Главная > Актуальные комментарии > ТЭК > Этот сладкий "плод" МАННГО....

Этот сладкий "плод" МАННГО....

 

(фрагмент статьи)

Снова становятся востребованными консолидации стран-экспортеров природного газа

Когда в конце января нынешнего года в ходе экономического форума в Давосе министр энергетики Катара вдруг сообщил о том, что в рамках июньского форума стран-экспортеров газа будет обсуждаться идея создания новой международной организации - газового аналога ОПЕК (журнал "Нефть России" уже обращался к данной теме в N 5 за 2007 г.), многие эксперты посчитали данное заявление излишне смелым.

Что же касается России, то в Петербурге на ближайшем заседании комиссии ЕврАзЭС (начало апреля 2008 г.) она, вероятно, предложит принять устав Международной ассоциации национальных неправительственных газовых организаций стран, производящих и транспортирующих природный газ (МАННГО). Тем самым РФ увеличит собственный вес в будущей "газовой ОПЕК", если таковая будет создана.

Учитывая достаточно быстро меняющуюся ситуацию вокруг "газового альянса", обрастающую многочисленными спекуляциями, редакция "Нефти России" решила обратиться за соответствующими разъяснениями к известным экспертам и специалистам: генеральному директору Центра национальной энергетической безопасности Константину СИМОНОВУ, старшему научному сотруднику Института мировой экономики и международных отношений (ИМЭМО) РАН Нине ПУСЕНКОВОЙ, руководителю Центра энергетической политики Института Европы РАН Алексею ХАИТУНУ и к начальнику отдела фундаментального анализа финансовой компании "Открытие" Наталье МИЛЬЧАКОВОЙ.

Головокружения от "ОПЕКов"

- На сегодняшний день есть два мнения относительно роли МАННГО. Первое - эта организация сможет помочь решить ряд проблем в рамках СНГ за счет "повышения уровня энергодиалога". Второе -перспективы данного альянса довольно расплывчаты, ибо ему, как и "газовой ОПЕК", грозят серьезные внутренние противоречия из-за различия позиций и интересов участников. Что вы можете сказать по этому поводу?

Алексей Хайтун: Видимо, по замыслу "отцов-основателей", МАННГО - это способ реинтеграции постсоветского пространства через воссоздание "империи-союза" не на идеологической основе, а рыночными методами или, если хотите, проект, основное назначение которого - активное привлечение к сотрудничеству центрально-азиатских республик (ЦАР), чьи запасы природного газа составляют 22 трлн м3, или 12% от мировых (в России - 24%).

Причем уже сейчас эти страны являются крупными экспортерами "голубого топлива" в Европу: Туркменистан и Узбекистан поставили в 2006 г. по 60 млрд м3, Казахстан - 30 млрд м3.

Но этот газовый альянс не способен выполнять интеграционные функции, если в него не будут включены так называемые внешние участники. По запасам газа Россия занимает первое место в мире (47 трлн м3, 24% от мировых), страны ЦАР обладают "лишь" 22 трлн м3 (12%), в то время как Иран - 26 трлн (14%). Поэтому его присоединение к МАННГО более чем желательно - это обеспечило бы картелю контроль над большей частью мировых запасов природного газа и в перспективе оправдывало бы идею образования "газовой ОПЕК". А уж та смогла бы играть решающую роль в установлении единых цен на газ и транспортных тарифов, координации владения активами в добывающих, транспортных и перерабатывающих секторах.

В то же время регулировать цены на газ планируется при помощи уровня добычи - по аналогии с ОПЕК. А поскольку Россия - крупнейший газовый производитель, то именно ей и придется в случае чего сокращать производство, в результате ее доходы упадут в большей степени, чем у других участников альянса.

Есть и еще два довода против активного участия России в создании газового картеля.

Первый - политический. Любой союз с Ираном может ухудшить имидж России в мировом сообществе. В свете поставленной задачи - закрепления нашей страны в статусе основного гаранта мировой (европейской) энергетической безопасности - это обстоятельство не стоит сбрасывать со счетов.

Второй - экономический. Россия уже сейчас контролирует газовый экспорт своих центрально-азиатских соседей, покупая их газ по ценам ниже мировых. Затем она продает его по пониженным ставкам другим государствам СНГ, что не зависит от наличия или отсутствия картеля. Пусть даже Россия и не получает от этого экономической выгоды, зато решает свои политические задачи.

Доводов "за" (с известными оговорками) тоже два. Во-первых, Евросоюз представляет собой четко организованный альянс покупателей российского газа, который настойчиво навязывает нам свои правила ведения бизнеса, вытекающие, в том числе, из не ратифицированной нами Энергетической хартии. В этих условиях нельзя отвергать возможности координации интересов стран-экспортеров. Во-вторых, имея столь непредсказуемых южных соседей, желательно находить с ними общие экономические интересы и точки соприкосновения (пусть из соображений "сохранения лица"), несмотря на то что это сотрудничество не обязательно должно принимать форму газового картеля.

Итак, создание "газовой ОПЕК" представляется сомнительным по экономическим мотивам и опасным - с позиции принципов свободы торговли. Не вполне ясно и место России в возможной компании стран, в которых преобладает авторитарный стиль государственного управления.

Константин Симонов: На сегодняшний день существует два основных типа международных организаций.

Первый - это когда они превращаются в площадку для переговоров между странами, имеющими совершенно разные интересы.

Второй - когда объединяются государства с общими целями и фактически превращают такие структуры в лоббистские.

Лично мне кажется, что более перспективным является именно второй тип - внутри таких организаций меньше противоречий и больше реальной работы. В этом плане идея "газовой ОПЕК" представляется более перспективной - ведь в ней предполагается объединить страны с самыми крупными запасами газа, которым нужно определиться с будущей системой торговли и поделить рынки.

МАННГО же - это структура первого типа, в нее, как предполагается, войдут страны с разными интересами - производители и транзитеры газа. Но будем откровенны, многие из них имеют весьма специфическое представление о международных обязательствах. Вспомним хотя бы отношение Туркменистана к долгосрочному договору о поставках газа с "Газпромом". Как только цены на энергоносители пошли вверх, Ашхабад тут же превратил это соглашение в декларацию о намерениях. С такими "фокусниками" договариваться о чем-либо существенном будет весьма проблематично...

Наталья Мильчакова: Противоречия, несомненно, возникнут уже на этапе создания организации. Во-первых, участникам альянса будет сложно проводить согласованную ценовую политику, так как цены устанавливаются на основе долгосрочных контрактов с потребителями.

Во-вторых, Россия стоит особняком среди других участников картеля, обладая самыми большими запасами газа в мире и самым большим объемом добычи. Она является весьма сильным конкурентом для многих других поставщиков. А это впоследствии может сказаться на планах. Хотя Россия и сильна в Европе, но она только выходит на рынок сжиженного природного газа, в то время как Алжир, Катар и другие страны уже успешно работают в его европейском и даже американском сегментах.

В-третьих, пока неясна позиция многих новых производителей газа (Узбекистана, Казахстана, Туркменистана), для которых первоочередной задачей является переход на рыночные отношения со своими потребителями и транзитными странами и, следовательно, повышение цен на "голубое топливо". Неизвестно, совпадут ли их интересы с интересами, например, России как транзитного государства либо возникнут очередные противоречия.

- Согласие на обсуждение устава данной организации уже дали Казахстан и Таджикистан. Украина никак не реагирует на вопросы, так или иначе связанные с МАННГО. Мнения Туркменистана - одного из основных поставщиков газа - пока никто не слышал. В связи с этим закономерен вопрос: насколько перспективна на современном этапе сама эта идея, если учесть, что и Астана, и Ашхабад ныне активно и небезуспешно работают над альтернативными проектами транспортировки газа и, вероятнее всего, не допустят каких-либо посягательств на свой "энергетический суверенитет"?

Константин Симонов: Туркменистан, как и другие страны Центральной Азии, занимается сейчас элементарным шантажом: Россию пугают Европой, Европу - Китаем, Китай - ЕС и Россией. Они заинтересованы в том, чтобы потребители их газа за свои деньги строили как можно больше газопроводов, чтобы потом иметь возможность давить на них за счет возможности перенаправления поставок. Таким государствам не может быть полного доверия, даже если они войдут с нами в одну организацию и подпишут какие-либо соглашения. Тот же Туркменистан поддерживает и идею Транскаспийского газопровода, и противоположную концепцию Прикаспийской трубы, а еще дал разрешение строить газопровод в Китай с месторождений в районе Амударьи. С Украиной также о длительных договоренностях говорить не приходится - власть там меняется слишком быстро и часто, а взятые обязательства не выполняются.

Нина Пусенкова: Если столь очевидны объективные препятствия на пути формирования "газовой ОПЕК", о которых не могут не знать эксперты, предложившие создать МАННГО как ее предтечу, то какова тогда реальная долгосрочная задача этой организации? Тут возможны два варианта.

Первый - это стремление "Газпрома" за счет МАННГО усилить свои позиции в Центральной Азии, а России - укрепить свое политическое и экономическое влияние на южных соседей. Ведь надо признать, что ныне это влияние ослабевает, и восстановление таких отношений, при которых Россия играла бы роль "большого брата", там вряд ли возможно. И Казахстан, и Туркменистан стремятся к энергетической независимости и превращаются в соперников РФ на том же китайском рынке. А ситуация с Туркменистаном, пообещавшим свой газ и России, и Китаю, вообще, непростая. Поэтому есть сомнения в том, что мы сможем плодотворно и конструктивно сотрудничать со своими конкурентами.

Второй вариант - это стремление занять за счет такого союза более жесткую позицию на переговорах с Европой. Но, честно говоря, не думаю, что Россия выиграет, если создаст еще большую напряженность в отношениях с западными соседями в обмен на ожидаемую дружбу с Ираном. Не надо забывать, что не только Европа зависит от нас в сфере энергетики, но и мы не в меньшей степени зависим от нее в целом ряде областей, в том числе в торговле.

Алексей Хайтун: Начну с Украины. Как возможного участника МАННГО ее отличает существенная особенность - практическое отсутствие своих запасов углеводородов. Зато она занимает важное положение как страна-транзитер. Следовательно, думается, что у нее нет серьезных оснований для участия в "газовой ОПЕК".

Наиболее важна сейчас позиция Туркменистана. Добываемый в республике газ поставляется на мировой рынок через систему трубопроводов Средняя Азия - Центр, построенную еще во времена СССР и проходящую через территории Узбекистана, Казахстана и России. Проект Nabucco, предусматривающий сооружение газопровода из Туркменистана в Европу через Турцию и Балканы в обход России, пока находится на стадии обсуждения.

Эксперты оценивают энергетическую политику Ашхабада как заигрывание сразу с несколькими сторонами. По мнению аналитиков, Туркменистан будет тянуть до последнего, не подписывая никаких конкретных соглашений и пытаясь получить преференции сразу от всех потенциальных партнеров. Сейчас, судя по всему, чаша весов склонилась на сторону России. Но надолго ли?

Наталья Мильчакова: На современном этапе сложно воплотить в жизнь данную идею в силу объективных противоречий. Энергетический суверенитет каждый из поставщиков газа понимает по-своему, но в первую очередь - это свобода в формировании цен, а именно в их повышении. Насчет работы над проектом Nabucco можно поспорить: действительно, австрийская OMV, как его оператор, приглашала Казахстан, Узбекистан и Туркменистан принять в нем участие, однако пока эти страны взяли тайм-аут для изучения перспективности будущей "нитки".

Стоимость центральноазиатского газа для потребителей из Европы (в случае участия этих стран в проекте) значительно вырастет, и российский трубопроводный газ окажется дешевле, будучи эффективным конкурентом азиатского. Однако данная ситуация не будет выгодна владельцам Nabucco, ведь проект, требующий инвестиций в 7 млрд евро, может не оправдать затрат. Поэтому и "Газпром", и очень многие участники Nabucco говорят в один голос: Nabucco и "Южный поток" должны дополнять, а не мешать друг другу. Да и сама Европа, несмотря на декларирование в Энергетической хартии принципа свободного выбора поставщиков газа, в результате придет к осознанию того, что конкуренция не всегда может эффективно работать, то есть в конце концов нужно будет все-таки договариваться и с нами тоже.

Константин Симонов: "Газовая ОПЕК" - стратегически, как мне кажется, более выигрышный проект, чем МАННГО. С одной стороны, сегодня мы продаем газ по долгосрочным контрактам, при которых вроде бы комфортно всем - покупатели имеют гарантии объемов и примерное понимание уровня цен, продавцы - стабильный рынок сбыта на много лет вперед. И не стоит ничего менять. Но давайте посмотрим на ситуацию с другой стороны.

Во-первых, газ будет становиться все более востребованным, а значит, дорогим товаром. Он более активно начнет вытеснять нефть, поэтому странно каждый раз определять его стоимость, отталкиваясь от котировок "черного золота". Во-вторых, сейчас в цену газа не заложен ряд важных компонентов, например экологическая составляющая. Газ - более экологичный вид топлива, чем нефть. И это должно отражаться на его стоимости. В-третьих, Европейский союз управляется "либеральными фундаменталистами", которые неизбежно будут стремиться отменить систему долгосрочных договоров и перейти на краткосрочные биржевые сделки. Они могут оказаться, кстати, более выгодными для продавцов газа и, несмотря на дополнительные трудности, относительно незнакомую систему торговли, прибыль будет ощутимой. Так что рискнуть с "газовой ОПЕК" все-таки стоит...

Алексей Хайтун: Газовый экспорт России связан в основном с Европой. Центры потребления и производства природного газа отделяют тысячи километров и государственные границы, поэтому требуются магистральные газопроводы и миллиардные капиталовложения в инфраструктуру. Кроме того, возможно возникновение конфликтов со странами-транзитерами. Все это располагает производителей газа к формированию монополистической структуры.

В то же время разработка газового месторождения обычно происходит параллельно с заключением долгосрочных контрактов между производителями и потребителями. Эти соглашения очень жесткие, вот почему, несмотря на значительный рост цен на газ в Великобритании (где давно имеется свободный газовый рынок), его стоимость в континентальной Европе мало изменились. То есть при наличии системы долгосрочных контрактов нет смысла в газовом картеле.

Главные отличия между импортом нефти и газа сводятся к следующему: сдвиги в потреблении нефти происходят медленно, и цены на нее на мировом рынке определяют, в основном, поставщики по краткосрочным контрактам. В последние 30 лет эту роль практически полностью взяла на себя ОПЕК, поскольку самый крупный независимый поставщик - Россия - не вполне конкурентоспособен по факторам стоимости добычи и транспортировки сырья.

А газоснабжение зависит, в первую очередь, от магистральных трубопроводов, пересекающих границы многих стран. И потому при экспорте "голубого топлива" особенно важна политическая составляющая, а именно механизм согласований транзита, основанный на понятных всем сторонам принципах. На европейском газовом рынке, каким бы он ни был - государственно регулируемым или картельным, - Россия имеет все преимущества, так как располагает мощной сетью газопроводов и контролирует оптимальные пути в центры потребления.

- Ныне раздаются голоса, утверждающие, что создающиеся новые мировые энергетические картели (включая и газовые) будут приносить Москве больше вреда, чем пользы. Вы разделяете эти опасения?

Алексей Хайтун: Да, разделяю и попытаюсь это мотивировать. Итак, мы выяснили, что регулировать цены на природный газ гипотетический картель не сможет. Для этого потребуются долгосрочные проекты по сооружению новых и реконструкции имеющихся газопроводов, которые сейчас реализуются и вполне по силам самой России. Вместе с тем, стоимость реконструкции магистральных трубопроводов и сетей настолько велика, что национальные компании малых стран не могут собрать достаточного капитала для этого. Достаточными средствами обладают только транснациональные корпорации, и при создании картеля сложившийся рынок долгосрочных инвестиций отнюдь не расширится - в лучшем случае путем сложных маневров уровень инвестиций в газовую отрасль останется прежним. Может лишь снизиться доверие к эффективности условий долгосрочных займов, тогда как сооружение новых магистралей в новых коридорах и освоение газовых провинций потребуют минимум 10-15 лет. На этот период необходимо будет сохранить стабильность газового рынка, включая ценовой фактор и инвестиционный климат. Между тем, даже разговоры о создании "газовой ОПЕК" могут поставить под вопрос перспективы освоения новых запасов и видов энергии.

Константин Симонов: Не вижу вреда в том, что мы создадим альянс с другими странами, обладающими серьезными запасами газа, - это позволит нам в условиях "газового голода" повысить стоимость "голубого топлива". Мы все равно окажемся в выигрыше, - сколько ни говори про альтернативную энергетику, замены газу пока нет, и те страны, у которых он имеется, оказываются в стратегическом выигрыше. Им только нужно уметь договариваться друг с другом.

Наталья Мильчакова: Вреда от энергетических картелей тоже не усматриваю. Если речь идет об ОПЕК, то Россия лишь прислушивается к данной организации, но не всегда выполняет ее решения - наши объемы добычи нефти пока растут, точнее, находятся на пике. Но даже после того, как этот пик будет преодолен (возможно, в ближайшие 10-15 лет) и темпы производства сырья начнут замедляться, Россия сможет держаться независимо от ОПЕК и в то же время тесно с ней сотрудничать.

Что касается газового рынка, то тут ситуация складывается иная. Добыча газа снижается, причем не только у "Газпрома", но практически у всех независимых производителей. Разработка новых месторождений требует значительных капиталовложений, но пока сильная мотивация к инвестированию есть разве что у ОАО "НОВАТЭК", однако и его потенциал ограничен де-факто одним месторождением. У других ВИН К такой мотивации, похоже, вообще нет. Поэтому создание "газовой ОПЕК" может стать для России просто объективной необходимостью.

Ошибки и метаморфозы

- Не все ясно и с экономической подоплекой МАННГО. К примеру, что вы понимаете под "неправильными" отношениями в сфере международной торговли газом?

Нина Пусенкова: Говоря о "неправильных" взаимоотношениях в мировой торговле газом, мы подразумеваем то, что "Газпром", продавая сырье на границе, получает гораздо меньшую сумму, чем платит конечный потребитель в европейских странах. Не думаю, однако, что отечественному газовому монополисту удастся пробиться на розничный рынок Европы через МАННГО или ту же "газовую ОПЕК"...

Алексей Хайтун: Я никогда не рассматривал моральный аспект отношений в сфере торговли газом. "Правильная" цена или "неправильная" - это продукт многолетних межгосударственных отношений. Потребители, особенно страны СНГ, считают рыночную цену завышенной, "Газпром" - справедливой. Их право. Вопрос лишь в том, что по приведенным выше причинам естественного регулятора цены - транснационального свободного рынка природного газа - пока не существует и его вряд ли можно сформировать оперативно. Имитация рынка путем создания каких-либо картелей неправомерна по элементарным законам экономики.

В то же время вызывает некоторое недоумение тот факт, что компании-монополисту доверено эксклюзивное право интерпретировать интересы нашего государства и представлять их в европейской энергетической политике...

- Многие эксперты интерпретируют официально декларируемую цель МАННГО ("создание условий для справедливого распределения доходов от экспорта газа, а также формирование общих инвестиционных источников...",) как... недостаточно подготовленную психическую атаку на нынешних потребителей газа. Это заставит их еще больше опасаться "газового диктата" и активизировать поиски альтернативных источников поставок. Разделяете ли вы данное мнение?

Константин Симонов: МАННГО в нынешнем виде никого не напугает, потому что у нее не будет реального контроля над газовыми запасами. Но и активизировать поиски альтернативных источников энергоресурсов Европе (основному потребителю российского и среднеазиатского "голубого топлива") без России тоже невозможно. Резко нарастить, скажем, производство биотоплива в мире могут лишь несколько стран - Бразилия, Австралия и... Россия, - располагающие площадями, пригодными для возделывания соответствующих сельскохозяйственных культур.

Также мало у ЕС и альтернативных источников газа. Ставка же на Центральную Азию может себя не оправдать - там нет гарантированной ресурсной базы и высоки политические риски (последний яркий пример - перебои в поставках газа из Туркменистана в Иран). Норвегия обеспечит к 2015 г. только 20 млрд м3 из дополнительно необходимых Европе 140-150 млрд м3, север Африки - 40-60 млрд м3. Остальное нужно брать либо в России, либо на рынке сжиженного газа, либо в Иране, который мы также хотим вовлечь в "газовую ОПЕК".

С СПГ проблем больше, хотя интерес к нему колоссальный. Но пока реализация большей части проектов в данной области отстает от заявленных темпов. Одна из самых перспективных с точки зрения СПГ стран - это Катар. И мы планируем привлечь его в "газовую ОПЕК". Так что в нынешней ситуации у покупателей энергосырья объективно слабые позиции...

Нина Пусенкова: Создание МАННГО в качестве современного "ответа Керзону", "энергетическому НАТО", Энергетической хартии или, наконец, ...простым потребителям газа напоминает подход по принципу "он первый начал". Естественно, европейские страны в ответ активизируют поиски других поставщиков газа и новых источников энергии. И подобное обострение отношений может обернуться против нас - не надо забывать, что для осуществления широкомасштабных, капиталоемких и сложных проектов типа Штокмана нам нужны западные средства, технологии, ноу-хау и управленческий опыт...

Алексей Хайтун: Все может быть, но я не специалист в области психологии. Однако можно согласиться с тем, что вопрос о МАННГО недостаточно продуман. Ну хорошо, организуем мы для СНГ газовый картель, а что дальше? Туркменистан снизит отпускные цены на газ? Страны ЦАР вложат инвестиции в сооружение магистрали через Черное море на Балканы или в Транскаспийский трубопровод? Откажутся от проекта Nabucco? Украина согласится с отпускной ценой российского газа и уменьшит плату за его транзит в Европу? Вряд ли...

Наталья Мильчакова: Пример с альтернативными схемами поставок стал уже классическим - это Nabucco. Его вдохновители сегодня лихорадочно ищут новые источники сырья для заполнения этой трубы, опасаясь, что центральноазиатский газ обойдется им слишком дорого. Но Азербайджан не сможет стать основным поставщиком для Nabucco, так как в самой республике быстро растет спрос на "голубое топливо". В 2007 г. в этой стране было произведено всего 11 млрд м3 газа (данные "Интерфакса"). По прогнозам международных экспертов, в ближайшие 5-7 лет данный показатель будет увеличиваться в среднем на 15-20% в год, однако даже при таких темпах Азербайджан сможет экспортировать в Европу не более 10-12 млрд м3. Поэтому инициаторы проекта пытаются мобилизовать еще и иранский газ, но, по-видимому, это пустая затея.

Всегда ли новое - хорошо забытое старое?

- Ряд специалистов полагает, что даже если МАННГО не будет создана, то попытки такого рода все равно нужно продолжать, ведь и Евросоюз начинался когда-то с Объединения угля и стали...

Константин Симонов: Проводить параллели с Евросоюзом бессмысленно. Никто не говорит о том, что в перспективе мы станем единым политическим пространством с тем же Ираном. Это нереально. Но, повторюсь, у нас есть прекрасная возможность самим создать будущее газового рынка. Тем более что Европейский союз с его маниакальным стремлением к либерализации энергетики все равно заставит нас это сделать - причем в ущерб себе.

Нина Пусенкова: России имело бы смысл определиться, к какому миру она ближе - к развитым странам или к развивающимся, и в соответствии с этим искать будущих союзников. Мне кажется, важно было бы не только объединяться с другими производителями газа, но и налаживать конструктивный диалог с его потребителями. Это можно делать за счет обмена активов upstream в России (при сохранении нашего контроля над проектами) на downstream в европейских странах и развития производства СПГ, для чего нам необходимы западные опыт и технологии.

Алексей Хайтун: Исторические аналогии опасны, особенно те, которые исходят из неточных посылок. Объединение угля и стали создавалось в разоренной послевоенной Западной Европе, национальные экономики которой, тем не менее, были рыночными по происхождению. Угольные и стальные тресты во времена нацистской Германии работали на войну и зачастую структурировались как госмонополии. Потребовалось поэтому их демилитаризовать и переориентировать на мирную продукцию, то есть интегрировать в европейский рынок. Что и было сделано. И где здесь аналогии с "Газпромом"? Тем более что газовая промышленность по техническим причинам (особенно в части магистрального транспорта) трудно поддается демонополизации.

По логике какая-то административная структура для согласования интересов стран-производителей, потребителей и транзитеров желательна. Но для этого имеется аппарат СНГ, иначе для чего он тогда вообще нужен? Проект МАННГО лишь создаст излишнюю чиновничью надстройку. Что же касается расширенной "газовой ОПЕК", то сначала нужно спросить о ней Алжир, Турцию и особенно Иран...

- И все же, если объединяющая структура поставщиков газа будет создана, то каковы должны быть ее задачи и принципы деятельности?

Алексей Хайтун: Условно назовем такую организацию "Международный союз газовиков". Его главной целью должно быть установление "справедливой цены". Методы ОПЕК - квотирование добычи в зависимости от ситуации, - как уже говорилось, в газовой промышленности не работают из-за инерционности системы. Рынок газа на стадии потребления, даже если он и будет создан и станет развиваться (как в Великобритании, например), на цену в магистральной трубе не повлияет или повлияет, но не сразу. Поэтому само понятие "справедливая цена" - это условность. Ближайшая аналогия - госплановские расчетные цены, так называемые приведенные затраты. Но в исторической перспективе этот опыт оказался неудачным.

Обозначим границы: если цены завышены, газ перестанут покупать и через какой-то период вытеснят альтернативным топливом, если занижены - нет денег на расширенное воспроизводство (на геофизику и геологию, освоение новых месторождений, строительство и ремонт магистральных газопроводов). В конечном счете, из-за нехватки газа он будет замещен каким-то иным топливом. Потому вопрос в следующем: как установить границы "справедливой цены" в отсутствии рынка, если последствия неверных решений скажутся лишь через годы. Тем более в цене высок рентный фактор, определяемый на государственном уровне. Поэтому наш "Союз..." по определению может быть лишь совещательным политическим органом, иметь в своем составе научный аппарат и заниматься долгосрочной координацией деятельности данной отрасли в международном масштабе. Кроме того, его задачами могут стать управление техническим развитием, подготовка кадров и вопросы экологии газовой промышленности.

Константин Симонов: По-моему, самая главная перспективная задача кроме обмена достоверными данными о запасах, координации добычной политики, выработки единых условий допуска нерезидентов в upstream, согласования объема экспорта - переговоры по цене поставок, совместная подготовка к переходу газового рынка на краткосрочные сделки и к доминированию спотовой системы.

Наталья Мильчакова: Сегодня, на мой взгляд, какие-либо задачи формулировать преждевременно. Но если говорить о перспективах, то они, скорее всего, будут связаны с поддержанием уровня цен, приемлемого и для производителей, и для потребителей.

Источник: Нефть России (Москва). - 01.04.2008.- 004.- C.65-71


Специальный доклад:

Организация внутреннего рынка газа в России: тактика «малых дел»

Аналитическая серия «ТЭК России»:

Литий – новое эльдорадо энергетики?
Энергетический переход, с одной стороны, справедливо воспринимается российскими нефтегазовыми компаниями как угроза их бизнесу. С другой стороны, нужно искать в новой энергетике и новые возможности. Одной из них является производство лития – важнейшего сырьевого компонента для аккумуляторов электромобилей. Отрасль стремительно растет, что открывает другие горизонты. В том числе и для традиционных ТЭК-компаний. Литий уже вызывает повышенный интерес в России, что требует внимательного изучения темы.
Последние санкционные решения Запада и их влияние на российский нефтегаз
Государственное регулирование нефтегазового комплекса в 2023 году и перспективы 2024 года
«Газпром» в период изгнания с европейского рынка. Возможное развитие газового рынка в России в условиях экспортных ограничений
Новая логистика российского нефтяного бизнеса

Все доклады за: 2021, 20, 19, 18, 17, 16, 15, 14, 13, 12, 11, 10, 09, 08, 07 гг.

PRO-GAS
Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100
О Фонде | Продукты | Услуги | Актуальные комментарии | Книги | Выступления | Клиенты | Цены | Карта cайта | Контакты
Консалтинговые услуги, оценка политических рисков в ТЭК, интересы политических и экономических элит в нефтегазовой отрасли.
Фонд национальной энергетической безопасности © 2007
  Новости ТЭК   Новости российской электроэнергетики