Главная > Актуальные комментарии > Актуальные сюжеты > У Киева появились новые грабли

У Киева появились новые грабли

Это какое-то поразительное свойство украинцев: пройти мимо простого решения и с какой-то невероятной яростью искать очень сложные решения, раз за разом огребая по лбу 

Политика – это всегда игра, и, в общем-то, понятно, что далеко не все используемые политиками аргументы рациональны. Однако в действиях здравое зерно должно быть. В этом плане то, что происходит сегодня на Украине, довольно странное явление, потому что Украина фактически 20 лет, да кстати, и не только Украина, а многие другие постсоветские страны, проводила вполне рациональную политику сидения на двух стульях, пугая Россию уходом в Европу, а Европу пугая уходом в Россию. Демагогия могла быть разной, но политика оставалась именно такой. Пожалуй, некоторым исключением можно назвать правление Виктора Ющенко, который, действительно, был идейным, одержимым человеком. Но политический расклад сил на Украине не позволил даже ему броситься в объятия Запада и там раствориться.

И вот неожиданно совершенно то, что не удалось даже Ющенко, пытается сделать политик, которого даже у нас после выборов на Украине изображали чуть ли не российским ставленником. Это, конечно, было серьезное заблуждение, теперь мы это понимаем. Не понимаем мы, зачем Виктор Янукович отказался даже от политики сидения на этих двух стульях? Не исключено, что все-таки он понял, что российская сторона ставит перед ним ультиматум, и решил на этот ультиматум сказать: «Нет!». Россия обиделась и, как известно, готова наказать Януковича. Возможно, с российской стороны тоже возобладали эмоции. И мы видим уже, действительно, ряд суждений, которые можно определить эмоциональные. Скажем, таковым является заявление министра иностранных дел России Сергея Лаврова о том, что для пересечения границы с Украиной нужно будет использовать загранпаспорта. Мы понимаем, что это не только по украинским гражданам ударит, но и по российским тоже: далеко не все имеют загранпаспорта, а те, кто имеет, далеко не все хотят за каждую поездку иметь четыре штампа. Конечно, здесь есть некие эмоции в стремлении наказать Украину. Россия тоже может наломать дров. Но количество наломанных дров по ту сторону границы, конечно, переходит все мыслимые и немыслимые пределы, и фактически логика «назло бабушке отморозим уши» становится на Украине доминирующей.

Ярким примером является наше газовое сотрудничество. Я давно уже говорил: довольно просто решить вопрос с ценами на российский газ, решив вопрос о газотранспортной системе. Мы, кстати, видим на примере Белоруссии: Белоруссия трубу полностью отдала и суверенитета не утратила. Не утратила даже настолько, что спецслужбы этого государства имеют наглость на российской территории пытаться задерживать российских граждан. Я бы не стал в этом случае говорить об утрате суверенитета. Украина же считает, что труба является ее национальным достоянием и ее утрата приведет к утрате незалежности. Это, конечно же, является абсолютным мифом.

Такой подход предполагает, что вместо того, чтобы найти простое решение, тем более что вот оно, под руками, Украина ищет сложное, и вся ее политика направлена на то, чтобы избежать зависимости от российского газа. При том, что сделать это невозможно, все равно это никак Киев не успокаивает. С одной стороны, уже неловко слушать выступления, скажем, премьера Украины Николая Азарова: серьезный мужчина, которого избрали на роль, уж извините, клоуна, делает одно дурацкое заявление за другим. То он говорит, что Украина хоть завтра откажется от российского газа. Совершенно непонятно, как это сделать, при общем потреблении российского газа больше 30 млрд кубов. То он заявит, что Киев переплатил России 20 млрд долларов. Это вообще абсурд, ведь есть контракт 2009 г., который выложен в интернете, с ним любой может ознакомиться. Там прописана публичная процедура установления цены. Откуда берется эта переплата, абсолютно неясно. Но и в мелочах тоже вопросы возникают.

Самое удивительное, что сама Украина, как унтер-офицерская вдова, сама себя наказывает, публично признается в этом и все же не успокаивается. И дальше лупит себя розгами. Вот несколько свежих примеров. Первое – замечательное заявление о том, что реверс из Польши оказался финансово несостоятельным, потому что теперь цена газа, который может прийти из Польши, выше, чем цена на российский газ. А, собственно, что мы говорили неоднократно? Что весь этот реверс является сомнительной затеей, потому что нет там источника дешевого газа. Конъюнктурно этот газ был немного дешевле российского, но был и сплыл, и все понимали, что так и произойдет. И вот теперь Киев вынужден публично отказаться от польского реверса, который был самым для него привлекательным со всех точек зрения, включая политическую. Здесь калькуляторы дали в очередной раз сбой.

Следующее заявление не менее показательно: это заявление о том, что Украина договорилась с ЕС о подключении к новой газотранспортной системе Хорватия – Польша. Это просто фантастика. Не так давно, это свежо в памяти, на Украине был подписан договор о строительстве СПГ-терминала под Одессой с одной испанской компанией. А поутру, когда проснулись, оказалось, что подписавший этот договор от имени испанской стороны является аферистом, в испанской компании он не работает, это бывший инструктор по горным лыжам, который давно уже занимается махинациями на Украине. Был гигантский скандал, никого не уволили почему-то, а министра энергетики даже повысили до вице-премьера. Но вот этот аромат СПГ Украину не оставил, и вот новое заявление, что теперь, оказывается, будет построена труба, которая соединит СПГ-завод в Хорватии с СПГ-заводом в Польше, и Украина будет запитана от этой трубы. Фантастическая история. Разъясняю украинской стороне, чтобы потом не было тяжелого похмелья, что хорватский проект находится в разрушенном состоянии, проект сегодня не реализуется, никакие европейские деньги его не спасут. Проект в Свиноустье реализуется, хоть и с отставанием от графика. На сегодняшний день с запланированным объемом в 7,5 млрд кубов там законтрактовано менее 2,5 млрд кубов газа. И мы говорили, что этот газ законтрактован по цене порядка 700 долларов за тысячу кубометров, что практически вдвое превышает стоимость российского газа для Украины. Во-первых, никакого дешевого газа там нет. Во-вторых, там вообще пока нет никакого газа, потому что эти объемы даже для Польши недостаточны. Никакого терминала в Хорватии нет и в ближайшем будущем не предвидится. Вы можете построить трубу, которая соединяет не два терминала, а просто, можно сказать, Адриатическое море с Балтийским. И можно качать морскую воду туда-сюда, но газ по этой трубе точно не пойдет. Ни о какой запитке Украины речи вести не приходится. Т.е. один анекдот сменяется другим анекдотом. Ну, как не стыдно? Сколько можно? Зачем все это делается?

Новой хохмой, которая последние дни активно обсуждается и о которой напомнили мои коллеги – украинские эксперты во время недавнего видеомоста с Киевом, стало применение Третьего энергопакета и распространение его на Украину. Идея такая, что Украина подписывает соглашение в Вильнюсе в ноябре и энергетические правила Европейского Союза распространяются и на ее территорию. Т.е. Третий энергопакет приходит на Украину и становится частью энергетического ландшафта этого государства. Киев видит в этом гигантский скачок вперед. Речь о том, что сейчас Россия газ продает на границе Украины и Европы. Киев считает, что применение Третьего энергопакета решительным образом изменит статус Украины, но на самом деле это не изменит ничего. Третий энергетический пакет предполагает отделение добывающего бизнеса от трубопроводного. В этом плане применение правил Третьего энергопакета сделает невозможным для «Газпрома» владение украинской ГТС. Это да. Но для этого не надо применять Третий энергопакет. Собственно, украинская власть и так сделала это невозможным, убив собственную энергетику и экономику. Т.е. здесь ничего нового нет, не нужно применять Третий энергопакет, чтобы запретить «Газпрому» владеть этой трубой. Третий энергопакет предполагает, что трубопроводный проект является независимым бизнесом, т.е. владелец трубы предоставляет только услугу по транспортировке газа по зафиксированному тарифу. Идея такая, что ему все равно какой газ пойдет по этой трубе. В этом плане отношения между производителями газа и потребителями газа регулируются ими самими. Трудопроводный бизнес вообще не должен вмешиваться в эту историю. Это, кстати, полностью хоронит давнюю мечту Украины стать перепродавцом газа. Всегда Киев говорил: «А почему Россия продает газ на нашей западной границе? Давайте на восточной! А дальше мы уже сами будем все продавать европейцам». Украина хотела стать посредником, и вот Третий энергопакет эту глупую идею окончательно хоронит. Не может собственник трубы быть перепродавцом. Это отдельный бизнес, и всё. Украина очень рассчитывает, что Третий энергопакет позволит разрешить систему своповых сделок с европейскими компаниями. Т.е. по большому счету сделает виртуальный реверс законным. Действительно, «Газпром» очень нервно воспринял реверс из Европы, а Третий энергопакет может сделать его законным. Украина действительно сможет делать своповые схемы, замещающий схемы: подписать договор с чешским отделением RWE AG, у нее будет контракт, и RWE в Чехии будет получать газ с европейского рынка, а Украина будет брать из квоты RWE по газпромовскому контракту, соответственно, из газа, который заходит через российско-украинскую границу. Получается такой размен. Украина уверена, что при применении Третьего энергопакета система фантастически заработает. Но эта схема заработает только в одном случае: если на европейском рынке будет гигантский профицит газа, и вот тогда действительно там взять что-то с европейского рынка, а здесь забрать что-то из квот европейских компаний по российскому газу. Но на сегодняшний день ситуация такова, что никакого профицита газа, особенно в регионе Восточной Европы, просто нет. И это, кстати, и приводит к тому, что ценовая конъюнктура меняется. Сегодня покупать газ в Польше для Украины невыгодно, Киев это признал. Никакой виртуальный реверс это не исправит. Поэтому это очередная мифологическая надежда и очередная иллюзия Украины.

Автор: Константин Симонов, генеральный директор ФНЭБ


Аналитическая серия «ТЭК России»:

Три года под санкциями: как они повлияли на российский ТЭК?
Время летит быстро – прошли уже три года с весны 2014 года, когда Крым вернулся в состав РФ. Практически сразу против России были введены санкции, которые напрямую затронули нефтегазовый комплекс – основную отрасль российской экономики. Уже можно подвести первые итоги – как российский нефтегаз приспособился к санкционному режиму, насколько фатальными оказались его потери и как санкции повлияли на решимость иностранных компаний работать в России.
Рынок Азии: потенциал российского нефтегазового экспорта на восток
Государственное регулирование нефтегазового комплекса в 2016 году и перспективы 2017 года
«Газпром»: Голиаф сдаваться не намерен
Противоречия между основными игроками на газовом рынке в России продолжают накапливаться – депрессия на стороне спроса и наращивание предложения независимых производителей ограничивают добычу «Газпрома» и делают конкуренцию за платежеспособных потребителей острее, создавая почву для новых интриг вокруг конфигурации отрасли. На внешних рынках, напротив, складывается позитивная ситуация. Восточное направление также не остается без внимания.
Налоговая политика в отношении нефтегаза в период бюджетного дефицита
Отношения Минфина и отрасли в эпоху «нефти по 100» складывались на основе «ножниц Кудрина» - доходы свыше отметки в 60 долларов за баррель просто срезались в пользу федерального бюджета. Но это позволяло нефтяным компаниям сравнительно спокойно относиться к падению цен на нефть и даже получать выгоду, как бы парадоксально это не звучало. Ведь обвал нефтяных цен традиционно сопровождается падением курса рубля, что выгодно экспортерам. Однако радоваться ТЭКу не пришлось. Столкнушвись с бюджетным дефицитом, Минфин все равно обратил свои взоры на отрасль, придумав для нее новые налоговые изъятия. Министерство получило мощный аргумент в свою пользу: добыча нефти в 2016 показывает рекордный рост, и это позволяет ведомству заявлять, что финансовая ситуация не так и плоха, как о ней рассуждают нефтегазовые компании. В результате бюджетная трехлетка (2017-2019 гг.) может стать для отрасли проблемной, хотя нефтегаз, наоборот, рассчитывал на запуск новой налоговой системы на основе налогообложения прибыли.

Все доклады за: 2016 , 15 , 14 , 13 , 12 , 11 , 10 , 09 , 08 , 07 гг.

Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100
О Фонде | Продукты | Услуги | Актуальные комментарии | Книги | Выступления | Клиенты | Цены | Карта cайта | Контакты
Консалтинговые услуги, оценка политических рисков в ТЭК, интересы политических и экономических элит в нефтегазовой отрасли.
Фонд национальной энергетической безопасности © 2007
  Новости ТЭК   Новости российской электроэнергетики