Главная > Актуальные комментарии > ТЭК > Сможет ли Газпром выбраться из Третьего энергопакета?

Сможет ли Газпром выбраться из Третьего энергопакета?

Осенью Россия и Евросоюз продолжат переговоры по так называемому Третьему энергопакету. На сегодняшний день это главный камень преткновения между Москвой и Брюсселем, по которому стороны демонстрируют завидную непреклонность. Впрочем, эксперты не исключают, что осень и надвигающиеся с ней холода сделают европейских партнеров более сговорчивыми

Третий энергопакет включает шесть законодательных актов, цель которых разделить бизнес по производству и транспортировке энергоресурсов в Европе. Проще говоря, те, кто добывает газ или вырабатывает электроэнергию, не должны владеть электро- или газотранспортными сетями.

Еврочиновники уверяют, что это должно повысить конкуренцию, позволит выйти на рынок новым игрокам и снизит цены. В Москве считают, что таким образом хотят вынудить Газпром отказаться от поставок по долгосрочным контрактам в пользу спотовых, то есть по ценам, определяемым на бирже.

Правда, позднее первоначальный жесткий запрет поставщикам энергоресурсов контролировать распределительные сети был дополнен более мягкими вариантами. Но и они не устраивают российскую сторону, пояснил руководитель аналитического управления Фонда национальной энергетической безопасности Александр Пасечник:

«Это главный камень преткновения в энергетических отношениях. Его суть такова, что по большому счету владелец труб, тот же Газпром, должен порядка 50% мощностей резервировать под сторонних участников рынка газа. То есть под сторонних производителей газа, которых в принципе в Европе и нет. Это эфемерное правило, которое нужно убрать. Тогда сроки окупаемости газотранспортных систем сократятся».

На практике, задекларированный в Третьем энергопакете обязательный доступ третьих сторон (помимо поставщика и потребителя) к газотранспортной инфраструктуре снижает гарантии прокачки уже законтрактованных объемов газа, а главное повышает риски для крупного проектного финансирования. Инвестору нужны гарантии возврата своих вложений. А как их получить, если половина трубопровода зарезервирована под неизвестного, возможно даже, под несуществующего поставщика.

Некоторые эксперты предполагают, что таким образом европейцы хотят вынудить Газпром отказаться от газотранспортных проектов на территории Европы. С коммерческой точки зрения, эти проекты может и не так важны, основной доход Газпрома — это продажа голубого топлива.

Проблема в том, что в Европе нет компаний, которые могли бы проложить новые маршруты для поставок российского газа. Поэтому Россия и не готова отказаться от транспортных проектов. А резервировать половину построенных за свой счет трубопроводов под нужды третьих лиц тоже странно.

Впрочем, у российской стороны есть видение, как выйти из патовой ситуации, заявил директор Института национальной энергетики Сергей Правосудов:

«Самая острая проблема в отношении газопровозов, которые уже построены, — OPAL и по „Южному потоку“. Чтобы эти проекты были выведены на статус межгосударственных и освобождены от действия Третьего энергопакета, чтобы не нужно было держать половину трубы свободной под каких-то несуществующих других поставщиков. Европейский союз делает такие исключения под свои проекты, которые он считает нужными. Почему бы и российскому проекту не получить такое исключение».

Эксперты рассчитывают, что позиция европейской стороны на переговорах будет смягчаться, ведь как показала практика, обойтись без российского газа Старый Свет не может, а с наступлением зимы потребность в энергоресурсах только возрастает.

Это не значит, что решение окажется простым и быстрым, но скорее всего компромисс будет найден. Тем более, что поле для диалога и для маневра есть. Весьма вероятно, что Брюссель станет требовать скидок на газ по долгосрочным контрактам. Газпром — как опять же показывает практика — готов идти навстречу партнерам на взаимовыгодных условиях.

Автор: Влад Гринкевич

Источник: Голос России, 27.08.2013


Аналитическая серия «ТЭК России»:

Новая структура власти и ТЭК: переформатирование системы госуправления отраслью
За майской инаугурацией Путина последовало переформатирование российского правительства, а затем и в целом системы исполнительной власти. На первый взгляд кажется, что изменения носят косметический характер. Не только премьер, но и многие министры сохранили свои посты. Но на самом деле кадровые новации весьма масштабны, и нефтегаза они касаются напрямую. Перестановки еще не закончены – в некоторых министерствах продолжаются активные чистки и структурные изменения. Но основные игроки все же расселись по своим креслам, и можно подвести первые итоги переформатирования системы управления нефтегазовой промышленностью.
Мировой рынок нефти: к каким ценам готовиться?
Санкции в отношении российского нефтегаза: кольцо сжимается
Американский сланец: жизнь в эпоху Трампа
Новый американский президент четко обозначил свои приоритеты в области энергетики, назвав ВИЭ пустой тратой денег и открыто сделав ставку на углеводороды. Это отличная новость для американских сланцевых компаний, как и существенный рост нефтяных цен на мировом рынке в 2017 и особенно в начале 2018 годов. Всем интересно, сколько нефти США на самом деле способны добывать. А ведь есть еще тема сланцевого газа. Соединенные Штаты слишком агрессивно рекламируют резкий рост производства СПГ, что невозможно без существенного увеличения добычи газа – опять же сланцевого.
Государственное регулирование нефтегазового комплекса в 2017 году и перспективы 2018 года

Все доклады за: 2016 , 15 , 14 , 13 , 12 , 11 , 10 , 09 , 08 , 07 гг.

PRO-GAS
Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100
О Фонде | Продукты | Услуги | Актуальные комментарии | Книги | Выступления | Клиенты | Цены | Карта cайта | Контакты
Консалтинговые услуги, оценка политических рисков в ТЭК, интересы политических и экономических элит в нефтегазовой отрасли.
Фонд национальной энергетической безопасности © 2007
  Новости ТЭК   Новости российской электроэнергетики