Главная > Актуальные комментарии > ТЭК > Казахстан «попугал» Россию отказом от нефти

Казахстан «попугал» Россию отказом от нефти

Снятие запрета на импорт российской нефти властями Казахстана эксперты рассматривают не иначе, как подготовку к переворотному 2014 году, после которого будет пересмотрен механизм торговли нефтью между Россией и другими членами Таможенного союза. Рассчитывает ли Казахстан получить от РФ как экспортера нефти более выгодные условия по части пошлин?

О решение Казахстана возобновить поставки нефти из РФ стало известно в середине текущей недели. Директор департамента нефти и газа Миннефтегаза РК Куандык Кулмурзин обосновал снятие ограничений снижением угрозы затоваренности на рынке бензина. Как пояснил Кулмурзин, ввоз «черного золота» из России был ограничен в связи с избытком бензина, теперь же рынок стабилизировался, в результате чего было принято решение возобновить поставки.

Меж тем, российские специалисты усмотрели в казахских манипуляциях другой подтекст. Сообщается, что Астану не устраивали условия межправительственного соглашения о поставках нефти и нефтепродуктов, согласно которым в республику поступало без пошлин 1,3 миллиона тонн нефтепродуктов из РФ, которые оплачивались беспошлинной нефтью из Казахстана. Как следствие, Казахстан продавал в Россию нефть по более низкой цене, нежели в дальнее зарубежье. И ограничение ввоза российского «черного золота», по замыслу казахского правительства, должно было каким-то образом подействовать на перераспределение ролей на рынке. Однако не подействовало. Тем более, что у РФ есть свои планы в отношении импорта и экспорта нефти внутри Таможенного союза.

«Там история связана с тем, что у нас осуществляются поставки нефти на нефтеперерабатывающие заводы в Казахстане, например, в Павлодаре. И проблема в том, что у нас создан Таможенный союз. Но при этом изначально была идея, что энергетические товары не будут попадать под его действие, однако по той же нефти были сделаны исключения для наших партнеров по Казахстану и Белоруссии. Вот эти исключения российскому бюджету стоят примерно 10 миллиардов долларов в год, — пояснил „Правде. Ру“ заведующий кафедрой „Прикладная политология“ Финансового университета при правительстве РФ Константин Симонов, — Это довольно чувствительная сумма, особенно в условиях непростой ситуации с бюджетом в России. И Казахстан неоднократно выражал недовольство намерением России вернуться к теме таможенных сборов».

«Ограничения-то эти были попыткой показать, что для Казахстана российская нефть не является принципиально значимой. Но на самом деле для Казахстана этот вопрос чувствительный, потому что там продолжается рост цен на нефтепродукты, и российская нефть могла бы снизить остроту этих проблем, потому что — понятно — добыча в одном месте ведется, но страна-то большая, нефтепродукты нужны по всему региону, плюс значительная часть идет на экспорт. И в этом плане поставки в Павлодар довольно значимы для Казахстана. Поэтому ключевой вопрос, конечно — как будет решаться тема пошлин? И здесь Казахстан демонстрирует некую готовность об этом договариваться. Хотя, напомню, выступление Назарбаева в Минске не так давно было гораздо менее миролюбивым, поэтому я думаю, что нам предстоят непростые переговоры с Казахстаном, а также непростые переговоры с Белоруссией, а тема там все та же — поставки российской нефти на НПЗ Казахстана и Белоруссии. Как этот вопрос будет решен, пока сказать довольно сложно», — заключает Симонов.

К слову, 1 ноября стало известно, что Белоруссия понижает до российского уровня экспортные пошлины на нефть и нефтепродукты, которую производят белорусские НПЗ из российского углеводородного сырья. Таким образом, ситуация с Белоруссией также непроста, ведь с 2011 года страна импортирует российскую нефть беспошлинно, однако перечисляет в бюджет России вывозные таможенные пошлины с продуктов, проданных в другие страны. При этом в свой бюджет Белоруссия зачисляет лишь экспортные пошлины от продажи «черного золота» собственной добычи, объемы которой составляют порядка 1,7 миллиона тонн в год. Однако в Казахстане ситуация обстоит очевидно хуже, поскольку в минувшем августе власти страны вынуждены были, наоборот, повысить экспортную ставку не нефть. На что, впрочем, могло повлиять и ограничение на импорт российской нефти, ныне снятое.

«Судя по принятому решению казахстанского правительства, действительно, этот шаг в определенном смысле может быть приурочен не только к тем переговорам, которые должны пройти на уровне межправкомиссии, но и к встрече лидеров двух стран, которая пройдет, если я не ошибаюсь, 10—11 ноября в Екатеринбурге. Чтобы еще раз дать возможность Назарбаеву и Путину продемонстрировать позитивный фон в торгово-экономических отношениях, на основе которого пройдет очередной форум межрегионального сотрудничества», — замечает директор информационно-аналитического центра по изучению постсоветского пространства МГУ-РГГУ Александр Власов.

«В целом, вопрос о тарифах, вопрос о закрытии рынков России и Казахстана друг для друга по некоторым группам товаров напрямую связан с переговорами, которые ведутся в рамках единого экономического пространства, где до этого момента тема энергоносителей была выведена за скобки. Сейчас, когда дело идет уже к подписанию договора в Евразийском экономическом союзе, чиновникам абсолютно понятно, что час и пробил, и все вопросы, которые до сих пор не решены, их нужно решать. И не путем таких вот мер, как временная приостановка поставок или закрытие рынков по определенным группам товаров, но за столом переговоров — так, чтобы учесть интересы каждой из сторон, участвующих в создании Евразийской интеграционной структуры. Так что, новость позитивная, но посмотрим, насколько она окажется знаковой для развития наших дальнейших экономических связей с Казахстаном», — заключает Власов.

Автор: Мария Сныткова

Источник: Правда.RU, 07.11.2013


Специальный доклад:

Организация внутреннего рынка газа в России: тактика «малых дел»

Аналитическая серия «ТЭК России»:

Новая сделка ОПЕК+ и будущее нефтяного бизнеса в РФ
Государственное регулирование нефтегазового комплекса в 2019 году и перспективы 2020 года
Традиционно мы завершаем год итоговым докладом, обобщающим основные события и тенденции прошедшего года. 2019 год четко обозначил новую роль нефтегазового комплекса в России. Теперь это не просто главный донор российского бюджета, но прежде всего основная надежда на разгон экономического роста. Государство окончательно сделало в экономической политике ставку на большие проекты в кейнсианском стиле. Идеи улучшения институтов оставлены до лучших времен - на это просто нет времени, нужен быстрый результат.
«Газпром» на фоне внешних и внутренних вызовов
2019 год оказался для «Газпрома» весьма нервным. Внутри компании впервые с 2011 года прошли масштабные кадровые перестановки, затронувшие основные направления деятельности и ставшие продолжением внутренней реструктуризации блока, ответственного за ключевые стройки и систему закупок. На внешнем контуре весь год продолжался «сериал» под названием «будущее транзита через Украину» и закончившийся подписанием контрактов буквально 31 декабря. Его сопровождали яростные битвы вокруг «Турецкого потока» и «Северного потока-2». В итоге первый будет открыт 8 января 2020 года, а второй в самом конце 2019 года попал под американские санкции – пока в нем «дырка» в 160 км по двум ниткам. Зато на восточном векторе совершен серьезный прорыв – заработал газопровод «Сила Сибири».
Фискальная политика в нефтегазовом секторе: жизнь в режиме Википедии
Налоговая система в нефтегазовом комплексе продолжает испытывать радикальные изменения. 2019 год начинался с введения нового налогового режима – налога на дополнительный доход. Этот эксперимент должен был начать перевод нефтяной индустрии на новаторский принцип налогообложения: с прибыли, а не с выручки. Казалось бы, найдена новая магистральная дорога. Однако уже в 2019 году Минфин начал откровенное наступление на НДД. Страх выпадения доходов из бюджета здесь и сейчас гораздо сильнее угрозы обвалить нефтедобычу в среднесрочной перспективе из-за нестимулирюущей инвестиции налоговой системы. Минфину гораздо симпатичнее ускорение налогового маневра, которое приносит в бюджет дополнительные деньги. Нефтегазовые компании отвечают на это частным лоббизмом – попыткой пробить для своих проектов особые условия.
Украинский газовый узел – развязка близка
Меньше месяца остается до «часа X»: в 10 утра 1 января завершают свои действия договоры на транзит газа через Украину, а также на поставку российского газа в эту страну. Российско-украинские переговоры держат в напряжении весь европейский газовый бизнес. Все ждут новой «газовой войны». Есть ли еще шанс договориться? А если нет – справится ли «Газпром» со своими обязательствами по доставке газа в Европу? Блефует ли Россия, уверяя, что новая инфраструктура и газ в подземных хранилищах позволят ей обходиться без украинского транзита уже в ближайшую зиму? И что произойдет в начале 2020 года с самой Украиной? На эти вопросы мы пытаемся ответить в нашем новом докладе.

Все доклады за: 2016 , 15 , 14 , 13 , 12 , 11 , 10 , 09 , 08 , 07 гг.

PRO-GAS
Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100
О Фонде | Продукты | Услуги | Актуальные комментарии | Книги | Выступления | Клиенты | Цены | Карта cайта | Контакты
Консалтинговые услуги, оценка политических рисков в ТЭК, интересы политических и экономических элит в нефтегазовой отрасли.
Фонд национальной энергетической безопасности © 2007
  Новости ТЭК   Новости российской электроэнергетики