Главная > Актуальные комментарии > ТЭК > Монополия разжижена

Монополия разжижена

Владимир Путин разрешил экспортировать СПГ «Роснефти», «Зарубежнефти» и НОВАТЭКу

Экспортировать сжиженный природный газ теперь сможет не только «Газпром», но и «Роснефть», «Зарубежнефть» и частный производитель НОВАТЭК. Такой указ подписал президент Владимир Путин. Аналитики отмечают, что для России было бы предпочтительнее, если бы право экспорта СПГ получили и другие частные компании.

Владимир Путин в субботу подписал закон о либерализации экспорта сжиженного природного газа (СПГ). Закон вступил в силу 1 декабря. Ранее правом экспорта СПГ обладал только «Газпром», но по новому закону такую возможность получают «пользователи недр, лицензия которых по состоянию на 1 января 2013 года предусматривает строительство завода по производству СПГ, а также госкомпании, доля участия государства в которых составляет более 50% и являющиеся пользователями участков недр, расположенных в границах внутренних морских вод, территориального моря, континентального шельфа, включая Черное и Азовское моря».

Фактически это означает, что право на зарубежные поставки сжиженного газа, помимо «Газпрома», получают только «Роснефть», «Зарубежнефть» и НОВАТЭК. Эксперты рынка ранее отмечали, что критерии весьма жесткие — за исключением НОВАТЭКа частные компании оказываются лишены возможности экспорта.

Представитель НОВАТЭКа был недоступен для комментариев.По словам представителя «Роснефти», монетизация газовых запасов является одной из стратегических задач компании ( они оцениваются более чем в 6 трлн кубометров, к 2020 году «Роснефть» планирует довести уровень добычи газа до 100 млрд кубов в год)
«Кроме того, колоссальными ресурсами газа (в объеме около 24 трлн.куб.м) располагают лицензионные участки «Роснефти» на шельфе Арктики и на Дальнего Востока, — говорит собеседник «Газеты.Ru». — При современном уровне развития технологий пока единственным возможным способом эффективной реализации шельфовых проектов является производство СПГ».

Ситуацию с доступом к зарубежным рынкам пытался изменить «ЛУКойл», который, по неофициальным данным, лоббировал поправку в закон, отменяющую ограничения по срокам лицензии. Однако поправка не прошла, правительственная комиссия по законопроектной деятельности и правительство ранее одобрили законопроект именно в том виде, в котором его подписал президент.

«ЛУКойл» указывает, что у него нет заинтересованности в поправках в закон об СПГ. По словам представителя компании, у «ЛУКойла» нет проектов по сжижению газа, и они не указаны в стратегии компании на 2012–2021 годы.

«Чем больше компаний, имеющих возможность экспорта СПГ, тем устойчивее сектор в целом, — комментирует аналитик UBS Константин Черепанов. — Осваивается больше месторождений, разные компании работают в разных регионах. Кроме того, выход дополнительных игроков на мировой рынок СПГ позволил бы России в целом увеличить на этом рынке свою долю».

Впрочем, есть и другая точка зрения. По мнению заведующего сектором газовых рынков Института энергетики и финансов Владимира Ревенкова, даже предоставление права экспорта сжиженного газа «Роснефти» и НОВАТЭКу может ослабить позиции России на мировом газовом рынке в целом.

По словам эксперта, потребители выступают единым фронтом, диктуя собственные условия (в первую очередь в части цены). И когда российский газ экспортировал один «Газпром», ему было проще противостоять их давлению. Теперь же у «Газпрома» появятся конкуренты, которые могут предлагать более выгодные условия.

Сам «Газпром» конкуренции не боится. Как ранее заявляла компания, растущие рынки Азиатско-Тихоокеанского региона (АТР) готовы поглотить все поставляемые объемы СПГ. В конце октября, когда законопроект о либерализации экспорта СПГ был одобрен правительством, премьер-министр Дмитрий Медведев говорил, что рынок АТР является особенно перспективным, драйверами развития там выступают Китай и Индия. Глава Минэнерго Александр Новак в свою очередь заявлял, что уже к 2020 году Россия может увеличить свою долю на мировом рынке сжиженного газа с нынешних 4,5 до 10%. На сегодняшний день объемы мировой торговли СПГ, по разным оценкам, составляют 230–250 млн тонн (1 млн тонн сжиженного газа равен примерно 1,38 млрд кубометров), но они будут расти, причем в основном именно за счет АТР.

По данным Международного энергетического агентства, только Китай к 2020 году нарастит потребление газа более чем в два раза. Если в 2011 году КНР потребляла около 130 млрд кубов, то к 2020 году нужды возрастут до 300 млрд кубометров. Причем рост будет продолжаться, и к 2035 году Китаю потребуется уже более 500 млрд кубометров газа в год.

Заместитель главы Фонда национальной энергетической безопасности Алексей Гривач говорит, что прогнозы мирового потребления СПГ предполагают его рост к 2020 году до 450–600 млн тонн. По словам эксперта, доля России на рынке сжиженного газа будет расти, однако глобально ситуация не изменится — Россия останется в первую очередь игроком на рынке трубопроводного газа. «СПГ нужен там, куда нельзя проложить трубы, — напоминает Гривач. — Это как раз такие страны, как, например, Япония. Однако поставки по трубам обходятся дешевле. Кроме того, для поставок СПГ требуется близость к портам».

В связи с этим Гривач обратил внимание на возможные проблемы, связанные с транспортировкой сжиженного газа с проекта «Ямал-СПГ». Дело в том, что поставки оттуда планируются по Северному морскому пути, то есть по морям, которые замерзают на шесть месяцев в году. По словам Гривача, из-за этого у НОВАТЭКа могут возникнуть трудности.

«Роснефть», напротив, отмечает, что хотя трубопроводные поставки пока еще остаются важным инструментом функционирования мирового газового рынка, они часто не могут обеспечить достаточную гибкость для экспортных поставок. «В связи с этим мы можем наблюдать опережающий рост доли СПГ в экспортной торговле. По оценкам большинства экспертов эта тенденция сохранится и в будущем, — говорит представитель госкомпании. — Даже на рынках с хорошо развитой системой газопроводов, таких как Европа, основной прирост спроса на газ будет обеспечиваться в первую очередь за счет СПГ.

Автор: Алексей Топалов

Источник: Газета.RU, 02.12.2013 


Специальный доклад:

Организация внутреннего рынка газа в России: тактика «малых дел»

Аналитическая серия «ТЭК России»:

Климатическая повестка в России в эпоху Трампа
Возвращение в президентское кресло Дональда Трампа дало мощный импульс для климатоскептиков. Энергетические компании заговорили о необходимости сократить инвестиции в ВИЭ и нарастить их в нефтегазовые проекты. Парадоксально, но все эти потрясения не сумели полностью закрыть тему энергоперехода внутри РФ. Да, климатическая повестка уже не так актуальна, но она все еще «в строю». Главная причина в том, что за последние годы она успела обрасти своими лоббистами, которые не хотят ее бросать, по-прежнему рассчитывая на контроль над климатическими финансовыми потоками.
Новые санкционные ограничения, их последствия и способы преодоления
Активизация мирного переговорного процесса между США и РФ очевидна. Многие уже настроили себя на скорое урегулирование конфликта на Украине. Однако это слишком оптимистичный взгляд на вещи. Кроме того, очевидно, что снятие санкций – еще более сложный и долгий процесс. Российские углеводороды - конкуренты нефти и СПГ из США. Было бы наивным считать, что Вашингтон с радостью и оперативно снимет все санкции против российского энергетического сектора. Так что пока все ровно наоборот. Не забудем и о европейском треке. Здесь все еще хуже. Мы видим борьбу с так называемым «теневым» флотом», расширение SDN-листов, ограничение поставок оборудования и трансакций, давление на третьи страны. Все это говорит о том, что нужно не мечтать о снятии санкций, а внимательно анализировать новые рестрикции относительного российского нефтегаза.
«Газпром» и Европа в поисках новой модели работы
«Газпром» и ЕС долгое время оставались важными партнерами. Хотя каждый из них думал о диверсификации покупателей или поставщиков. 2022 год радикально ускорил эти процессы. Но спустя три года после начала СВО можно сделать вывод о том, что и у «Газпрома» не получается быстрый разворот на восток и юг, и ЕС испытывает серьезные перегрузки в энергетике. Что же ждет «Газпром» и европейский газовый рынок? С этим пытается разобраться новый доклад Фонда национальной энергетической безопасности.
Государственное регулирование нефтегазового комплекса и предварительные итоги работы в 2024 году. Перспективы 2025 года
Весной 2024 года в России было сформировано новое правительство. Кресло министра энергетики занял С. Цивилев. Первые полгода работы новой конфигурации госуправления ТЭКом уже позади, что позволяет сделать первые аналитические выводы. Поэтому предварительные производственные итоги 2024 года занимают особое место в нашем исследовании. По уже сложившейся традиции мы анализируем ушедший год сразу в двух исследованиях. Газовая индустрия рассматривается в отдельном докладе. Здесь же наш фокус - на нефтянке. Особая его ценность – в данных нашей собственной расчетной модели динамики нефтяного экспорта.
Северный логистический маршрут: ждать ли прорыва?
Северный морской путь и в целом арктическая тема еще до начала СВО были возведены в разряд государственных приоритетов. Ключевой вопрос: можно ли перевести СМП из области красивых рассуждений о выгодности и стратегической значимости, о возвращении России в Арктику в плоскость реальных прорывов, которые позволят выполнить хотя бы собственные планы исполнительной власти? Стратегическое наполнение у СМП относительно новое, а вот проблемы во многом старые.

Все доклады за: 2021, 20, 19, 18, 17, 16, 15, 14, 13, 12, 11, 10, 09, 08, 07 гг.

PRO-GAS
Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100
О Фонде | Продукты | Услуги | Актуальные комментарии | Книги | Выступления | Цены | Карта cайта | Контакты
Консалтинговые услуги, оценка политических рисков в ТЭК, интересы политических и экономических элит в нефтегазовой отрасли.
Фонд национальной энергетической безопасности © 2007
  Новости ТЭК   Новости российской электроэнергетики