Главная > Актуальные комментарии > ТЭК > «Сечин действует сверхагрессивно...»

«Сечин действует сверхагрессивно...»

«Газпром» и «Роснефть» вступили в открытую полемику по поводу газового будущего Сахалина

 

«Газпром» предлагает «Роснефти» не строить завод по сжижению природного газа на Сахалине и перенаправить газ, предназначавшийся для этого проекта, на СПГ-завод самого «Газпрома». «Роснефть» в ответ заявила, что в оценках конкурентов не нуждается. Эксперты считают, что глава «Роснефти» Игорь Сечин хочет продемонстрировать Владимиру Путину большую эффективность нефтяной компании по сравнению с «Газпромом». «Сечин действует сверхагрессивно», — говорят специалисты.

 

«Газпром» считает нецелесообразным проект строительства завода по сжижению природного газа (СПГ), который «Роснефть» реализует на Сахалине. Как заявил в среду глава управления координации восточных проектов «Газпрома» Виктор Тимошилов, имеющихся в наличии объемов газа с сахалинских месторождений не хватит для загрузки предприятия.

 

«Я как раз и хочу сказать, что не надо строить завод, — заявил Тимошилов в ходе пресс-конференции в Южно-Сахалинске. — Много инфраструктуры уже построено, и нет необходимости, на наш взгляд, строить еще дополнительную».

«Газпрому» не хватает газа

Виктор Тимошилов отметил, что завод СПГ, построенный в рамках «Сахалина-2», после 2025 года будет испытывать недостаток сырья из-за естественного сокращения объемов добычи на проекте. Запасов «Сахалина-2» недостаточно для поддержания загрузки двух действующих линий завода СПГ на срок жизни проекта. По прогнозам «Газпрома», до 2041 года дефицит газа составит около 115 млрд кубометров.

По словам Тимошилова, если новая инфраструктура будет относиться к проектным затратам (речь идет о проекте «Сахалин-1» на шельфе Сахалина; его оператором выступает ExxonMobil, владеющая 30%, «Роснефти» и индийской ONGC принадлежат по 20%, еще 30% владеет японский консорциум SODECO), то государству придется возмещать эти затраты, что, по мнению «Газпрома», нерационально. Тимошилов говорит, что 8–10 млрд кубометров газа с «Сахалина-1» было бы рациональнее направить на СПГ-завод, работающий в рамках проекта «Сахалин-2», 50% плюс одна акция в котором принадлежит «Газпрому», 27,5% — Royal Dutch Shell, а японские Mitsui и Mitsubishi владеют 12,5 и 10% акций соответственно.

«Газпром» всегда сильно волнуется по поводу чужого газа, — комментирует ситуацию ведущий эксперт Союза нефтегазопромышленников России Рустам Танкаев. — Стратегическая задача компании — всеми возможными способами увеличивать запасы газа на своем балансе».

«Мы благодарим наших партнеров и конкурентов за то, что они постоянно обращают внимание рынка на то, какие масштабные и усиливающие позиции компании проекты реализует «Роснефть», — издевательски отметил в ответ на заявление Тимошилова представитель нефтяной компании. — Это говорит о том, что компания двигается в правильном направлении и реализует проекты, которые потенциально изменят рынок не в пользу конкурентов, что не может не вызывать у них беспокойства».

 

«Роснефть» планирует построить завод по сжижению газа в альянсе с американской ExxonMobil. Как ранее говорил глава госкомпании Игорь Сечин, первая очередь завода позволит производить 5 млн тонн СПГ в год. Плановая мощность предприятия — 10 млн тонн. Инвестиции в проект оцениваются в $15 млрд. По словам Сечина, поставки СПГ с завода начнутся не позднее 2018 года.

 

«Ресурсная база у нас есть, — говорил Сечин. — «Роснефть» располагает 600 млрд кубометров газа, плюс идут переговоры с Exxon: они могут предоставить 500 млрд кубов».

На начальном этапе сырье для завода должен поставлять именно проект «Сахалин-1». В дальнейшем к обеспечению завода сырьем будут привлечены соседние проекты с участием «Роснефти» — «Сахалин-3» и «Сахалин-5». Рынками сбыта для предприятия «Роснефти» должны стать страны Азиатско-Тихоокеанского региона, в первую очередь Япония и Китай. Кстати, по поводу «Сахалина-3» Виктор Тимошилов заявил, что газовые запасы этого проекта также недостаточны для обеспечения СПГ-завода «Роснефти» и «Газпром» может рассмотреть возможность их выкупа.

Представитель «Роснефти» подчеркнул, что проведенная российской госкомпанией и ExxonMobil многоуровневая оценка целесообразности реализации проекта завода СПГ позволила сделать выводы о его эффективности. Кроме того, проект уже получил одобрение на всех уровнях, в том числе и со стороны президента и правительства Российской Федерации.

«Партнеры не нуждаются в дополнительных оценках со стороны конкурентов», — заявил представитель нефтяной компании.

 

Глава Фонда национальной энергетической безопасности Константин Симонов говорит, что в России соображения экономической целесообразности зачастую приносятся в жертву интересам конкурирующих госкомпаний. «Дело даже не в том, что «Роснефти» может не хватить ресурсов, хотя действительно есть сомнения по поводу того, насколько долго смогут партнеры поддерживать добычу на Сахалине на том уровне, который требуется для обеспечения завода, — поясняет глава ФНЭБ. — Сама экономическая логика подсказывает, что наращивать мощности уже существующего завода «Газпрома» гораздо проще, чем строить новое предприятие с нуля».

Кроме того, Симонов отметил, что завод «Газпрома» выходит в порт Корсаков — единственный незамерзающий порт на Сахалине, что облегчает поставки СПГ. У «Роснефти» такого не будет. «Стоит также отметить, что партнер «Газпрома» Shell является мировым лидером в секторе СПГ, использующим самые передовые технологии, — рассказывает эксперт. — А какие технологии будет использовать «Роснефть», пока непонятно».

 

По словам главы ФНЭБ, для «Роснефти» вопрос завода СПГ не столько экономический, сколько политический.

 

«Сейчас Игорь Сечин хочет продемонстрировать Владимиру Путину, что его компания гораздо эффективнее «Газпрома», быстрее справляется со своими проектами, — говорит Симонов. — Сечин действует сверхагрессивно, и это вызывает раздражение его оппонентов».

Автор: Алексей Топалов

Источник: Газета.RU, 25.09.2013


Специальный доклад:

Организация внутреннего рынка газа в России: тактика «малых дел»

Аналитическая серия «ТЭК России»:

Государственное регулирование нефтегазового комплекса в 2018 году и перспективы 2019 года
«Газпром» на пути к новой реальности
В поисках лучшего налогового режима для нефтегаза: продолжение фискальных экспериментов
Налоговая тема стала абсолютным хитом 2018 года. Правительство в очередной раз решило переписать правила игры.Основным предлогом стал новый иннаугурационный Указ президента Путина. Выяснилось, что на новые объявленные национальные проекты не хватает около 8 трлн рублей. И кабинет министров недолго думал, где взять эти средства. Речь идет о внедрении новаторской для РФ системы налогообложения, которая позволила бы перейти от налогообложения выручки к налогообложению прибыли. Нефтяные компании годами боролись за это. Однако сегодня они не выглядят довольными, не спеша переходить на новый налоговый режим, а требуя сохранения старых добрых льгот.
Итоги разворота на Восток в нефтегазовом секторе
План поворота на Восток начал реализовываться в нефтегазовом комплексе РФ еще задолго до очередного обострения отношений с Западом. Мотивы у него были самые прагматичные. Потребление нефти и газа в Азии росло, а низкие собственные запасы позволяли уверенно прогнозировать выход азиатских стран на первые места в списке импортеров углеводородов. А вот у России на Востоке как раз есть запасы нефти и газа, которые можно монетизировать. етыре с лишним года жизни под санкциями показали, что и с политической точки зрения поворот на Восток оказался оправдан. Каковы же его реальные результаты?
Новая структура власти и ТЭК: переформатирование системы госуправления отраслью
За майской инаугурацией Путина последовало переформатирование российского правительства, а затем и в целом системы исполнительной власти. На первый взгляд кажется, что изменения носят косметический характер. Не только премьер, но и многие министры сохранили свои посты. Но на самом деле кадровые новации весьма масштабны, и нефтегаза они касаются напрямую. Перестановки еще не закончены – в некоторых министерствах продолжаются активные чистки и структурные изменения. Но основные игроки все же расселись по своим креслам, и можно подвести первые итоги переформатирования системы управления нефтегазовой промышленностью.

Все доклады за: 2016 , 15 , 14 , 13 , 12 , 11 , 10 , 09 , 08 , 07 гг.

PRO-GAS
Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100
О Фонде | Продукты | Услуги | Актуальные комментарии | Книги | Выступления | Клиенты | Цены | Карта cайта | Контакты
Консалтинговые услуги, оценка политических рисков в ТЭК, интересы политических и экономических элит в нефтегазовой отрасли.
Фонд национальной энергетической безопасности © 2007
  Новости ТЭК   Новости российской электроэнергетики