Главная > Актуальные комментарии > ТЭК > Европа возвращается в угольно-каменный век

Европа возвращается в угольно-каменный век

Алексей Гривач, заместитель генерального директора Фонда национальной энергетической безопасности:

Увеличение доли угольных электростанций в генерации электричества в Германии - это следствие недальновидной и противоречивой политики, которая вступила в противоречие со здравым смыслом. В итоге огромные субсидии, которые европейцы, в частности Германия, отправляли на развитие возобновляемых источников энергии (ВИЭ) и на достижения экологического плана последнего времени были лихо девальвированы тем, что вместо наращивания объемов использования природного газа, как более экологичного, вынуждены отапливаться углем.

Если сложить субсидии, вложения и льготы, выделенные для ВИЭ, которые можно наполовину заменить газом, то даже использование в этом случае угля по 80 долларов за тонну было бы невыгодно. С использование природного газа удалось бы достичь и экологических задач, и экономических. 

Оголтелая ставка на ВИЭ в условиях кризиса, когда невозможно поддержать изначальный уровень субсидирования, и уж тем более распространить на все европейское сообщество, которое сильно различается по финансовым возможностям приводит к тому, что даже в Германии приходится заниматься реабилитацией угля и ставить крест на всех предыдущих экологических потугах. Напомню, что цена на уголь обвалилась после того, как американцы перестали его у себя на электростанциях использовать и заменили газом. Китай сейчас тоже занимается увеличением доли газа в энергобалансе, понимая, что экологическая ситуация в стране вышла из-под контроля и за пределы разумного. С началом отопительного сезона в северо-восточных провинциях происходит экологическая катастрофа – смог покрывает города так, что отменяют занятия в школах. Причем ситуация в Европе доходит до абсурда – они демонтируют и продают за бесценок свои газовые станции китайцам, которые интенсивно переходят на газ по выше озвученным причинам. И китайцы не считают зазорным платить по 700 долларов за СПГ или 400 – за газ из Туркмении.

Европейцы же предпочитают экономить и платить 80 долларов за уголь, купленный в Колумбии или России. По приросту угольного импорта в ЕЭС третье место после них занимают США. Таким образом сейчас происходит дегазификация Европы и возвращение ее в угольно-каменный век. При этом европейцам не дает покоя успех США в освоении месторождений сланцевого газа и они завидуют, не понимая, что заселенность и протяженность такой малозаселенной территории в Штатах другие. Основная добыча ведь происходит в не густозаселенном Техасе и практически незаселенной Северной Дакоте, а также в Пенсильвании с ее вековой традицией добычи нефти и газа (оттуда собственно и началось промышленное мировое освоение нефтяных месторождений в 19 веке). Там совершенно другие нормы регулирования, да и вопросы экологии в американском обществе не являются приоритетными. Люди получают прибыль от того, что являются владельцами недр. За возможность получить ренту с добычи они закрывают глаза на противоречивость и рискованность технологий при добыче сланцевого газа. В Европе же собственником земли и ее недр является государство, а люди получают лишь какие-то опосредованные средства от этого, поэтому они более сосредоточены на вопросах экологии и качестве жизни. Плюс плотность населения, застройки, инфраструктуры там другая. То есть европейцам после возвращения к углю не хватает только убить свою экологию сланцевой добычей. Помимо загрязнения грунтовых вод происходит ведь еще и значительные выбросы метана, и он не такой безобидный, как СО2. На ограниченной площади с высокой плотностью населения такие выбросы могут привести и к маленькому Чернобылю. Но в Европе довольно сильное экологическое лобби, поэтому там навряд ли удастся наладить добычу сланцевого газа. Причем против использования угля «зеленые» протестуют меньше, чем против сланцевой добычи, выбросы от использования угля для них, видимо, менее актуальны, чем загрязнение грунтовых вод.

Опубликовано: Центр энергетической экспертизы, 15.11.2013 


Специальный доклад:

Организация внутреннего рынка газа в России: тактика «малых дел»

Аналитическая серия «ТЭК России»:

Государственное регулирование нефтегазового комплекса в 2019 году и перспективы 2020 года
Традиционно мы завершаем год итоговым докладом, обобщающим основные события и тенденции очередного года. 2019 год четко обозначил новую роль нефтегазового комплекса в России. Теперь он не просто главный донор российского бюджета, но прежде всего основная надежда на разгон экономического роста. Государство окончательно сделало в экономической политике ставку на большие проекты в кейнсианском стиле. Идеи улучшения институтов оставлены до лучших времен - на это просто нет времени, нужен быстрый результат.
«Газпром» на фоне внешних и внутренних вызовов
2019 год оказался для «Газпрома» весьма нервным. Внутри компании впервые с 2011 года прошли масштабные кадровые перестановки, затронувшие основные направления деятельности и ставшие продолжением внутренней реструктуризации блока, ответственного за ключевые стройки и систему закупок. На внешнем контуре весь год продолжался «сериал» под названием «будущее транзита через Украину» и закончившийся подписанием контрактов буквально 31 декабря. Его сопровождали яростные битвы вокруг «Турецкого потока» и «Северного потока-2». В итоге первый будет открыт 8 января 2020 года, а второй в самом конце 2019 года попал под американские санкции – пока в нем «дырка» в 160 км по двум ниткам. Зато на восточном векторе совершен серьезный прорыв – заработал газопровод «Сила Сибири».
Фискальная политика в нефтегазовом секторе: жизнь в режиме Википедии
Налоговая система в нефтегазовом комплексе продолжает испытывать радикальные изменения. 2019 год начинался с введения нового налогового режима – налога на дополнительный доход. Этот эксперимент должен был начать перевод нефтяной индустрии на новаторский принцип налогообложения: с прибыли, а не с выручки. Казалось бы, найдена новая магистральная дорога. Однако уже в 2019 году Минфин начал откровенное наступление на НДД. Страх выпадения доходов из бюджета здесь и сейчас гораздо сильнее угрозы обвалить нефтедобычу в среднесрочной перспективе из-за нестимулирюущей инвестиции налоговой системы. Минфину гораздо симпатичнее ускорение налогового маневра, которое приносит в бюджет дополнительные деньги. Нефтегазовые компании отвечают на это частным лоббизмом – попыткой пробить для своих проектов особые условия.
Украинский газовый узел – развязка близка
Меньше месяца остается до «часа X»: в 10 утра 1 января завершают свои действия договоры на транзит газа через Украину, а также на поставку российского газа в эту страну. Российско-украинские переговоры держат в напряжении весь европейский газовый бизнес. Все ждут новой «газовой войны». Есть ли еще шанс договориться? А если нет – справится ли «Газпром» со своими обязательствами по доставке газа в Европу? Блефует ли Россия, уверяя, что новая инфраструктура и газ в подземных хранилищах позволят ей обходиться без украинского транзита уже в ближайшую зиму? И что произойдет в начале 2020 года с самой Украиной? На эти вопросы мы пытаемся ответить в нашем новом докладе.
Цифровизация и ее последствия для нефтегаза: мифы и возможная реальность

Все доклады за: 2016 , 15 , 14 , 13 , 12 , 11 , 10 , 09 , 08 , 07 гг.

PRO-GAS
Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100
О Фонде | Продукты | Услуги | Актуальные комментарии | Книги | Выступления | Клиенты | Цены | Карта cайта | Контакты
Консалтинговые услуги, оценка политических рисков в ТЭК, интересы политических и экономических элит в нефтегазовой отрасли.
Фонд национальной энергетической безопасности © 2007
  Новости ТЭК   Новости российской электроэнергетики