Главная > Актуальные комментарии > ТЭК > Нефтяной всадник без головы

Нефтяной всадник без головы

Нефтегазовая отрасль живет сама по себе, не имея какого-то ясного центра управления

Игорь Шувалов сказал, что не будет у нас никаких инноваций, покуда нефть дорогая. Самое смешное, что это происходит на фоне беспрецедентного роста добычи газа и нефти в США, который не мешает там развитию других отраслей.

Но у нас продолжают искать источник бед в нефти. Считая, что лучший способ бороться с ней — еще увеличить налоги. Минфин говорит о налоговом маневре, рассказывая, что нигде в мире не используется экспортная пошлина. Когда же отрасль предлагает взять из мировой практики идею налогообложения выручки, наступает пауза. Это ведь не позволит забрать у нефтяников за три года дополнительно 175 млрд руб.

Ясно, что «ножницы Кудрина» будут лежать в портфеле любого российского министра финансов. Однако удивительно, что государство при этом продолжает плодить различные стратегии, где ведет речь о росте производства нефти и газа. Правда, все эти бумаги в компаниях мало кто читает. И отрасль живет скорее сама по себе, не имея какого-то ясного центра управления. Что приводит к полному непониманию стратегической государственной линии. Скажем, на что будет сделана ставка в среднесрочной перспективе? Сначала говорили про Восточную Сибирь. Потом все кинулись на шельф и даже разработали весьма льготный проект налогообложения шельфовых проектов. Но стоило ему добраться до Думы, как все задумались о нетрадиционной нефти Западной Сибири.

Добыча же в Восточной Сибири, о которой грезили много лет, продолжает отставать от стремительно набираемых нами экспортных обязательств перед Китаем. Вопрос о выгодности для бюджета роста экспорта в Китай мы задавали еще много лет назад. Сегодня поставки по ВСТО для компаний на порядок выгоднее экспорта на Запад. Это автоматически означает потери для бюджета, особенно если учесть, что на Восток мы уже отправляем нефть, добываемую в Западной Сибири. Только «Роснефть» набрала таких обязательств перед Китаем, что ее поставки в эту страну в 2018 г. должны превысить 55 млн т. И еще явно не вечер.

По подписанным в 2013 г. контрактам «Роснефть» получит более $80 млрд предоплаты. Деньги эти идут не столько на ее новые проекты, сколько на поглощения. В итоге мы видим удивительные картины вроде борьбы за пакеты акций в «Северэнергии», в которой участвуют государственные компании «Роснефть» и «Газпром нефть». А выиграют итальянские акционеры.

Даже государственные компании в России грызут друг друга. Вот свеженький пример. «Газпром» ведет долгие переговоры с Китаем о поставках газа. Судя по тому, что Китай заключает долгосрочные контракты на поставку СПГ по $700 и выше, шанс склонить его к более выгодной цене есть. И тут «Роснефть» создает СП с CNPC по разработке Среднеботуобинского месторождения. Далее несложно предположить, что китайцы потребуют у «Газпрома» либо скидки, либо доли в восточных проектах, а «Роснефть» у Путина — права трубопроводного экспорта в Китай. Понятно, что у отдельно взятой компании есть собственные интересы. Вопрос в том, есть ли они у государства.

Автор: Константин Симонов, генеральный директор ФНЭБ

Опубликовано: Ведомости, 05.11.2013


Специальный доклад:

Организация внутреннего рынка газа в России: тактика «малых дел»

Аналитическая серия «ТЭК России»:

Государственное регулирование нефтегазового комплекса в 2018 году и перспективы 2019 года
«Газпром» на пути к новой реальности
В поисках лучшего налогового режима для нефтегаза: продолжение фискальных экспериментов
Налоговая тема стала абсолютным хитом 2018 года. Правительство в очередной раз решило переписать правила игры.Основным предлогом стал новый иннаугурационный Указ президента Путина. Выяснилось, что на новые объявленные национальные проекты не хватает около 8 трлн рублей. И кабинет министров недолго думал, где взять эти средства. Речь идет о внедрении новаторской для РФ системы налогообложения, которая позволила бы перейти от налогообложения выручки к налогообложению прибыли. Нефтяные компании годами боролись за это. Однако сегодня они не выглядят довольными, не спеша переходить на новый налоговый режим, а требуя сохранения старых добрых льгот.
Итоги разворота на Восток в нефтегазовом секторе
План поворота на Восток начал реализовываться в нефтегазовом комплексе РФ еще задолго до очередного обострения отношений с Западом. Мотивы у него были самые прагматичные. Потребление нефти и газа в Азии росло, а низкие собственные запасы позволяли уверенно прогнозировать выход азиатских стран на первые места в списке импортеров углеводородов. А вот у России на Востоке как раз есть запасы нефти и газа, которые можно монетизировать. етыре с лишним года жизни под санкциями показали, что и с политической точки зрения поворот на Восток оказался оправдан. Каковы же его реальные результаты?
Новая структура власти и ТЭК: переформатирование системы госуправления отраслью
За майской инаугурацией Путина последовало переформатирование российского правительства, а затем и в целом системы исполнительной власти. На первый взгляд кажется, что изменения носят косметический характер. Не только премьер, но и многие министры сохранили свои посты. Но на самом деле кадровые новации весьма масштабны, и нефтегаза они касаются напрямую. Перестановки еще не закончены – в некоторых министерствах продолжаются активные чистки и структурные изменения. Но основные игроки все же расселись по своим креслам, и можно подвести первые итоги переформатирования системы управления нефтегазовой промышленностью.

Все доклады за: 2016 , 15 , 14 , 13 , 12 , 11 , 10 , 09 , 08 , 07 гг.

PRO-GAS
Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100
О Фонде | Продукты | Услуги | Актуальные комментарии | Книги | Выступления | Клиенты | Цены | Карта cайта | Контакты
Консалтинговые услуги, оценка политических рисков в ТЭК, интересы политических и экономических элит в нефтегазовой отрасли.
Фонд национальной энергетической безопасности © 2007
  Новости ТЭК   Новости российской электроэнергетики