Главная > Актуальные комментарии > ТЭК > Когда решения меняются каждую неделю - это дезориентирует ивесторов

Когда решения меняются каждую неделю - это дезориентирует ивесторов

Константин Симонов, генеральный директор Фонда национальной энергетической безопасности:

Речь идет о заморозке тарифов для всех естественных монополий, и это решение выглядит довольно противоречивым. С одной стороны, ясно, что будет позитивная реакция населения, поскольку все озабочены ростом инфляции. Безусловно, есть и вклад естественных монополий в инфляцию, но ведь не стоит забывать, что правительство достаточно активно реализует экономическую программу, которая предполагает, что разгон экономики осуществляется за счет активных государственных вливаний, в том числе и при активном инвестиционном участии государственных компаний и естественных монополий. И естественные монополии - Газпром, РЖД -  осуществляют достаточно серьезные инвестиции в инфраструктуру, за счет этого растет спрос на трубы, на металл, а если растет спрос на металл, растет спрос на уголь, осуществляются железнодорожные перевозки, и экономика за счет этого функционирует.

Если вы ограничиваете рост тарифов, зачем тогда требовать рост инвестиционных программ? А государство этого требует и всячески это подчеркивает, и Владимир Путин на саммите в Санкт-Петербурге говорил, что мы реализуем мощный инфраструктурный проект. За чей счет они это делают? Делают часто за счет естественных монополий. А откуда они должны брать деньги? Вы тогда не требуйте от них инвестиций, либо  думайте, за счет каких средств все это будет делаться. Тот же Газпром, если заморозить тарифы, вынужден инвестировать под триллион рублей - у него инвестпрограмма под триллион рублей.

Что касается вопроса про электроэнергию - очень важный вопрос. Огромное недоинвестирование у нас всегда было в сети, причем при реформе РАО ЕЭС произошла глупейшая вещь - самые изношенные остались в руках государства, часть продали частникам, теперь они все это возвращают  активно и, естественно, уже по более высоким ценам. Создана компания "Российские сети",  у них огромная инвестпрограмма, может, она и завышена, но  ведь все это утверждало само правительство. Зачем тогда создавали эти "Россети", зачем говорили, что пойдут инвестиции в сети, что нужно обновление и т.д.?

Я не спорю, может быть, в ряде случаев и можно ограничить инвестиционные программы компаний, может быть, можно повнимательнее их проанализировать. Но в целом мы же понимаем, что, с одной стороны, правительство популистски говорит, что заморозит  тарифы, а с другой стороны, требует у естественных монополий наращивать инвестиции и реализовывать  ударными темпами свои инвестиционные программы.

Раньше, по крайней мере, говорили хотя бы о том, что тарифы должны иметь привязку к инфляции. В этом плане, когда говорят просто "заморозить" - это подход какой-то социалистический. Если мы говорим  про обоснованность тарифов - это одна история, потому что,  действительно, никто не спорит:  при росте тарифов зачастую непонятно, откуда берутся эти цифры. Но когда правительство вот так по-простому говорит: "Не будут год расти тарифы" - это тоже подход довольно странный.

Я, конечно, не исключаю, что все это сделано перед единым днем голосования, чтобы произвести приятное впечатление, а потом это решение будет пересмотрено. Но это тоже не здорово, когда у нас  нет внятных ориентиров в экономике, когда решения меняются каждую неделю - это дезориентирует инвесторов. Это решение - спорное, скорее, оно - популистское, не имеющее под собой экономического осмысления.

Опубликовано: Центр энергетической экспертизы, 06.09.2013


Специальный доклад:

Организация внутреннего рынка газа в России: тактика «малых дел»

Аналитическая серия «ТЭК России»:

Государственное регулирование нефтегазового комплекса в 2020 году и перспективы 2021 года
«Газпром»: жизнь после эпохи «больших строек»
«Газпром» близок к завершению главных газопроводных строек прошлого десятилетия. Запущены в эксплуатацию «Сила Сибири» и «Турецкий поток». «Северный поток-2» построен более чем на 90 % и должен быть завершен в ближайшие месяцы. Поступательно идет процесс разработки ресурсной базы на Ямале и в Восточной Сибири. В то же время конъюнктура на рынках газа – из-за второй теплой зимы в Европе подряд, опасений транзитного кризиса на Украине, пандемии COVID-19 и притока СПГ – вышла из-под контроля и достигла глубин, невиданных в последние 20 лет.
Налоговое регулирование нефтегазового комплекса: выбор приоритетов
Арктика: новый государственный приоритет
Арктика постепенно становится одной из основных экономических ставок. Арктика должна обеспечить загрузку Северного морского пути, создать спрос на продукцию российского машиностроения и новые рабочие места. При этом углеводороды, по сути, единственный реальный арктический сюжет. На первый план выходят не рентабельность и реальная окупаемость проектов, а их вклад в поддержание экономического роста государства. Поэтому и развивается «арктическая гигантомания».
Импортозамещение в нефтегазовой отрасли: мифы и реальность
Процесс импортозамещения был по-серьезному запущен после введения санкций 2014 года. Шесть лет – солидный срок, чтобы подвести предварительные итоги. С одной стороны, цифры не такие уж плохие – отрасль зависит от импорта уже меньше чем наполовину. С другой – это «средняя температура по больнице». И еще вопрос, что же считать именно российским оборудованием, с учетом активного использования иностранных комплектующих и особенно программного обеспечения. Видны примеры действительно успешного импортозамещения – но есть и не менее очевидные провалы.

Все доклады за: 2016 , 15 , 14 , 13 , 12 , 11 , 10 , 09 , 08 , 07 гг.

PRO-GAS
Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100
О Фонде | Продукты | Услуги | Актуальные комментарии | Книги | Выступления | Клиенты | Цены | Карта cайта | Контакты
Консалтинговые услуги, оценка политических рисков в ТЭК, интересы политических и экономических элит в нефтегазовой отрасли.
Фонд национальной энергетической безопасности © 2007
  Новости ТЭК   Новости российской электроэнергетики