Главная > Актуальные комментарии > ТЭК > Европа возвращается в угольно-каменный век

Европа возвращается в угольно-каменный век

Алексей Гривач, заместитель генерального директора Фонда национальной энергетической безопасности:

Увеличение доли угольных электростанций в генерации электричества в Германии - это следствие недальновидной и противоречивой политики, которая вступила в противоречие со здравым смыслом. В итоге огромные субсидии, которые европейцы, в частности Германия, отправляли на развитие возобновляемых источников энергии (ВИЭ) и на достижения экологического плана последнего времени были лихо девальвированы тем, что вместо наращивания объемов использования природного газа, как более экологичного, вынуждены отапливаться углем.

Если сложить субсидии, вложения и льготы, выделенные для ВИЭ, которые можно наполовину заменить газом, то даже использование в этом случае угля по 80 долларов за тонну было бы невыгодно. С использование природного газа удалось бы достичь и экологических задач, и экономических. 

Оголтелая ставка на ВИЭ в условиях кризиса, когда невозможно поддержать изначальный уровень субсидирования, и уж тем более распространить на все европейское сообщество, которое сильно различается по финансовым возможностям приводит к тому, что даже в Германии приходится заниматься реабилитацией угля и ставить крест на всех предыдущих экологических потугах. Напомню, что цена на уголь обвалилась после того, как американцы перестали его у себя на электростанциях использовать и заменили газом. Китай сейчас тоже занимается увеличением доли газа в энергобалансе, понимая, что экологическая ситуация в стране вышла из-под контроля и за пределы разумного. С началом отопительного сезона в северо-восточных провинциях происходит экологическая катастрофа – смог покрывает города так, что отменяют занятия в школах. Причем ситуация в Европе доходит до абсурда – они демонтируют и продают за бесценок свои газовые станции китайцам, которые интенсивно переходят на газ по выше озвученным причинам. И китайцы не считают зазорным платить по 700 долларов за СПГ или 400 – за газ из Туркмении.

Европейцы же предпочитают экономить и платить 80 долларов за уголь, купленный в Колумбии или России. По приросту угольного импорта в ЕЭС третье место после них занимают США. Таким образом сейчас происходит дегазификация Европы и возвращение ее в угольно-каменный век. При этом европейцам не дает покоя успех США в освоении месторождений сланцевого газа и они завидуют, не понимая, что заселенность и протяженность такой малозаселенной территории в Штатах другие. Основная добыча ведь происходит в не густозаселенном Техасе и практически незаселенной Северной Дакоте, а также в Пенсильвании с ее вековой традицией добычи нефти и газа (оттуда собственно и началось промышленное мировое освоение нефтяных месторождений в 19 веке). Там совершенно другие нормы регулирования, да и вопросы экологии в американском обществе не являются приоритетными. Люди получают прибыль от того, что являются владельцами недр. За возможность получить ренту с добычи они закрывают глаза на противоречивость и рискованность технологий при добыче сланцевого газа. В Европе же собственником земли и ее недр является государство, а люди получают лишь какие-то опосредованные средства от этого, поэтому они более сосредоточены на вопросах экологии и качестве жизни. Плюс плотность населения, застройки, инфраструктуры там другая. То есть европейцам после возвращения к углю не хватает только убить свою экологию сланцевой добычей. Помимо загрязнения грунтовых вод происходит ведь еще и значительные выбросы метана, и он не такой безобидный, как СО2. На ограниченной площади с высокой плотностью населения такие выбросы могут привести и к маленькому Чернобылю. Но в Европе довольно сильное экологическое лобби, поэтому там навряд ли удастся наладить добычу сланцевого газа. Причем против использования угля «зеленые» протестуют меньше, чем против сланцевой добычи, выбросы от использования угля для них, видимо, менее актуальны, чем загрязнение грунтовых вод.

Опубликовано: Центр энергетической экспертизы, 15.11.2013 


Специальный доклад:

Организация внутреннего рынка газа в России: тактика «малых дел»

Аналитическая серия «ТЭК России»:

Государственное регулирование нефтегазового комплекса в 2018 году и перспективы 2019 года
«Газпром» на пути к новой реальности
В поисках лучшего налогового режима для нефтегаза: продолжение фискальных экспериментов
Налоговая тема стала абсолютным хитом 2018 года. Правительство в очередной раз решило переписать правила игры.Основным предлогом стал новый иннаугурационный Указ президента Путина. Выяснилось, что на новые объявленные национальные проекты не хватает около 8 трлн рублей. И кабинет министров недолго думал, где взять эти средства. Речь идет о внедрении новаторской для РФ системы налогообложения, которая позволила бы перейти от налогообложения выручки к налогообложению прибыли. Нефтяные компании годами боролись за это. Однако сегодня они не выглядят довольными, не спеша переходить на новый налоговый режим, а требуя сохранения старых добрых льгот.
Итоги разворота на Восток в нефтегазовом секторе
План поворота на Восток начал реализовываться в нефтегазовом комплексе РФ еще задолго до очередного обострения отношений с Западом. Мотивы у него были самые прагматичные. Потребление нефти и газа в Азии росло, а низкие собственные запасы позволяли уверенно прогнозировать выход азиатских стран на первые места в списке импортеров углеводородов. А вот у России на Востоке как раз есть запасы нефти и газа, которые можно монетизировать. етыре с лишним года жизни под санкциями показали, что и с политической точки зрения поворот на Восток оказался оправдан. Каковы же его реальные результаты?
Новая структура власти и ТЭК: переформатирование системы госуправления отраслью
За майской инаугурацией Путина последовало переформатирование российского правительства, а затем и в целом системы исполнительной власти. На первый взгляд кажется, что изменения носят косметический характер. Не только премьер, но и многие министры сохранили свои посты. Но на самом деле кадровые новации весьма масштабны, и нефтегаза они касаются напрямую. Перестановки еще не закончены – в некоторых министерствах продолжаются активные чистки и структурные изменения. Но основные игроки все же расселись по своим креслам, и можно подвести первые итоги переформатирования системы управления нефтегазовой промышленностью.

Все доклады за: 2016 , 15 , 14 , 13 , 12 , 11 , 10 , 09 , 08 , 07 гг.

PRO-GAS
Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100
О Фонде | Продукты | Услуги | Актуальные комментарии | Книги | Выступления | Клиенты | Цены | Карта cайта | Контакты
Консалтинговые услуги, оценка политических рисков в ТЭК, интересы политических и экономических элит в нефтегазовой отрасли.
Фонд национальной энергетической безопасности © 2007
  Новости ТЭК   Новости российской электроэнергетики