Главная > Актуальные комментарии > ТЭК > Дерипаска не смог сэкономить на электричестве

Дерипаска не смог сэкономить на электричестве

ВАС отказал «Русалу» в попытке оспорить правила ценообразования на оптовом рынке электроэнергии

Высший арбитражный суд (ВАС) окончательно отказал «Русалу» в тяжбе с правительством относительно вопроса о ценообразовании на оптовом рынке электроэнергии. Компании не удалось оспорить Правила оптового рынка электроэнергии и мощности, утвержденные правительством в конце 2010 года. Цена вопроса для компании Дерипаски — около 2 млрд рублей в год. 

28 июня ВАС отказался признать недействительными Правила оптового рынка электроэнергии и мощности, утвержденные в конце 2010 года. Правила оспаривала компания «Русал», которая посчитала их противоречащими закону «О защите конкуренции». Правила оптового рынка были утверждены правительством в конце 2010 года и обязали крупных потребителей покупать электроэнергию по регулируемым государством тарифам. Прежде у компаний была возможность покупки электричества по договорной цене. 

— Эта практика шла вразрез с общей политикой государства, когда население платит по очевидно заниженным тарифам, а издержки сетевиков компенсируются за счет оптовых покупателей, — поясняет юрист юридической фирмы «Хренов и партнеры» Дина Фаева.

Изменение правил означало рост издержек для «Русала» — компания указывает, что ее «дочке», ОАО «Русал Красноярск», только за первую половину 2011 года пришлось доплатить 915 млн рублей. Компания не согласилось с этим и решила судиться с правительством, оспаривая сами Правила оптового рынка. 

Первый раз ВАС рассматривал это дело год назад. Несмотря на заявления представителей «Русала» о дискриминационном характере новых правил, якобы противоречащих закону «Об электроэнергетике» (в ст. 23 и 32 которого оговаривается, что «механизмы определения складываются под воздействием спроса и предложения рыночных цен на электроэнергию и мощность»), доказать это тогда не удалось. На предмет же несоответствия закону «О защите конкуренции», на который также ссылались русаловские юристы, судебная коллегия постановление правительства вообще не стала проверять, указав в тексте решения, что «правительство не является федеральным органом исполнительной власти, акты и (или) действия правительства РФ не подпадают под сферу действия закона «О защите конкуренции».

Дальше дело развивалось по нестандартному сценарию: «Русал» подал надзорную жалобу и все-таки заставил ВАС пересмотреть свои позиции — впервые за 20-летнюю историю арбитражной системы. Коллегия судей, принимавшая решение о пересмотре дела «Русала» в надзорной инстанции, пришла к выводу, что такой подход нарушает уже сформировавшуюся практику ВАС. Эту позицию позже поддержали остальные члены президиума ВАС — они решили, что правительство тоже относится к федеральным органам исполнительной власти, а значит, его действия тоже могут контролироваться судом на предмет соответствия закону о конкуренции. В этом и заключалась интрига на втором круге разбирательства: можно ли считать Правила оптового рынка электроэнергии и мощности, создающими дискриминационные условия, а действия правительства в данном случае — вмешательством в конкурентную среду.

В итоге ВАС пришел к выводу, что закон об электроэнергетике напрямую не говорит о том, что правительство вправе принимать акты, вводящие дискриминационные правила, но ему дан карт-бланш на принятие в принципе любых правил, пояснила юрист Дина Фаева.

В «Русале» отказались комментировать решение ВАС. Между тем судебный вердикт грозит компании дополнительными расходами: учитывая, что за первую половину 2011 года компания переплатила 915 млн рублей, ее дополнительные издержки могут составить почти 2 млрд рублей в год. 

Эксперты сходятся во мнении, что решение ВАС, помимо правовой основы, имело еще и политическую базу.

— У Дерипаски и без того всегда были очень комфортные условия соглашений с энергетиками, особенно в гидроэнергетике сибирской зоны. Не думаю, что изначально принятие новых правил оптового рынка было направлено против «Русала», оно действует на всех участников рынка одинаково, но нынешнее решение ВАС демонстрирует, что политической воли идти на уступки Дерипаске в этом вопросе нет, — рассуждает генеральный директор Фонда национальной энергетической безопасности Константин Симонов.

Впрочем, у бизнесмена по-прежнему остаются рычаги давления на правительство — как минимум социальные: в прошлом году, например, «Русал» заявил о возможном закрытии Богословского алюминиевого завода (БАЗ) в моногороде Краснотурьинске из-за убыточности производства. Убыточным завод, по утверждению компании, делают слишком высокие цены на электроэнергию. В итоге государство смогло урегулировать проблему: компания получила выгодные цены на электроэнергию и кредит ВЭБа на $25 млн по льготной ставке 7%. Кроме того, при посредничестве властей «КЭС-Холдинг» Виктора Вексельберга (он и продал БАЗ Дерипаске) согласился продать «Русалу» местную Богословскую ТЭЦ. Похожая ситуация случилась в 2009 году в Пикалево, где располагается завод «Базэлцемент-Пикалево», подконтрольный Олегу Дерипаске.

— Впрочем, Дерипаска может лоббировать свои интересы гораздо проще: напрямую обратившись к первому лицу, — говорит Константин Симонов.

Автор: Мария Кунле

Источник: Известия, 12.07.2013


Специальный доклад:

Организация внутреннего рынка газа в России: тактика «малых дел»

Аналитическая серия «ТЭК России»:

Государственное регулирование нефтегазового комплекса в 2018 году и перспективы 2019 года
«Газпром» на пути к новой реальности
В поисках лучшего налогового режима для нефтегаза: продолжение фискальных экспериментов
Налоговая тема стала абсолютным хитом 2018 года. Правительство в очередной раз решило переписать правила игры.Основным предлогом стал новый иннаугурационный Указ президента Путина. Выяснилось, что на новые объявленные национальные проекты не хватает около 8 трлн рублей. И кабинет министров недолго думал, где взять эти средства. Речь идет о внедрении новаторской для РФ системы налогообложения, которая позволила бы перейти от налогообложения выручки к налогообложению прибыли. Нефтяные компании годами боролись за это. Однако сегодня они не выглядят довольными, не спеша переходить на новый налоговый режим, а требуя сохранения старых добрых льгот.
Итоги разворота на Восток в нефтегазовом секторе
План поворота на Восток начал реализовываться в нефтегазовом комплексе РФ еще задолго до очередного обострения отношений с Западом. Мотивы у него были самые прагматичные. Потребление нефти и газа в Азии росло, а низкие собственные запасы позволяли уверенно прогнозировать выход азиатских стран на первые места в списке импортеров углеводородов. А вот у России на Востоке как раз есть запасы нефти и газа, которые можно монетизировать. етыре с лишним года жизни под санкциями показали, что и с политической точки зрения поворот на Восток оказался оправдан. Каковы же его реальные результаты?
Новая структура власти и ТЭК: переформатирование системы госуправления отраслью
За майской инаугурацией Путина последовало переформатирование российского правительства, а затем и в целом системы исполнительной власти. На первый взгляд кажется, что изменения носят косметический характер. Не только премьер, но и многие министры сохранили свои посты. Но на самом деле кадровые новации весьма масштабны, и нефтегаза они касаются напрямую. Перестановки еще не закончены – в некоторых министерствах продолжаются активные чистки и структурные изменения. Но основные игроки все же расселись по своим креслам, и можно подвести первые итоги переформатирования системы управления нефтегазовой промышленностью.

Все доклады за: 2016 , 15 , 14 , 13 , 12 , 11 , 10 , 09 , 08 , 07 гг.

PRO-GAS
Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100
О Фонде | Продукты | Услуги | Актуальные комментарии | Книги | Выступления | Клиенты | Цены | Карта cайта | Контакты
Консалтинговые услуги, оценка политических рисков в ТЭК, интересы политических и экономических элит в нефтегазовой отрасли.
Фонд национальной энергетической безопасности © 2007
  Новости ТЭК   Новости российской электроэнергетики