Главная > Актуальные комментарии > Актуальные сюжеты > Москва не будет Эр-Риядом

Москва не будет Эр-Риядом

В отличие от Саудовской Аравии с американской сланцевой нефти Россия может получить бонусы 

Вслед за темой сланцевого газа активно начинает развиваться тема сланцевой нефти. Уже напугана Саудовская Аравия. Она говорит, что рост добычи нефти в США может серьезно повлиять на ее доходы. Руководство Саудовской Аравии выступает с обеспокоенными заявлениями.

 Интересно, что, когда говорили про сланцевый газ, все время смотрели с любопытством на Россию: как она прореагирует на эти вбросы? Теперь с любопытством смотрят на Саудовскую Аравию. Хотя и России стоило бы озаботиться этой ситуацией, потому что идея простая: США наращивают добычу, Саудовская Аравия, несмотря на диверсифицированность поставок, все-таки вынуждена будет искать замену американскому рынку. Но самое главное, что и другие производители и поставщики нефти в США тоже вынуждены будут перенаправлять свой товар. Эта нефть может прийти на традиционный для России европейский рынок.

Но на самом деле эта ситуация не столь драматична. Во-первых, начало добычи сланцевой нефти означает, что, по крайней мере, никакого обвала нефтяных цен не будет. США вынуждены будут обеспечивать довольно высокую стоимость нефти на мировом рынке по одной простой причине: себестоимость добычи сланцевой нефти весьма велика. Если в случае Саудовской Аравии себестоимость измеряется несколькими долларами, то в случае со сланцевой нефтью только себестоимость извлечения нефти в основных проектах составляет 70-80 долларов за баррель. Таким образом, если учесть маржу производителей, то сегодня интерес к рынку сланцевой нефти нужно подогревать ценой хотя бы 100-110 долларов за баррель. И поскольку Соединенные Штаты заинтересованы в росте производства добычи нефти на своей территории, этот показатель они будут удерживать. По крайней мере, ниже 80 долларов она вообще упасть не сможет, иначе это станет серьезнейшим ударом по собственным производителям нефти.

Второй момент еще более любопытен. Сланцевая нефть довольно сильно завязана на сланцевый газ. Именно производство сланцевой нефти стало определенной компенсацией для производителей сланцевого газа. Буровые стали перенаправлять на производство сланцевой нефти, что очень ярко видно по 2012 г. Но если начнется схлопывание и этого, пока еще не пузыря, а, скажем так, бизнеса, то в целом ситуация на североамериканском рынке станет весьма и весьма неприятной. В целом это может поставить под угрозу реализацию планов по самообеспечению углеводородами Соединенных Штатов.

Но со сланцевым газом и другая любопытная история связана. Многие забывают, что для производства сланцевой нефти нужно значительное количество электроэнергии. Сегодня оборудование, используемое для производства сланцевой нефти, довольно энергоемко. Неудивительно, почему сейчас произошел всплеск производства сланцевой нефти. Во-первых, есть буровое оборудование, которое невыгодно сейчас использовать для производства слишком дешевого сланцевого газа. А во-вторых, сланцевый газ, по-прежнему дешевый сегодня, позволяет производить дешевую электроэнергию. Американская индустрия получает огромный гандикап. Часть этого гандикапа идет производителям сланцевой нефти. Они получают колоссальный ресурс для развития.

Вот в этом еще один позитивный момент для России. Чтобы поддерживать высокие темпы роста производства сланцевой нефти, нужно сохранять низкие цены на газ на внутреннем рынке. Цепочка простая: дешевый газ значит дешевая электроэнергия, дешевая электроэнергия значит снижение себестоимости производства сланцевой нефти. Что это означает? Мы опять возвращаемся к планам по экспорту газа из США. Это означает, что те цифры, что рисуются – все эти 300 млрд кубов экспорта к 2020 г. – нереалистичны. Логика понятна. Экспортируешь газ из Америки – повышаешь цены на газ в самой Америке. И если начать массовый экспорт газа из США, вы получите удорожание газа на внутреннем рынке. Вы получите удорожание электроэнергии на внутреннем рынке, и вы получите удорожание стоимости производства сланцевой нефти. Это означает, что вам стоимость нефти придется разгонять еще до более высоких отметок, чем 100-110 долларов за баррель. А дорогая нефть – хорошие новости для ее производителей. Поэтому здесь не все так драматично.

Не стоит также забывать, что в целом, если взять прогнозы роста спроса на нефть в мире, производство нефти на американском рынке, если мы возьмем глобальную карту, абсолютно впишется в общемировой рост. Т.е. если мы возьмем прогнозы Мирового энергетического агентства относительно глобального спроса на нефть и потом посмотрим прогнозы по росту производства нефти в США, то мы поймем, что США максимум что могут сделать, это забрать вот этот прирост в глобальном росте спроса. Это означает, что Россия, по большому счету, в этой ситуации не слишком-то рискует. Мы претендовать на дополнительный рост спроса не можем: у нас, к сожалению, добыча вряд ли будет расти более чем на 1-2% в год. Никакого бума мы не испытаем. Почему боится Саудовская Аравия? Потому что она хотела взять этот дополнительный спрос на себя, увеличить тем самым добычу. Мы заботимся о сохранении наших рынков. И пока, мы видим, ситуация по нефти абсолютно комфортная. Мы наращиваем поставки в Китай, и в Европе паника, потому что мы вынуждены забирать эту нефть с европейского рынка. Потому что у нас не растет собственная добыча. Новые контракты с Китаем, которые подписываются, заставляют нас забирать эту нефть с другого рынка. Будет рост добычи сланцевой нефти в США, контракты с Китаем там уже подписаны, европейский рынок будет достаточно стабильным, и ожидать, что саудовская нефть в массовом порядке хлынет на европейский рынок, не приходится. А что касается североамериканского рынка, мы там практически не представлены. Это не наш рынок. Чего нам за него воевать? Поэтому, конечно, арабские страны гораздо больше волнуются.

Что касается азиатского рынка, мы пока представлены там очень слабо. А Китай, как я уже сказал, это долгосрочные контракты, предоплата по многим из них получена или будет получена в ближайшее время. Китай понимает прекрасно, на что он идет. Вот Саудовская Аравия, да, она рассчитывала на дополнительные пряники и, видимо, получить их не сможет. При этом не стоит забывать, что зависимость Саудовской Аравии от нефти гораздо более сильная, чем зависимость России. Существенно более сильная, несмотря на все байки про диверсифицированность  экономик стран Персидского залива. К тому же, в Саудовской Аравии, как это ни смешно и ни странно, очень сильно выросли социальные проблемы. Дело в том, что нефтяной сектор, да и не только он, держится на миллионной армии мигрантов, не имеющих гражданства, и именно они составляют основу социального напряжения в Саудовской Аравии. «Арабская весна» заставила саудовских шейхов задуматься об очевидной проблеме. Они имеют пороховую бочку у себя в стране. Тунис тоже был благополучной страной, это не помешало ему столкнуться с тем, что потом назвали «арабской весной». А если еще добавить геополитический план Саудовской Аравии: необходимость тратить деньги на войну в Сирии и противостояние с Ираном - вот тут совсем любопытная история может возникнуть. Конфликт с Ираном далеко не исчерпан, псевдолиберал, пришедший к власти в Иране, это миф, и сунниты Саудовской Аравии это прекрасно понимают. Таким образом, получается, что Саудовская Аравия вынуждена тратить больше денег на себя, решая социальные проблемы в своем государстве. Саудовская Аравия вынуждена тратить деньги на свои геополитические амбиции и проекты (а страна явно претендует вместе с Катаром на роль лидеров суннитского мира, что требует оплаты и террористических организаций и прочего). И на все это нужны деньги, а эти деньги, конечно, планировали взять из нефтяной добычи.

Саудовская Аравия, в отличие от России, может еще нарастить добычу. И себестоимость там будет очень низкая. Но вот для нее-то места на рынке не будет. Несмотря на то, что нефтяной рынок, вроде как, глобальный, все равно тут существуют определенные нюансы. И в этом плане паника, которая царит сегодня в Эр-Рияде, вполне понятна, но это не означает, что эта паника должна царить и в Москве. Более того, определенные позитивные моменты из добычи американской сланцевой нефти мы даже можем извлечь. Не говоря уже о том, что, возможно, успех Америки в добыче нетрадиционной нефти приведет к тому, что мы свои проекты нетрадиционной нефти – Баженовская свита и др., - наконец-то начнем запускать.  

Автор: Константин Симонов, генеральный директор ФНЭБ


Специальный доклад:

Организация внутреннего рынка газа в России: тактика «малых дел»

Аналитическая серия «ТЭК России»:

Литий – новое эльдорадо энергетики?
Энергетический переход, с одной стороны, справедливо воспринимается российскими нефтегазовыми компаниями как угроза их бизнесу. С другой стороны, нужно искать в новой энергетике и новые возможности. Одной из них является производство лития – важнейшего сырьевого компонента для аккумуляторов электромобилей. Отрасль стремительно растет, что открывает другие горизонты. В том числе и для традиционных ТЭК-компаний. Литий уже вызывает повышенный интерес в России, что требует внимательного изучения темы.
Последние санкционные решения Запада и их влияние на российский нефтегаз
Государственное регулирование нефтегазового комплекса в 2023 году и перспективы 2024 года
«Газпром» в период изгнания с европейского рынка. Возможное развитие газового рынка в России в условиях экспортных ограничений
Новая логистика российского нефтяного бизнеса

Все доклады за: 2021, 20, 19, 18, 17, 16, 15, 14, 13, 12, 11, 10, 09, 08, 07 гг.

PRO-GAS
Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100
О Фонде | Продукты | Услуги | Актуальные комментарии | Книги | Выступления | Клиенты | Цены | Карта cайта | Контакты
Консалтинговые услуги, оценка политических рисков в ТЭК, интересы политических и экономических элит в нефтегазовой отрасли.
Фонд национальной энергетической безопасности © 2007
  Новости ТЭК   Новости российской электроэнергетики