Главная > Актуальные комментарии > ТЭК > Нефтяной всадник без головы

Нефтяной всадник без головы

Нефтегазовая отрасль живет сама по себе, не имея какого-то ясного центра управления

Игорь Шувалов сказал, что не будет у нас никаких инноваций, покуда нефть дорогая. Самое смешное, что это происходит на фоне беспрецедентного роста добычи газа и нефти в США, который не мешает там развитию других отраслей.

Но у нас продолжают искать источник бед в нефти. Считая, что лучший способ бороться с ней — еще увеличить налоги. Минфин говорит о налоговом маневре, рассказывая, что нигде в мире не используется экспортная пошлина. Когда же отрасль предлагает взять из мировой практики идею налогообложения выручки, наступает пауза. Это ведь не позволит забрать у нефтяников за три года дополнительно 175 млрд руб.

Ясно, что «ножницы Кудрина» будут лежать в портфеле любого российского министра финансов. Однако удивительно, что государство при этом продолжает плодить различные стратегии, где ведет речь о росте производства нефти и газа. Правда, все эти бумаги в компаниях мало кто читает. И отрасль живет скорее сама по себе, не имея какого-то ясного центра управления. Что приводит к полному непониманию стратегической государственной линии. Скажем, на что будет сделана ставка в среднесрочной перспективе? Сначала говорили про Восточную Сибирь. Потом все кинулись на шельф и даже разработали весьма льготный проект налогообложения шельфовых проектов. Но стоило ему добраться до Думы, как все задумались о нетрадиционной нефти Западной Сибири.

Добыча же в Восточной Сибири, о которой грезили много лет, продолжает отставать от стремительно набираемых нами экспортных обязательств перед Китаем. Вопрос о выгодности для бюджета роста экспорта в Китай мы задавали еще много лет назад. Сегодня поставки по ВСТО для компаний на порядок выгоднее экспорта на Запад. Это автоматически означает потери для бюджета, особенно если учесть, что на Восток мы уже отправляем нефть, добываемую в Западной Сибири. Только «Роснефть» набрала таких обязательств перед Китаем, что ее поставки в эту страну в 2018 г. должны превысить 55 млн т. И еще явно не вечер.

По подписанным в 2013 г. контрактам «Роснефть» получит более $80 млрд предоплаты. Деньги эти идут не столько на ее новые проекты, сколько на поглощения. В итоге мы видим удивительные картины вроде борьбы за пакеты акций в «Северэнергии», в которой участвуют государственные компании «Роснефть» и «Газпром нефть». А выиграют итальянские акционеры.

Даже государственные компании в России грызут друг друга. Вот свеженький пример. «Газпром» ведет долгие переговоры с Китаем о поставках газа. Судя по тому, что Китай заключает долгосрочные контракты на поставку СПГ по $700 и выше, шанс склонить его к более выгодной цене есть. И тут «Роснефть» создает СП с CNPC по разработке Среднеботуобинского месторождения. Далее несложно предположить, что китайцы потребуют у «Газпрома» либо скидки, либо доли в восточных проектах, а «Роснефть» у Путина — права трубопроводного экспорта в Китай. Понятно, что у отдельно взятой компании есть собственные интересы. Вопрос в том, есть ли они у государства.

Автор: Константин Симонов, генеральный директор ФНЭБ

Опубликовано: Ведомости, 05.11.2013


Специальный доклад:

Организация внутреннего рынка газа в России: тактика «малых дел»

Аналитическая серия «ТЭК России»:

Государственное регулирование нефтегазового комплекса в 2020 году и перспективы 2021 года
«Газпром»: жизнь после эпохи «больших строек»
«Газпром» близок к завершению главных газопроводных строек прошлого десятилетия. Запущены в эксплуатацию «Сила Сибири» и «Турецкий поток». «Северный поток-2» построен более чем на 90 % и должен быть завершен в ближайшие месяцы. Поступательно идет процесс разработки ресурсной базы на Ямале и в Восточной Сибири. В то же время конъюнктура на рынках газа – из-за второй теплой зимы в Европе подряд, опасений транзитного кризиса на Украине, пандемии COVID-19 и притока СПГ – вышла из-под контроля и достигла глубин, невиданных в последние 20 лет.
Налоговое регулирование нефтегазового комплекса: выбор приоритетов
Арктика: новый государственный приоритет
Арктика постепенно становится одной из основных экономических ставок. Арктика должна обеспечить загрузку Северного морского пути, создать спрос на продукцию российского машиностроения и новые рабочие места. При этом углеводороды, по сути, единственный реальный арктический сюжет. На первый план выходят не рентабельность и реальная окупаемость проектов, а их вклад в поддержание экономического роста государства. Поэтому и развивается «арктическая гигантомания».
Импортозамещение в нефтегазовой отрасли: мифы и реальность
Процесс импортозамещения был по-серьезному запущен после введения санкций 2014 года. Шесть лет – солидный срок, чтобы подвести предварительные итоги. С одной стороны, цифры не такие уж плохие – отрасль зависит от импорта уже меньше чем наполовину. С другой – это «средняя температура по больнице». И еще вопрос, что же считать именно российским оборудованием, с учетом активного использования иностранных комплектующих и особенно программного обеспечения. Видны примеры действительно успешного импортозамещения – но есть и не менее очевидные провалы.

Все доклады за: 2016 , 15 , 14 , 13 , 12 , 11 , 10 , 09 , 08 , 07 гг.

PRO-GAS
Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100
О Фонде | Продукты | Услуги | Актуальные комментарии | Книги | Выступления | Клиенты | Цены | Карта cайта | Контакты
Консалтинговые услуги, оценка политических рисков в ТЭК, интересы политических и экономических элит в нефтегазовой отрасли.
Фонд национальной энергетической безопасности © 2007
  Новости ТЭК   Новости российской электроэнергетики