Главная > Актуальные комментарии > ТЭК > Цена на газ — не главная проблема контракта «Газпрома» c Китаем

Цена на газ — не главная проблема контракта «Газпрома» c Китаем

Цена на газ не является главной проблемой контракта «Газпрома» GAZP +1,25% c Китаем — Пекин хочет получить от российского газового монополиста доступ к добычным проектам, считает заместитель генерального директора Фонда национальной энергетической безопасности Алексей Гривач.

Он напоминает, что переговоры «Газпром» и китайской CNPC о подписании долгосрочного контракта на поставку трубопроводного газа из РФ длятся уже около 8 лет. Последний визит российской делегации во главе с премьер-министром Дмитрием Медведевым принес информацию об очередном согласовании принципа ценообразования на основе формулы, привязанной к корзине нефтепродуктов.

«На моей памяти это происходит уже третий раз. Подписываем меморандум, базовые условия, получаем согласие на использование нефтяной привязки и начинаем новый круг танца с драконом. Расхожее мнение — все согласовано кроме базовой цены газа, так называемого Po, цены, по которой начнутся первые поставки газа через 3–4 года после подписания финального договора. Ее действительно нет, но, похоже, что не в ней дело», — сказал эксперт агентству «Прайм».

«Газпром» и CNPC заявляли о намерении до конца 2013 года подписать контракт на поставку российского газа в Китай по восточному маршруту. Основные условия поставок компании согласовали и подписали в начале сентября. Во вторник было объявлено, что «Газпром» и CNPC договорились о формуле цены на российский газ и обсуждают технические условия поставок.

В марте главы «Газпрома» и CNPC подписали меморандум о взаимопонимании по проекту поставок газа в Китай по восточному маршруту. Глава российского холдинга Алексей Миллер тогда сообщал, что «Газпром» может получить от КНР аванс под поставки газа по отводу от газопровода «Сила Сибири», которые могут начаться в 2018 году в объеме 38 миллиардов кубометров в год с возможным ростом до 60 миллиардов.

ДЕШЕВЛЕ НЕТ

Гривач напоминает, что несколько лет назад зампред правления «Газпрома», ведущий коммерческие переговоры с CNPC, уверял, что расхождение в цене с китайскими коллегами много меньше, чем писали тогда в прессе, не более 60 долларов.

Допустим, российский концерн хотел продавать газ на границе с КНР по европейским ценам, которые сейчас в среднем находятся на уровне 360–380 долларов за тысячу кубометров. Это гораздо меньше, чем цена сжиженного природного газа, импортируемого китайскими компаниями на восточное побережье (600–700 долларов за тысячу кубометров в 2012 году) и даже дешевле, чем стоит туркменский газ на западной границе Китая.

«И нет никаких оснований считать, что будущие поставки австралийского СПГ окажутся дешевле. К примеру, контракт той же PetroChina на закупку у ExxonMobil 2,25 миллиона тонн сжиженного газа ежегодно в течение 20 лет c проекта Gorgon был оценен в 41 миллиард долларов. Не сложно подсчитать, что одна тонна СПГ стоит 911 долларов, или 700 долларов за тысячу кубометров», — полагает эксперт.

КОНТРАКТ НУЖЕН ВСЕМ

По его мнению, даже политика регулирования цен на внутреннем рынке в КНР не является столь явным препятствием. Оптовая цена газа в провинциях, где у PetroChina находятся терминалы по приему СПГ (Ляонин и Цзянсу), составляла в 2012 году 560–620 долларов за тысячу кубометров. Российский газ должен прийти на северо-восток страны, газификация которого идет в настоящее время за счет импорта сжиженного газа.

К тому же минувшим летом в Китае была проведена реформа системы ценообразования. Новые потребители смогут покупать газ только по цене, привязанной к дизелю, а для «старых» проведена индексация на 14%.

«Более того, этот самый северо-восток просто-напросто задыхается без газа. Достаточно посмотреть фотографии Харбина и других крупных городов в этой части страны, которые после начала отопительного сезона окутал плотный смог. Видимость метров десять, в школах отменили занятия. Мрак, в прямом и переносном смыслах этого слова», — говорит эксперт.

«Газ нужен, цены даже с нефтяной привязкой не такие уж и высокие, внутренний рынок вполне готов даже с точки зрения конкурентоспособности газа в качестве топлива для городского хозяйства», — считает Гривач.

При этом России и «Газпрому» этот договор нужен не меньше. Это важнейшее условие развития газовой сети в Восточной части страны и настоящая диверсификация экспорта в условиях, когда главный покупатель — Европа — не хочет давать гарантий сбыта. Тем не менее, отмечает эксперт, контракт все еще не подписан, хотя любое промедление тормозит инвестиции в развитие ресурсной базы и газотранспортной инфраструктуры и, соответственно, отдаляет срок начала поставок.

В ЧЕМ ДЕЛО?

«Так в чем же проблема? Китай хочет получить от „Газпрома“ доступ к добычным проектам, стать совладельцем ресурсной базы. Это и возможность снизить эффективную цену или заработать на разнице себестоимости добычи и цены продажи газа на границе, и вопрос энергетической безопасности», — отмечает Гривач.

«Вполне разумное стремление. Вопрос в том, что предлагается взамен. Похоже, ничего, кроме самого контракта на закупку газа. Но этот контракт нужен Пекину ничуть не меньше, чем Москве. И зачем в таком случае отдавать покупателю запасы газа, не получая возможности делать бизнес на его территории?», — удивляется эксперт.

Он приводит в пример опыт «Роснефти» ROSN -0,72% и НОВАТЭКаNVTK +0,77%, которые планируют привлечь CNPC в добычу на Среднеботуобинском месторождении в Якутии и на Южно-Тамбейском месторождении («Ямал СПГ») соответственно.

«Но у них явно иные резоны, а именно борьба за право экспорта газа. „Ямал СПГ“, что называется кровь из носу, был нужен партнер и покупатель в АТР к Петербургскому форуму. Это было одно из негласных обязательств владельцев НОВАТЭКа, лоббировавших либерализацию экспорта СПГ, перед руководством страны. Китайцы оказались как нельзя, кстати. Плюс Китай охотно дает дешевое финансирование проектам, в которых участвует», — отмечает эксперт.

По его словам, будущее совместное предприятие «Роснефти» с китайской госкомпанией в Якутии тоже подразумевает далеко идущие аппаратные планы — получить аргументы для самостоятельного экспорта газа в Китай.

Источник: ИА Прайм, 24.10.2013


Специальный доклад:

Организация внутреннего рынка газа в России: тактика «малых дел»

Аналитическая серия «ТЭК России»:

Литий – новое эльдорадо энергетики?
Энергетический переход, с одной стороны, справедливо воспринимается российскими нефтегазовыми компаниями как угроза их бизнесу. С другой стороны, нужно искать в новой энергетике и новые возможности. Одной из них является производство лития – важнейшего сырьевого компонента для аккумуляторов электромобилей. Отрасль стремительно растет, что открывает другие горизонты. В том числе и для традиционных ТЭК-компаний. Литий уже вызывает повышенный интерес в России, что требует внимательного изучения темы.
Последние санкционные решения Запада и их влияние на российский нефтегаз
Государственное регулирование нефтегазового комплекса в 2023 году и перспективы 2024 года
«Газпром» в период изгнания с европейского рынка. Возможное развитие газового рынка в России в условиях экспортных ограничений
Новая логистика российского нефтяного бизнеса

Все доклады за: 2021, 20, 19, 18, 17, 16, 15, 14, 13, 12, 11, 10, 09, 08, 07 гг.

PRO-GAS
Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100
О Фонде | Продукты | Услуги | Актуальные комментарии | Книги | Выступления | Клиенты | Цены | Карта cайта | Контакты
Консалтинговые услуги, оценка политических рисков в ТЭК, интересы политических и экономических элит в нефтегазовой отрасли.
Фонд национальной энергетической безопасности © 2007
  Новости ТЭК   Новости российской электроэнергетики