит в нефтегазовой отрасли.
Фонд национальной энергетической безопасности © 2007
  Новости ТЭК   Новости российской электроэнергетики