Главная > Актуальные комментарии > ТЭК > «Газпром» не дождется пенсии

«Газпром» не дождется пенсии

ВЭБ готов дать монополии только 30 млрд рублей

«Газпром» получит лишь треть денег, которые он просил из средств пенсионных накоплений на расширение российской газотранспортной системы для загрузки газопровода SouthStream. Монополия, которой из-за заморозки тарифов грозит сокращение капзатрат, обещает найти финансирование сама. Но эксперты считают, что «Газпром» просто не будет торопиться со строительством SouthStream в полном объеме.

До конца года ВЭБ готов выкупить инфраструктурные облигации «Газпрома» на 30 млрд руб., такое решение наблюдательный совет госкорпорации принял в середине сентября, сообщил директор департамента доверительного управления ВЭБа Александр Попов. «Газпром» предложил ВЭБу купить облигации на 100 млрд руб. в середине июля. Деньги нужны на строительство газотранспортной системы (ГТС) «Южный газовый коридор» для подачи газа в будущий газопровод SouthStream. Общая стоимость системы оценивается в 509 млрд руб., из них в этом году планировалось вложить 82 млрд руб.

Получить деньги от ВЭБа в полном объеме «Газпрому», скорее всего, не удастся. «Мы полагаем, что ни в 2014, ни в 2015 году свободных средств на покупку облигаций уже не будет»,- сказал «Ъ» Александр Попов. В «Газпроме» говорят, что возможность привлечь льготные деньги у ВЭБа — лишь «удобная опция», но при ее отсутствии «будет другое финансирование». Но привлечь на рынке деньги по условиям инфраструктурных облигаций «Газпрому» не удастся, речь может идти лишь о выпуске бумаг на 5–10 лет со ставкой 7–8%, считает аналитик Промсвязьбанка Дмитрий Монастыршин.

Инфраструктурные облигации позволяют получить средства на 30–35 лет со ставкой в размере инфляции (прогноз на 2014 год — 4,8–5%) плюс 1%. Деньги инвестируются из пенсионных накоплений, находящихся под управлением ВЭБа. Этим инструментом уже пользуются ОАО РЖД и ФСК, привлечь пенсионные деньги хотят и другие компании. Для инфраструктурных монополий сейчас это наиболее актуально, так как правительство решило в следующем году заморозить их тарифы, а в 2015–2016 годах индексировать на уровне инфляции. В связи с этим «Газпром» в 2014 году прогнозирует снижение капзатрат на 52 млрд руб., до 724 млрд руб., а в последующие два года еще на 355 млрд руб., до 1,62 трлн руб. Именно на эти годы запланированы основные инвестиции в «Южный газовый коридор», ввод которого намечен на 2017 год.

SouthStream — политический проект, потребности в его мощностях у «Газпрома» нет, и пока задача газопровода — давление на Украину, считает заместитель главы Фонда национальной энергетической безопасности Алексей Гривач. Поэтому, отмечает он, спешить с проектом смысла нет, особенно в отсутствие договоренностей о регулировании трубопровода на территории ЕС. Кроме того, по мнению эксперта, необязательно строить газопровод сразу на четыре нитки, можно и на две, постепенно сокращая транзит через Украину.

Проект «Южный газовый коридор» включает два газопровода до компрессорной станции (КС) «Русская» (начало SouthStream) в Анапе: от КС «Починки» в Нижегородской области и от КС «Писаревка» в Воронежской области. При этом от КС «Писаревка» также начинается транзитный трубопровод через Украину. К «Писаревке» газ подается по газопроводу Уренгой-Новопсков. Но этот газопровод необходимо расширять, чтобы при сохранении украинского транзита была заполнена и новая труба Писаревка-Анапа. Между тем «Газпром» уже отменил ряд тендеров по выбору поставщиков оборудования для расширения газопровода Уренгой-Новопсков и одновременно объявил компанию «Стройгазмонтаж» Аркадия Ротенберга победителем тендера на строительство одного из участков Писаревка-Анапа. То есть, подтверждает глава East European GasAnalysis Михаил Корчемкин, «Газпром» откладывает инвестиции по тем объемам инфраструктуры, которые допускают сохранение транзита российского газа через Украину.

Автор: Михаил Серов

Источник: Коммерсантъ, 30.09.2013


Специальный доклад:

Организация внутреннего рынка газа в России: тактика «малых дел»

Аналитическая серия «ТЭК России»:

Государственное регулирование нефтегазового комплекса в 2018 году и перспективы 2019 года
«Газпром» на пути к новой реальности
В поисках лучшего налогового режима для нефтегаза: продолжение фискальных экспериментов
Налоговая тема стала абсолютным хитом 2018 года. Правительство в очередной раз решило переписать правила игры.Основным предлогом стал новый иннаугурационный Указ президента Путина. Выяснилось, что на новые объявленные национальные проекты не хватает около 8 трлн рублей. И кабинет министров недолго думал, где взять эти средства. Речь идет о внедрении новаторской для РФ системы налогообложения, которая позволила бы перейти от налогообложения выручки к налогообложению прибыли. Нефтяные компании годами боролись за это. Однако сегодня они не выглядят довольными, не спеша переходить на новый налоговый режим, а требуя сохранения старых добрых льгот.
Итоги разворота на Восток в нефтегазовом секторе
План поворота на Восток начал реализовываться в нефтегазовом комплексе РФ еще задолго до очередного обострения отношений с Западом. Мотивы у него были самые прагматичные. Потребление нефти и газа в Азии росло, а низкие собственные запасы позволяли уверенно прогнозировать выход азиатских стран на первые места в списке импортеров углеводородов. А вот у России на Востоке как раз есть запасы нефти и газа, которые можно монетизировать. етыре с лишним года жизни под санкциями показали, что и с политической точки зрения поворот на Восток оказался оправдан. Каковы же его реальные результаты?
Новая структура власти и ТЭК: переформатирование системы госуправления отраслью
За майской инаугурацией Путина последовало переформатирование российского правительства, а затем и в целом системы исполнительной власти. На первый взгляд кажется, что изменения носят косметический характер. Не только премьер, но и многие министры сохранили свои посты. Но на самом деле кадровые новации весьма масштабны, и нефтегаза они касаются напрямую. Перестановки еще не закончены – в некоторых министерствах продолжаются активные чистки и структурные изменения. Но основные игроки все же расселись по своим креслам, и можно подвести первые итоги переформатирования системы управления нефтегазовой промышленностью.

Все доклады за: 2016 , 15 , 14 , 13 , 12 , 11 , 10 , 09 , 08 , 07 гг.

PRO-GAS
Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100
О Фонде | Продукты | Услуги | Актуальные комментарии | Книги | Выступления | Клиенты | Цены | Карта cайта | Контакты
Консалтинговые услуги, оценка политических рисков в ТЭК, интересы политических и экономических элит в нефтегазовой отрасли.
Фонд национальной энергетической безопасности © 2007
  Новости ТЭК   Новости российской электроэнергетики