Главная > Актуальные комментарии > ТЭК > Особенности национальной конкуренции

Особенности национальной конкуренции

Среднее предложение сейчас уже приближается по «Роснефти» и по НОВАТЭКу почти к 90 млрд кубометров газа, - сказал на форуме Российского газового общества «Газ России» заместитель министра Кирилл Молодцов. - Идет активная реализация газа на внутреннем рынке крупным промышленным потребителям. И фактически эти компании в ближайшее время начнут конкурировать за поставки газа на внутреннем рынке. Это вызов, вызов для «Газпрома» и для всех компаний». 

Вызов – не то слово. НОВАТЭК за счет вывода на проектную мощность Юрхароовского месторождения и приобретения объемов сухого отбензиненного газа аффилированного через основных акционеров «Сибура» увеличил предложение газа по итогам 9 месяцев 2013 года на 79% или 21,2 млрд кубометров.

Продажи газа НОВАТЭКа за 9 месяцев 2010 и 9 месяцев 2013 года, млрд кубометров

 

 

 

 

Источник: НОВАТЭК, расчеты ФНЭБ

Более того, компания, подконтрольная Леониду Михельсону и Геннадию Тимченко, активно пошла на рынок. Если в 2010 году больше одной трети газа продавалось на скважине, то в текущем году этот объем снизился до 11%.

При этом спрос на газ в России, мягко говоря, не растет. Соответственно, новые объемы, поставляемые НОВАТЭКом, удовлетворяли не новый спрос, а отбирали потребителей у других поставщиков, и прежде всего у «Газпрома».

Вроде бы – вот она, настоящая конкуренция. Но к чему это привело на самом деле? Как известно, цены на газ, добываемый «Газпромом», регулируются государством. Независимые производители могут продавать сырье по свободным ценам. Но поскольку регулируемый сегмент рынка гораздо больше нерегулируемого, цены независимых производителей, так или иначе, всегда были привязаны к расценкам, установленным Федеральной службой по тарифам для газа «Газпрома». До кризиса и в условиях относительно низких цен в стране имелся дефицит газа. И газ независимых продавался в основном с премией к ФСТ, которая варьировалась от 10 до 50% в зависимости от сезона. Но в последние годы наблюдается стагнация или даже некоторое снижение спроса на фоне роста предложения от независимых, включая и НОВАТЭК. Чтобы отбить потребителей у «Газпрома», пришлось давать более благоприятные условия поставок, в том числе скидки к цене ФСТ.

«Газпром» же отказался неконкурентоспособен, но не потому что неуклюжий монополист, а потому что ему законом запрещено продавать газ дешевле, чем установлено государством.

На деле получилось еще более комично. Россия – очень большая страна, а газ в основном добывается в Ямало-Ненецком автономном округе. Расходы на транспортировку и себестоимость поставок растут в прогрессии в зависимости от расстояния. А система регулируемых цен выстроена таким образом, что поставки газа для потребителей, расположенных далеко от регионов добычи, субсидируются за счет сбыта газа для близлежащих потребителей. В результате регионы потребления делятся на высокодоходные для поставщиков (Западная Сибирь и Урал), среднедоходные (Верхнее Поволжье, Нечерноземье), низкодоходные (расположенные на расстоянии более 2500 км от Надым-Пуртазовского района). Наиболее удаленные районы вроде Северного Кавказа или Калининграда – убыточные. Плюс оптовая цена газа для населения, которое в почти в полном объеме снабжается «Газпромом», примерно на 25% ниже, чем для промышленных потребителей. Проще говоря, примерно до Москвы продавать газ выгодно и очень выгодно, а после нее не совсем.

Продажи газа «Газпромом» и НОВАТЭКом в 2013 году

 

 

 

 

Источник: презентация «Газпрома» на форуме «Газ России»

Естественно, независимые производители газа (и прежде всего НОВАТЭК) взялись за крупных промышленных потребителей и электроэнергетиков, расположенных высокодоходных регионах. Дошло до того, что НОВАТЭК стал крупным поставщиком газа на станции «Мосэнерго», которая контролируется «Газпромом». В 2013 году продажи «Газпрома» в высокодоходные регионы составили всего 6% сбыта, а у НОВАТЭКа – 71%. В результате монополист лишился возможности компенсировать потери от продаж в дальние регионы за счет сбыта в ближние. При этом все это преподносится как достижения конкуренции, а не побочный эффект системы регулирования. Ситуация усугубляется еще и тем, что НДПИ на газ «Газпрома» в полтора раза выше, чем для газа, добываемого независимыми.

И вот «Газпром» очнулся, предложив правительству разрешить ему поставлять газ потребителям со скидкой к цене ФСТ. По последнему поручению премьера, речь идет о возможности предоставлять 20-процентный дисконт. Просто чтобы иметь возможность побороться за лучших потребителей. НОВАТЭК же высказался категорически против. В том смысле, что крупнейший поставщик начнет злоупотреблять своим положением и душить независимых, дискриминировать потребителей и так далее. Хотя на самом деле крупные потребители от такой более справедливой конкуренции получат выгоду в виде дополнительной скидки. НОВАТЭК против по одной простой причине – он потеряет деньги. Либо через дополнительную скидку, которая должна быть больше потенциальной газпромовскиой, либо через частичный уход на менее премиальные рынки с менее доходными категориями потребителей, которых сейчас обеспечивает «Газпром».

Автор: Алексей Гривач, заместитель генерального директора ФНЭБ по газовым проектам

Опубликовано: Pro-gas.ru, 29.11.2013


Специальный доклад:

Организация внутреннего рынка газа в России: тактика «малых дел»

Аналитическая серия «ТЭК России»:

Государственное регулирование нефтегазового комплекса в 2018 году и перспективы 2019 года
«Газпром» на пути к новой реальности
В поисках лучшего налогового режима для нефтегаза: продолжение фискальных экспериментов
Налоговая тема стала абсолютным хитом 2018 года. Правительство в очередной раз решило переписать правила игры.Основным предлогом стал новый иннаугурационный Указ президента Путина. Выяснилось, что на новые объявленные национальные проекты не хватает около 8 трлн рублей. И кабинет министров недолго думал, где взять эти средства. Речь идет о внедрении новаторской для РФ системы налогообложения, которая позволила бы перейти от налогообложения выручки к налогообложению прибыли. Нефтяные компании годами боролись за это. Однако сегодня они не выглядят довольными, не спеша переходить на новый налоговый режим, а требуя сохранения старых добрых льгот.
Итоги разворота на Восток в нефтегазовом секторе
План поворота на Восток начал реализовываться в нефтегазовом комплексе РФ еще задолго до очередного обострения отношений с Западом. Мотивы у него были самые прагматичные. Потребление нефти и газа в Азии росло, а низкие собственные запасы позволяли уверенно прогнозировать выход азиатских стран на первые места в списке импортеров углеводородов. А вот у России на Востоке как раз есть запасы нефти и газа, которые можно монетизировать. етыре с лишним года жизни под санкциями показали, что и с политической точки зрения поворот на Восток оказался оправдан. Каковы же его реальные результаты?
Новая структура власти и ТЭК: переформатирование системы госуправления отраслью
За майской инаугурацией Путина последовало переформатирование российского правительства, а затем и в целом системы исполнительной власти. На первый взгляд кажется, что изменения носят косметический характер. Не только премьер, но и многие министры сохранили свои посты. Но на самом деле кадровые новации весьма масштабны, и нефтегаза они касаются напрямую. Перестановки еще не закончены – в некоторых министерствах продолжаются активные чистки и структурные изменения. Но основные игроки все же расселись по своим креслам, и можно подвести первые итоги переформатирования системы управления нефтегазовой промышленностью.

Все доклады за: 2016 , 15 , 14 , 13 , 12 , 11 , 10 , 09 , 08 , 07 гг.

PRO-GAS
Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100
О Фонде | Продукты | Услуги | Актуальные комментарии | Книги | Выступления | Клиенты | Цены | Карта cайта | Контакты
Консалтинговые услуги, оценка политических рисков в ТЭК, интересы политических и экономических элит в нефтегазовой отрасли.
Фонд национальной энергетической безопасности © 2007
  Новости ТЭК   Новости российской электроэнергетики