Главная > Актуальные комментарии > ТЭК > Переговоры России и ЕС по энергетике: согласия пока нет

Переговоры России и ЕС по энергетике: согласия пока нет

В Брюсселе проходят очередные переговоры между Россией и ЕС по «третьему энергопакету».
Цель: согласовать позиции сторон по вопросу, от которого напрямую зависят перспективы энергоснабжения Европы.

Однако пока труднее понять, каким образом эта цель может быть достигнута. Ведь Брюссель в угоду своим геополитическим амбициям и спекуляциям отказывается учитывать интересы Москвы.

Проблемы во взаимоотношениях России и Евросоюза в энергетической области начались не сегодня и даже не вчера. Еще в 1990-е годы — когда Брюссель на словах всячески приветствовал социально-экономические и политические преобразования в России — Еврокомиссия начала «вставлять палки в колеса» российским проектам.

Это касалось не только трансграничных проектов в нефтяной и газовой сфере, но и конкретных планов участия российской компании ОАО «Газпром» в тендерах по покупке предприятий газовой отрасли в Бельгии, Великобритании, Германии, других странах-членах Европейского союза. Причем соответствующие национальные органы и институты ЕС, отклоняя российские заявки, даже отказывались объяснять свои действия, ссылаясь на «отсутствие комментариев».

Ну, а после того, как Россия стала активно реализовывать собственные проекты — прежде всего, «Северный поток» и «Южный поток» — давление Брюсселя приобрело, что называется, системный характер. Под предлогом необходимости распространения на эти проекты действия «третьего энергопакета» ЕС, Еврокомиссия фактически требует передать ей газотранспортные мощности и иную инфраструктуру, создаваемые на российские средства и под российские же проекты. По сути, речь идет о требовании к Москве согласиться на передачу части своих полномочий в области энергетики Брюсселю — при невозможности для России влиять на принятие решений Евросоюзом.

Вряд ли будет преувеличением сказать, что именно успех российских проектов способствует ужесточению позиции Брюсселя. Дело в том, что в руководстве Евросоюза очень многие понимают энергобезопасность континента как максимальное освобождение от российских поставок энергоресурсов. Их не устраивает даже нынешний факт, что «Газпром» поставляет в Европу около четверти требующегося ей газа в целом, а по таким государствам, как Германия и Словакия — около трети.

Между тем, введение в действие газопроводов «Северный поток» и «Южный поток», других нефте- и газопроводов делают ЕС и Россию еще более взаимозависимыми — отметил в беседе с «Голосом России» директор российского филиала Pace Global Energy Services Армен Бадалов:

«У России очень серьезная трубопроводная система, которая связывает регионы Западной Сибири с Западной Европой. Ввод в действие газопровода „Северный поток“ улучшил транспортную ситуацию в данном отношении. При этом Европа остается очень объемным рынком сбыта». Казалось бы, что здесь плохого? С экономической точки зрения — явные плюсы. А вот с геополитической — подобное развитие событий означает явно нежелательное для многих в Брюсселе формирование на европейском континенте подлинно общеевропейского пространства. В нем ЕС лишается права решающего голоса во взаимоотношениях с такими ключевыми стратегическими регионами, как Центральная и Восточная Европа, Балканы, постсоветское пространство.

К тому же следует учитывать, что Россия может предложить своим партнерам поставки энергоресурсов из самого широкого спектра источников, в том числе — со столь перспективных сегодня шельфовых месторождений, напомнил «Голосу России» генеральный директор российского Фонда национальной энергетической безопасности Константин Симонов:

«В своем стремлении получить нужные объемы энергоносителей человечество смещается в воду в прямом смысле этого слова. Мы можем говорить о том, что шельф и в целом мировой океан — это, безусловно, будущие территории производства нефти и газа. Что же касается темпов российского выхода на шельф-то это вопрос уже не какого-то отдаленного будущего, а ближайшей перспективы».

Именно роста активности и влияния России в мировых энергоделах, похоже, и опасаются ее оппоненты в Евросоюзе, явно действующие в рамках даже не европейских, а скорее американских концепций. Подобные концепции предусматривают «поддержание политического влияния» и «увеличение контроля над основными мировыми энергоносителями». Они получили апробацию за пределами Европы — в частности, в богатых энергоресурсами регионах евразийского пространства.

Говоря словами известного американского аналитика Юсефа Ибрагима, логика действий, к примеру, США в Ираке заключалась в превращении данного государства «в частную американскую нефтяную вышку».

Разумеется, накал «энергетических войн» в Европе пока не достиг уровня военных операций. Однако то, что Евросоюз активно стремится заполучить в свои руки если не нефтяные вышки, то, по крайней мере, газовые вентили — факт несомненный.

Автор: Петр Искендеров
 

Источник: Голос России, 10.06.2013


Специальный доклад:

Организация внутреннего рынка газа в России: тактика «малых дел»

Аналитическая серия «ТЭК России»:

Государственное регулирование нефтегазового комплекса в 2020 году и перспективы 2021 года
«Газпром»: жизнь после эпохи «больших строек»
«Газпром» близок к завершению главных газопроводных строек прошлого десятилетия. Запущены в эксплуатацию «Сила Сибири» и «Турецкий поток». «Северный поток-2» построен более чем на 90 % и должен быть завершен в ближайшие месяцы. Поступательно идет процесс разработки ресурсной базы на Ямале и в Восточной Сибири. В то же время конъюнктура на рынках газа – из-за второй теплой зимы в Европе подряд, опасений транзитного кризиса на Украине, пандемии COVID-19 и притока СПГ – вышла из-под контроля и достигла глубин, невиданных в последние 20 лет.
Налоговое регулирование нефтегазового комплекса: выбор приоритетов
Арктика: новый государственный приоритет
Арктика постепенно становится одной из основных экономических ставок. Арктика должна обеспечить загрузку Северного морского пути, создать спрос на продукцию российского машиностроения и новые рабочие места. При этом углеводороды, по сути, единственный реальный арктический сюжет. На первый план выходят не рентабельность и реальная окупаемость проектов, а их вклад в поддержание экономического роста государства. Поэтому и развивается «арктическая гигантомания».
Импортозамещение в нефтегазовой отрасли: мифы и реальность
Процесс импортозамещения был по-серьезному запущен после введения санкций 2014 года. Шесть лет – солидный срок, чтобы подвести предварительные итоги. С одной стороны, цифры не такие уж плохие – отрасль зависит от импорта уже меньше чем наполовину. С другой – это «средняя температура по больнице». И еще вопрос, что же считать именно российским оборудованием, с учетом активного использования иностранных комплектующих и особенно программного обеспечения. Видны примеры действительно успешного импортозамещения – но есть и не менее очевидные провалы.

Все доклады за: 2016 , 15 , 14 , 13 , 12 , 11 , 10 , 09 , 08 , 07 гг.

PRO-GAS
Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100
О Фонде | Продукты | Услуги | Актуальные комментарии | Книги | Выступления | Клиенты | Цены | Карта cайта | Контакты
Консалтинговые услуги, оценка политических рисков в ТЭК, интересы политических и экономических элит в нефтегазовой отрасли.
Фонд национальной энергетической безопасности © 2007
  Новости ТЭК   Новости российской электроэнергетики