Главная > Актуальные комментарии > ТЭК > Не повод для торговли страной

Не повод для торговли страной

Мы не можем торговать страной, это наш принцип«- так президент Ук­ра­ины Виктор Янукович описал позицию страны на газовых переговорах с Россией в интервью украинским телеканалам.

Украина закупает у «Газпрома» газ по соглашениям, подписанным в январе 2009 г. сроком на 11 лет: базовая цена в $450 за 1000 куб. м меняется раз в квартал в зависимости от цены нефти и газойля на мировых рынках.

В 2010 г. в обмен на право сохранить Черноморский флот в Севастополе Украине была предоставлена скидка. Но цена все равно сопоставима с европейской: в I квартале Германии газ продавался за $410, Украине — за $406. Европейским потребителям удается договориться с «Газпромом» и о скидках, которые позволили бы учитывать более низкие спотовые цены газа, — средневзвешенная цена для дальнего зарубежья в 2013 г. может составить $370-380, говорил в июне зампред правления «Газпрома» Александр Медведев.

Украина ожидает, что в IV квартале будет платить «Газпрому» $416 за 1000 куб. м, заявил в пятницу министр энергетики страны Эдуард Ставицкий. «Мы никогда не согласимся, чтобы этот контракт существовал дальше», — вновь повторил Янукович. Но пока переговоры о пересмотре соглашений не в пользу Украины, признал он: предложения России «неудобные» и «даже унизительные». Представитель «Газпрома» отказался от комментариев.

Россия не раз указывала, что скидку на газ можно получить, присоединившись к Таможенному союзу, приводя в пример Белоруссию. Она получает газ за $160 и согласилась продать «Газпрому» газотранспортную систему (ГТС) «Белтрансгаз».

Сейчас украинское законодательство запрещает приватизацию национальной ГТС, поправки, которые разрешат продажу, только готовятся, сказал Ставицкий, парламент может принять их до конца года. Украина предлагала ЕС и России совместно управлять своей трубопроводной системой, но договориться о консорциуме ни с одной из сторон пока не удалось.

Становиться членом Таможенного союза Украина тоже пока не собирается, Янукович лишь не исключил, что могут быть подписаны отдельные соглашения. Зато Украина уже стала наблюдателем, ее представитель следит за соблюдением национальных интересов, напомнил Янукович: «Формат “три плюс один” в каком-то виде уже начал работать».

Россия на формулу «три плюс один» никогда не соглашалась, указывая, что возможно только полноценное присоединение к союзу. Но это будет невозможно, если Украина в ноябре все-таки подпишет соглашение об ассоциации с ЕС, объяснял первый вице-премьер Игорь Шувалов. Отношения с Таможенным союзом могут осложниться в случае сближения с Европой, предупреждали российские чиновники: придется ужесточить таможенный контроль, а в случае угрозы российскому рынку возможно введение пошлин на основные экспортные товары Украины — продукцию сельского хозяйства и металлургии (сейчас взимается только при ввозе белого сахара).

Во время последних переговоров в Москве премьер Дмитрий Медведев обсуждал со своим украинским коллегой Николаем Азаровым именно изменения в сотрудничестве с Россией в случае подписания соглашения об ассоциации с ЕС, говорит пресс-секретарь премьера Наталья Тимакова: «Газовый вопрос рассматривался тоже только в этом ключе».

Украина в очень сложной ситуации, указывает гендиректор Фонда национальной энергетической безопасности Константин Симонов: газ слишком дорогой, поэтому Украина сокращала закупки — в первом полугодии «Нафтогаз» закачал примерно на треть меньше, чем в 2012 г. Реальных альтернатив российским поставкам сейчас нет, продолжает он: реверсные поставки из Европы позволяют экономить не более $20 с 1000 куб. м, ни одного терминала для СПГ так и не появилось и, даже если проекты добычи сланцевого газа будут успешными, эффект проявится не раньше 2018 г.

У России есть все рычаги для давления, считает Симонов, но на полную они ни разу не использовались: «Нафтогаз» просит о пролонгации кредита в $2 млрд, который предоставил Газпромбанк, и пока не ясно, решится ли Россия отказать. Украина последние 10 лет шантажирует Россию сближением с Европой, и пока шантаж работает, резюмирует Симонов.

Автор: Маргарита Лютова

Источник: Ведомости, 02.09.2013


Специальный доклад:

Организация внутреннего рынка газа в России: тактика «малых дел»

Аналитическая серия «ТЭК России»:

Государственное регулирование нефтегазового комплекса в 2018 году и перспективы 2019 года
«Газпром» на пути к новой реальности
В поисках лучшего налогового режима для нефтегаза: продолжение фискальных экспериментов
Налоговая тема стала абсолютным хитом 2018 года. Правительство в очередной раз решило переписать правила игры.Основным предлогом стал новый иннаугурационный Указ президента Путина. Выяснилось, что на новые объявленные национальные проекты не хватает около 8 трлн рублей. И кабинет министров недолго думал, где взять эти средства. Речь идет о внедрении новаторской для РФ системы налогообложения, которая позволила бы перейти от налогообложения выручки к налогообложению прибыли. Нефтяные компании годами боролись за это. Однако сегодня они не выглядят довольными, не спеша переходить на новый налоговый режим, а требуя сохранения старых добрых льгот.
Итоги разворота на Восток в нефтегазовом секторе
План поворота на Восток начал реализовываться в нефтегазовом комплексе РФ еще задолго до очередного обострения отношений с Западом. Мотивы у него были самые прагматичные. Потребление нефти и газа в Азии росло, а низкие собственные запасы позволяли уверенно прогнозировать выход азиатских стран на первые места в списке импортеров углеводородов. А вот у России на Востоке как раз есть запасы нефти и газа, которые можно монетизировать. етыре с лишним года жизни под санкциями показали, что и с политической точки зрения поворот на Восток оказался оправдан. Каковы же его реальные результаты?
Новая структура власти и ТЭК: переформатирование системы госуправления отраслью
За майской инаугурацией Путина последовало переформатирование российского правительства, а затем и в целом системы исполнительной власти. На первый взгляд кажется, что изменения носят косметический характер. Не только премьер, но и многие министры сохранили свои посты. Но на самом деле кадровые новации весьма масштабны, и нефтегаза они касаются напрямую. Перестановки еще не закончены – в некоторых министерствах продолжаются активные чистки и структурные изменения. Но основные игроки все же расселись по своим креслам, и можно подвести первые итоги переформатирования системы управления нефтегазовой промышленностью.

Все доклады за: 2016 , 15 , 14 , 13 , 12 , 11 , 10 , 09 , 08 , 07 гг.

PRO-GAS
Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100
О Фонде | Продукты | Услуги | Актуальные комментарии | Книги | Выступления | Клиенты | Цены | Карта cайта | Контакты
Консалтинговые услуги, оценка политических рисков в ТЭК, интересы политических и экономических элит в нефтегазовой отрасли.
Фонд национальной энергетической безопасности © 2007
  Новости ТЭК   Новости российской электроэнергетики