Главная > Актуальные комментарии > ТЭК > Казахстан «попугал» Россию отказом от нефти

Казахстан «попугал» Россию отказом от нефти

Снятие запрета на импорт российской нефти властями Казахстана эксперты рассматривают не иначе, как подготовку к переворотному 2014 году, после которого будет пересмотрен механизм торговли нефтью между Россией и другими членами Таможенного союза. Рассчитывает ли Казахстан получить от РФ как экспортера нефти более выгодные условия по части пошлин?

О решение Казахстана возобновить поставки нефти из РФ стало известно в середине текущей недели. Директор департамента нефти и газа Миннефтегаза РК Куандык Кулмурзин обосновал снятие ограничений снижением угрозы затоваренности на рынке бензина. Как пояснил Кулмурзин, ввоз «черного золота» из России был ограничен в связи с избытком бензина, теперь же рынок стабилизировался, в результате чего было принято решение возобновить поставки.

Меж тем, российские специалисты усмотрели в казахских манипуляциях другой подтекст. Сообщается, что Астану не устраивали условия межправительственного соглашения о поставках нефти и нефтепродуктов, согласно которым в республику поступало без пошлин 1,3 миллиона тонн нефтепродуктов из РФ, которые оплачивались беспошлинной нефтью из Казахстана. Как следствие, Казахстан продавал в Россию нефть по более низкой цене, нежели в дальнее зарубежье. И ограничение ввоза российского «черного золота», по замыслу казахского правительства, должно было каким-то образом подействовать на перераспределение ролей на рынке. Однако не подействовало. Тем более, что у РФ есть свои планы в отношении импорта и экспорта нефти внутри Таможенного союза.

«Там история связана с тем, что у нас осуществляются поставки нефти на нефтеперерабатывающие заводы в Казахстане, например, в Павлодаре. И проблема в том, что у нас создан Таможенный союз. Но при этом изначально была идея, что энергетические товары не будут попадать под его действие, однако по той же нефти были сделаны исключения для наших партнеров по Казахстану и Белоруссии. Вот эти исключения российскому бюджету стоят примерно 10 миллиардов долларов в год, — пояснил „Правде. Ру“ заведующий кафедрой „Прикладная политология“ Финансового университета при правительстве РФ Константин Симонов, — Это довольно чувствительная сумма, особенно в условиях непростой ситуации с бюджетом в России. И Казахстан неоднократно выражал недовольство намерением России вернуться к теме таможенных сборов».

«Ограничения-то эти были попыткой показать, что для Казахстана российская нефть не является принципиально значимой. Но на самом деле для Казахстана этот вопрос чувствительный, потому что там продолжается рост цен на нефтепродукты, и российская нефть могла бы снизить остроту этих проблем, потому что — понятно — добыча в одном месте ведется, но страна-то большая, нефтепродукты нужны по всему региону, плюс значительная часть идет на экспорт. И в этом плане поставки в Павлодар довольно значимы для Казахстана. Поэтому ключевой вопрос, конечно — как будет решаться тема пошлин? И здесь Казахстан демонстрирует некую готовность об этом договариваться. Хотя, напомню, выступление Назарбаева в Минске не так давно было гораздо менее миролюбивым, поэтому я думаю, что нам предстоят непростые переговоры с Казахстаном, а также непростые переговоры с Белоруссией, а тема там все та же — поставки российской нефти на НПЗ Казахстана и Белоруссии. Как этот вопрос будет решен, пока сказать довольно сложно», — заключает Симонов.

К слову, 1 ноября стало известно, что Белоруссия понижает до российского уровня экспортные пошлины на нефть и нефтепродукты, которую производят белорусские НПЗ из российского углеводородного сырья. Таким образом, ситуация с Белоруссией также непроста, ведь с 2011 года страна импортирует российскую нефть беспошлинно, однако перечисляет в бюджет России вывозные таможенные пошлины с продуктов, проданных в другие страны. При этом в свой бюджет Белоруссия зачисляет лишь экспортные пошлины от продажи «черного золота» собственной добычи, объемы которой составляют порядка 1,7 миллиона тонн в год. Однако в Казахстане ситуация обстоит очевидно хуже, поскольку в минувшем августе власти страны вынуждены были, наоборот, повысить экспортную ставку не нефть. На что, впрочем, могло повлиять и ограничение на импорт российской нефти, ныне снятое.

«Судя по принятому решению казахстанского правительства, действительно, этот шаг в определенном смысле может быть приурочен не только к тем переговорам, которые должны пройти на уровне межправкомиссии, но и к встрече лидеров двух стран, которая пройдет, если я не ошибаюсь, 10—11 ноября в Екатеринбурге. Чтобы еще раз дать возможность Назарбаеву и Путину продемонстрировать позитивный фон в торгово-экономических отношениях, на основе которого пройдет очередной форум межрегионального сотрудничества», — замечает директор информационно-аналитического центра по изучению постсоветского пространства МГУ-РГГУ Александр Власов.

«В целом, вопрос о тарифах, вопрос о закрытии рынков России и Казахстана друг для друга по некоторым группам товаров напрямую связан с переговорами, которые ведутся в рамках единого экономического пространства, где до этого момента тема энергоносителей была выведена за скобки. Сейчас, когда дело идет уже к подписанию договора в Евразийском экономическом союзе, чиновникам абсолютно понятно, что час и пробил, и все вопросы, которые до сих пор не решены, их нужно решать. И не путем таких вот мер, как временная приостановка поставок или закрытие рынков по определенным группам товаров, но за столом переговоров — так, чтобы учесть интересы каждой из сторон, участвующих в создании Евразийской интеграционной структуры. Так что, новость позитивная, но посмотрим, насколько она окажется знаковой для развития наших дальнейших экономических связей с Казахстаном», — заключает Власов.

Автор: Мария Сныткова

Источник: Правда.RU, 07.11.2013


Специальный доклад:

Организация внутреннего рынка газа в России: тактика «малых дел»

Аналитическая серия «ТЭК России»:

Государственное регулирование нефтегазового комплекса в 2018 году и перспективы 2019 года
«Газпром» на пути к новой реальности
В поисках лучшего налогового режима для нефтегаза: продолжение фискальных экспериментов
Налоговая тема стала абсолютным хитом 2018 года. Правительство в очередной раз решило переписать правила игры.Основным предлогом стал новый иннаугурационный Указ президента Путина. Выяснилось, что на новые объявленные национальные проекты не хватает около 8 трлн рублей. И кабинет министров недолго думал, где взять эти средства. Речь идет о внедрении новаторской для РФ системы налогообложения, которая позволила бы перейти от налогообложения выручки к налогообложению прибыли. Нефтяные компании годами боролись за это. Однако сегодня они не выглядят довольными, не спеша переходить на новый налоговый режим, а требуя сохранения старых добрых льгот.
Итоги разворота на Восток в нефтегазовом секторе
План поворота на Восток начал реализовываться в нефтегазовом комплексе РФ еще задолго до очередного обострения отношений с Западом. Мотивы у него были самые прагматичные. Потребление нефти и газа в Азии росло, а низкие собственные запасы позволяли уверенно прогнозировать выход азиатских стран на первые места в списке импортеров углеводородов. А вот у России на Востоке как раз есть запасы нефти и газа, которые можно монетизировать. етыре с лишним года жизни под санкциями показали, что и с политической точки зрения поворот на Восток оказался оправдан. Каковы же его реальные результаты?
Новая структура власти и ТЭК: переформатирование системы госуправления отраслью
За майской инаугурацией Путина последовало переформатирование российского правительства, а затем и в целом системы исполнительной власти. На первый взгляд кажется, что изменения носят косметический характер. Не только премьер, но и многие министры сохранили свои посты. Но на самом деле кадровые новации весьма масштабны, и нефтегаза они касаются напрямую. Перестановки еще не закончены – в некоторых министерствах продолжаются активные чистки и структурные изменения. Но основные игроки все же расселись по своим креслам, и можно подвести первые итоги переформатирования системы управления нефтегазовой промышленностью.

Все доклады за: 2016 , 15 , 14 , 13 , 12 , 11 , 10 , 09 , 08 , 07 гг.

PRO-GAS
Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100
О Фонде | Продукты | Услуги | Актуальные комментарии | Книги | Выступления | Клиенты | Цены | Карта cайта | Контакты
Консалтинговые услуги, оценка политических рисков в ТЭК, интересы политических и экономических элит в нефтегазовой отрасли.
Фонд национальной энергетической безопасности © 2007
  Новости ТЭК   Новости российской электроэнергетики