Главная > Актуальные комментарии > ТЭК > Газу требуется консолидация

Газу требуется консолидация

Форум стран — экспортеров газа вылился в ряд агрессивных заявлений со стороны таких мировых газовых держав, как Россия и Иран. Западные эксперты восприняли это как попытку запугать потребителя, что может привести к снижению импорта российского газа. Из реальных деловых достижений форума можно назвать только ряд российско-венесуэльских соглашений, самое крупное из которых заключила «Роснефть».

Во вторник в Москве завершился второй саммит Форума стран — экспортеров газа (ФСЭГ). В ходе него лидеры ведущих энергетических держав мира поделились своим видением развития мировой энергетики. Однако каких-то реальных соглашений главы государств так и не достигли.

В саммите принимали участие лидеры стран, обладающих крупнейшими мировыми запасами газа, — России, Катара и Ирана. Но у каждой из этих стран свои проблемы и интересы. Если Россия занимается в основном поставками газа по трубопроводам, то Катар поставляет лишь сжиженный газ (СПГ). А Иран, который по версии британской ВР обладает крупнейшими в мире запасами в 33,5 трлн кубометров, экспортером по факту вообще не является (из-за экономических санкций Иран практически изолирован и не может поставлять свой газ за рубеж).

«Тот факт, что лидеры основных газовых держав встретились в рамках ФСЭГ, говорит о том, что они понимают необходимость объединения — ведь потребители выступают единым фронтом, у них есть согласованная позиция, — комментирует глава Фонда национальной энергетической безопасности Константин Симонов. — Однако дальше этого понимания дело не идет — страны просто не знают, что им делать для консолидации».

Зато со стороны глав государств-газоэкспортеров прозвучало много вполне агрессивных заявлений. Так, иранский лидер Махмуд Ахмадинеджад призвал участников ФСЭГ «стремиться к освобождению мирового сообщества от монополий отдельных групп».

Ахмадинеджад заявил, что существует некая группа, за которой «с прошлых времен тянется шлейф периодов колониализма». «Своим монопольным господством над центрами принятия мировых политических и экономических решений она навязала большинству государств масштабную дискриминацию, нищету и отсутствие безопасности», — подчеркнул президент Ирана.

Московский саммит ФСЭГ Ахмадинеджаду понравился. Он назвал его успешным и поблагодарил российского президента Владимира Путина за приглашение.

Путин тоже сделал ряд высказываний по поводу перспектив мирового газового рынка. По словам российского лидера, на этом рынке должны быть установлены предсказуемые и понятные правила игры, которые гарантированно не будут меняться в течение долгого времени.

«Во всяком случае, не будут меняться в одностороннем порядке, не будут зависеть от разного рода конъюнктурных веяний, в том числе и прежде всего политического характера», — уточнил Путин.

По его словам, необходима защита от таких ограничений, как Третий энергетический пакет ЕС (запрещает одной и той же компании владеть газопроводами и продавать через них газ). Россия уже на протяжении нескольких лет выступает против введения положений Третьего энергопакета, в частности хочет, чтобы из-под его действия был выведен газопровод «Южный поток».

Российский президент заявил, что страны — экспортеры газа должны выработать механизмы превентивной защиты от такого рода ограничений, и ФСЭГ является хорошей площадкой для такого диалога и «поиска новых подходов».

Ключевой задачей форума, по словам Путина, должна стать выработка солидарной позиции по вопросам ценообразования и созданию условий для снижения избыточной волатильности цен (кстати, о ценообразовании говорил и Ахмадинеджад).

При этом Путин отметил, что Россия не пытается оказывать давление на потребителей, так как это «контрпродуктивно и несправедливо». Однако западные эксперты сочли слова российского президента именно попыткой давления.

«Попытки запугать европейцев могут привести к тому, что ЕС постарается еще больше сократить импорт российского газа», — считает глава East European Gas Analysis Михаил Корчемкин.

Что касается бизнес-составляющей форума, то единственным реальным крупным достижением стало заключение ряда соглашений с Венесуэлой. «Роснефть» договорилась с венесуэльской PDVSA об участии в разработке пяти шельфовых блоков на шельфе Венесуэлы. Как сообщает в своем релизе российская компания, пока речь идет об исследованиях для оценки технико-экономической целесообразности добычи на шельфе газа и газового конденсата. В дальнейшем газ будет сжижаться и поставляться как на внутренний рынок Венесуэлы, так и в другие страны.

Глава PDVSA Рафаэль Рамирес заявил, что запасы блоков составляют около 7 млрд кубометров, причем на части из них (блоки Малискар Сукре и Тартуа) добыча уже ведется. По словам Рамиреса, инвестиции только в Малискар Сукре составят около $5 млрд.

«Роснефть» от более подробных комментариев отказалась.

Директор по развитию бизнеса в странах СНГ агентства Argus Вячеслав Мищенко говорит, что именно для заключения такого рода альянсов и предназначен ФСЭГ.

«Форум многими воспринимается как некий картель, пытающийся контролировать цены, однако в реальности он лишь представляет возможности для стратегического сотрудничества компаний в секторе upstream (добыча газа)», — поясняет эксперт.

Он напомнил, что сейчас легкоизвлекаемые запасы углеводородов фактически истощились и настает время перехода к более сложным в плане добычи. «И здесь мировые компании должны сотрудничать, разделять риски», — говорит Мищенко.

Автор: Алексей Топалов

Источник: Газета.RU, 02.07.2013


Специальный доклад:

Организация внутреннего рынка газа в России: тактика «малых дел»

Аналитическая серия «ТЭК России»:

Новая сделка ОПЕК+ и будущее нефтяного бизнеса в РФ
Государственное регулирование нефтегазового комплекса в 2019 году и перспективы 2020 года
Традиционно мы завершаем год итоговым докладом, обобщающим основные события и тенденции прошедшего года. 2019 год четко обозначил новую роль нефтегазового комплекса в России. Теперь это не просто главный донор российского бюджета, но прежде всего основная надежда на разгон экономического роста. Государство окончательно сделало в экономической политике ставку на большие проекты в кейнсианском стиле. Идеи улучшения институтов оставлены до лучших времен - на это просто нет времени, нужен быстрый результат.
«Газпром» на фоне внешних и внутренних вызовов
2019 год оказался для «Газпрома» весьма нервным. Внутри компании впервые с 2011 года прошли масштабные кадровые перестановки, затронувшие основные направления деятельности и ставшие продолжением внутренней реструктуризации блока, ответственного за ключевые стройки и систему закупок. На внешнем контуре весь год продолжался «сериал» под названием «будущее транзита через Украину» и закончившийся подписанием контрактов буквально 31 декабря. Его сопровождали яростные битвы вокруг «Турецкого потока» и «Северного потока-2». В итоге первый будет открыт 8 января 2020 года, а второй в самом конце 2019 года попал под американские санкции – пока в нем «дырка» в 160 км по двум ниткам. Зато на восточном векторе совершен серьезный прорыв – заработал газопровод «Сила Сибири».
Фискальная политика в нефтегазовом секторе: жизнь в режиме Википедии
Налоговая система в нефтегазовом комплексе продолжает испытывать радикальные изменения. 2019 год начинался с введения нового налогового режима – налога на дополнительный доход. Этот эксперимент должен был начать перевод нефтяной индустрии на новаторский принцип налогообложения: с прибыли, а не с выручки. Казалось бы, найдена новая магистральная дорога. Однако уже в 2019 году Минфин начал откровенное наступление на НДД. Страх выпадения доходов из бюджета здесь и сейчас гораздо сильнее угрозы обвалить нефтедобычу в среднесрочной перспективе из-за нестимулирюущей инвестиции налоговой системы. Минфину гораздо симпатичнее ускорение налогового маневра, которое приносит в бюджет дополнительные деньги. Нефтегазовые компании отвечают на это частным лоббизмом – попыткой пробить для своих проектов особые условия.
Украинский газовый узел – развязка близка
Меньше месяца остается до «часа X»: в 10 утра 1 января завершают свои действия договоры на транзит газа через Украину, а также на поставку российского газа в эту страну. Российско-украинские переговоры держат в напряжении весь европейский газовый бизнес. Все ждут новой «газовой войны». Есть ли еще шанс договориться? А если нет – справится ли «Газпром» со своими обязательствами по доставке газа в Европу? Блефует ли Россия, уверяя, что новая инфраструктура и газ в подземных хранилищах позволят ей обходиться без украинского транзита уже в ближайшую зиму? И что произойдет в начале 2020 года с самой Украиной? На эти вопросы мы пытаемся ответить в нашем новом докладе.

Все доклады за: 2016 , 15 , 14 , 13 , 12 , 11 , 10 , 09 , 08 , 07 гг.

PRO-GAS
Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100
О Фонде | Продукты | Услуги | Актуальные комментарии | Книги | Выступления | Клиенты | Цены | Карта cайта | Контакты
Консалтинговые услуги, оценка политических рисков в ТЭК, интересы политических и экономических элит в нефтегазовой отрасли.
Фонд национальной энергетической безопасности © 2007
  Новости ТЭК   Новости российской электроэнергетики