Главная > Актуальные комментарии > ТЭК > «Газпром» отменил тендер по заводу СПГ для Штокмановского месторождения

«Газпром» отменил тендер по заводу СПГ для Штокмановского месторождения

«Газпром» отменил тендер на проект завода по производству СПГ для Штокмановского месторождения, что лишний раз подтверждает: «Штокман» будет освоен еще не скоро. Пока интерес иностранных инвесторов к проекту сохраняется, но, по словам экспертов, если «Газпром» будет и дальше делать такие ходы, как отмена тендера, проект перестанут воспринимать всерьез.

«Газпром» отменил тендер на проект строительства завода по сжижению газа на месторождении им. Штокмана. Об этом в пятницу сообщило агентство Прайм со ссылкой на материалы компании. В «Газпроме» от комментариев на эту тему отказались.

Штокмановское газоконденсатное месторождение расположено на шельфе Баренцева моря, примерно в 600 км к северо-востоку от Мурманска. Глубина в этом районе достигает 340 м. Разведанные запасы составляют около 3,8 трлн кубометров природного газа и около 37 млн тонн газового конденсата — по запасам это одно из крупнейших месторождений в мире.

Проектная добыча на месторождении должна составить 71 млрд кубометров в год, максимальная может составить до 95 млрд кубометров (для сравнения, Германия, самый крупный контрагент «Газпрома», закупает ежегодно 33–35 млрд кубометров российского газа). «Газпром» получил в образованной компании-операторе Shtokman Development 51%, 25% получила французская Total и 24% — норвежская Statoil. Впрочем, долю норвежцев «Газпром» выкупил осенью прошлого года, заплатив всего 790 тыс. рублей (данные из отчетности «Газпрома»). Норвежская компания, списывая свои затраты на участие в проекте, указала сумму в $340 млн.

Штокмановский газ, как предполагалось, пойдет на рынок в виде сжиженного природного газа (СПГ). В феврале «Газпром» объявил тендер на выполнение проектных работ по заводу СПГ для «Штокмана». Максимальная цена по контракту составила 2,25 млрд рублей. Итоги тендера должны были быть подведены еще 5 апреля, но конкурс несколько раз переносили — последний раз подведение итогов было намечено на апрель 2015 года.

Предприятие планировалось разместить на побережье губы Орловка (Мурманская область). Предполагалось, что мощность завода будет составлять около 40 млрд кубометров газа в год. При этом завод будет состоять из четырех линий, мощность каждой должна была рассчитываться на основе материального баланса газа, поступающего с двух платформ мощностью 23,4 млрд кубометров каждая. При этом должно было учитываться потребление Мурманской области (2,3 млрд кубов).

«Газпром» отменил запрос предложений на проектирование завода СПГ для второй и третьей фаз проекта «Штокман», — уточняет аналитик ИФД «Капиталъ» Виталий Крюков. — То есть от самого Штокмановского проекта «Газпром» не отказывается, просто переносятся сроки. А заранее проектировать завод нет никакого смысла».

Сроки освоения «Штокмана» переносились неоднократно. В начале текущего года «Газпром» заявил, что может начать Штокмановский проект после 2019 года. Согласно материалам компании, распространенным на Дне инвестора в феврале, компания рассматривает два прогноза по добыче на 2030 год: 600 млрд кубометров без учета газа со Штокмановского месторождения и 700 млрд кубов, учитывая «Штокман». Однако уже в мае заместитель главы «Газпрома» Андрей Круглов заявил, что «Штокман» может достаться «будущим поколениям». «Посмотрим, как изменится рынок», — отметил Круглов.

По его словам, потенциальный перенос сроков связан с тем, что на Сахалине у «Газпрома» есть Южно-Киринское месторождение с сопоставимыми запасами, причем оно расположено ближе к рынкам Азиатско-Тихоокеанского региона.

Первоначально СПГ со «Штокмана» планировалось поставлять в Америку, однако резкий рост добычи газа из сланца позволил США полностью удовлетворить свои потребности и даже начать экспорт сжиженного газа в Европу. Так что «Газпром» поневоле вынужден переориентироваться на другие рынки.

Позднее официальный спикер «Газпрома» Сергей Куприянов говорил, что компания может вернуться к вопросу реализации «Штокмана» при появлении более дешевых технологий или в случае роста газовых цен на мировом рынке. «Исходя из финансовой модели этого проекта, возврат капитала оказался слишком низким — проще деньги отдать в банк», — заявил Куприянов в эфире радиостанции «Эхо Москвы».

Глава East European Gas Analysis Михаил Корчемкин считает правильным решение «Газпрома» об отсрочке реализации «Штокмана». «Хорошо, что компания не стала реализовывать проект вне зависимости от условий рынка, — говорит эксперт.

— С точки зрения газового баланса газ со «Штокмана» может быть востребован во второй половине 2020-х годов. Это поздновато для выполнения предвыборного обещания Путина о газификации Мурманской области».

«Парадоксально, но факт: после заявления Круглова о «будущих поколениях» интерес иностранных инвесторов к «Штокману» только возрос, — рассказывает глава Фонда национальной энергетической безопасности Константин Симонов. — По меньшей мере три компании — Total, Statoil (несмотря на то что норвежцы вышли из проекта) и Shell, которая рассчитывает получить долю в «Штокмане», стали предлагать новые технологические решения». Так, французы предложили перенести завод СПГ на Новую Землю, что, впрочем, по словам Симонова, встретило резко негативную реакцию со стороны «Газпрома». Shell предлагала использовать ее опыт плавучих заводов, а Statoil говорила о возможности строительства добычного подводного комплекса, с возможностью разделения газа и газового конденсата на месте добычи.

«В целом инвесторы не теряют интереса к «Штокману», но такие ходы «Газпрома», как отказ от тендера по заводу СПГ, позитива отнюдь не добавляют, — говорит глава ФНЭБ. — Еще пара таких историй — и «Штокман» будут воспринимать исключительно как затянувшийся долгострой, сроки реализации которого могут растянуться и на пятьдесят лет».

Автор: Алексей Топалов

Источник: Газета.RU, 23.08.2013 

 


Специальный доклад:

Организация внутреннего рынка газа в России: тактика «малых дел»

Аналитическая серия «ТЭК России»:

Новая сделка ОПЕК+ и будущее нефтяного бизнеса в РФ
Государственное регулирование нефтегазового комплекса в 2019 году и перспективы 2020 года
Традиционно мы завершаем год итоговым докладом, обобщающим основные события и тенденции прошедшего года. 2019 год четко обозначил новую роль нефтегазового комплекса в России. Теперь это не просто главный донор российского бюджета, но прежде всего основная надежда на разгон экономического роста. Государство окончательно сделало в экономической политике ставку на большие проекты в кейнсианском стиле. Идеи улучшения институтов оставлены до лучших времен - на это просто нет времени, нужен быстрый результат.
«Газпром» на фоне внешних и внутренних вызовов
2019 год оказался для «Газпрома» весьма нервным. Внутри компании впервые с 2011 года прошли масштабные кадровые перестановки, затронувшие основные направления деятельности и ставшие продолжением внутренней реструктуризации блока, ответственного за ключевые стройки и систему закупок. На внешнем контуре весь год продолжался «сериал» под названием «будущее транзита через Украину» и закончившийся подписанием контрактов буквально 31 декабря. Его сопровождали яростные битвы вокруг «Турецкого потока» и «Северного потока-2». В итоге первый будет открыт 8 января 2020 года, а второй в самом конце 2019 года попал под американские санкции – пока в нем «дырка» в 160 км по двум ниткам. Зато на восточном векторе совершен серьезный прорыв – заработал газопровод «Сила Сибири».
Фискальная политика в нефтегазовом секторе: жизнь в режиме Википедии
Налоговая система в нефтегазовом комплексе продолжает испытывать радикальные изменения. 2019 год начинался с введения нового налогового режима – налога на дополнительный доход. Этот эксперимент должен был начать перевод нефтяной индустрии на новаторский принцип налогообложения: с прибыли, а не с выручки. Казалось бы, найдена новая магистральная дорога. Однако уже в 2019 году Минфин начал откровенное наступление на НДД. Страх выпадения доходов из бюджета здесь и сейчас гораздо сильнее угрозы обвалить нефтедобычу в среднесрочной перспективе из-за нестимулирюущей инвестиции налоговой системы. Минфину гораздо симпатичнее ускорение налогового маневра, которое приносит в бюджет дополнительные деньги. Нефтегазовые компании отвечают на это частным лоббизмом – попыткой пробить для своих проектов особые условия.
Украинский газовый узел – развязка близка
Меньше месяца остается до «часа X»: в 10 утра 1 января завершают свои действия договоры на транзит газа через Украину, а также на поставку российского газа в эту страну. Российско-украинские переговоры держат в напряжении весь европейский газовый бизнес. Все ждут новой «газовой войны». Есть ли еще шанс договориться? А если нет – справится ли «Газпром» со своими обязательствами по доставке газа в Европу? Блефует ли Россия, уверяя, что новая инфраструктура и газ в подземных хранилищах позволят ей обходиться без украинского транзита уже в ближайшую зиму? И что произойдет в начале 2020 года с самой Украиной? На эти вопросы мы пытаемся ответить в нашем новом докладе.

Все доклады за: 2016 , 15 , 14 , 13 , 12 , 11 , 10 , 09 , 08 , 07 гг.

PRO-GAS
Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100
О Фонде | Продукты | Услуги | Актуальные комментарии | Книги | Выступления | Клиенты | Цены | Карта cайта | Контакты
Консалтинговые услуги, оценка политических рисков в ТЭК, интересы политических и экономических элит в нефтегазовой отрасли.
Фонд национальной энергетической безопасности © 2007
  Новости ТЭК   Новости российской электроэнергетики