Главная > Актуальные комментарии > ТЭК > Еврокомиссия играет на трубе «Газпрома»

Еврокомиссия играет на трубе «Газпрома»

Еврокомиссия раскритиковала межправительственные соглашения ряда стран с «Газпромом» по строительству газопровода «Южный поток». В ведомстве считают, что условия проекта противоречат законодательству ЕС

На фоне отказа Украины подписать соглашение об ассоциации с Европейским Союзом Еврокомиссия решила выступить на «традиционной» российской плоскости и выступила с критикой проекта газопровода «Южный поток». По словам официального представителя Еврокомиссии Марлен Хольцнер, в двусторонних соглашениях «Газпрома» с правительствами стран, по территории которых пройдет газопровод, не учтены некоторые базовые принципы газового рынка Евросоюза. Как следствие, Еврокомиссия рекомендует пересмотреть двусторонние соглашения европейских стран с российской газовой монополией.

Директор департамента энергорынка Еврокомиссии Клаус-Дитер Борхардт уточнил, к соглашениям каких стран с «Газпромом» у регулятора есть претензии: Болгария, Венгрия, Словения, Хорватия, Австрия и Греция. Примечательно, что претензии есть и к соглашению между российской газовой монополией и Сербией, хотя страна не является членом ЕС.

Идея «Южного потока» родилась еще в докризисные годы, когда экспорт газа в Европу активно рос. Но затем по мере снижения спроса на «голубое топливо» проект, как считают эксперты, принимал все более политический характер. Целью его стало избавиться от зависимости от Украины, как от основной страны-транзитера в Европу. Для этого труба пройдет по дну Черного моря через нейтральные воды от компрессорной станции «Русская» под Анапой до болгарского порта Варна. Далее газопровод пойдет через Сербию, Венгрию, и разделится на две нитки — в Австрию и Италию. Предусмотрены также отводы в Хорватию и Боснию и Герцеговину. Строительство газопровода началось в ноябре прошлого года. 

Основной пункт, против которого выступает Еврокомиссия, — фактический полный операционный контроль «Газпрома» над газопроводом. Такое положение дел противоречит идеям, заложенным в Третий энергопакет (ТЭП). «Речь о доступе третьих сторон. Мы еще раз заявляем, что газопровод должен быть доступен для третьих газовых предприятий», — пояснила Марлен Хольцнер.

Претензии у Еврокомиссии есть и по системе ценообразования. Согласно действующей концепции, цену, которую придется заплатить за использование трубы, определяет сам «Газпром». По европейскому законодательству цену предлагают независимые управляющие, а затем ее должен утвердить профильный регулятор.

«Если же они продолжат продвигаться вперед [без пересмотра соглашений — прим BFM.ru], то, вероятно, последует процедура о нарушении законодательства»,  — резюмировал представитель Еврокомиссии. Марлен Хольцнер подчеркнула, что сам факт начатого строительства газопровода не затрагивает законодательства ЕС.

«Сейчас межправительственные соглашения действительно по законодательству находятся выше, чем требования Еврокомиссии, и регулятор фактически требует пересмотра такого порядка вещей, — рассуждает глава Фонда национальной энергетической безопасности Константин Симонов. — Если такой шаг все же будет сделан, то он станет прецедентом не только для «Газпрома», но и для всей Европы. Получится, что полномочия национальных правительств меньше чем у Еврокомиссии, что наверняка вызовет жесткую критику у целого ряда государств».

«Газпром» уже не первый раз сталкивается со сложностями в Европе из-за введения ТЭП. Представители компании и чиновники российских дипломатических ведомств неоднократно заявляли, что документ направлен именно против России и «Газпрома». 

Но несмотря на неприязнь к ТЭПу, вплоть до последнего времени газовому гиганту удавалось находить компромиссы с европейскими чиновниками. Например, этой осенью «Газпром» договорился о порядке использования немецкого газопровода OPAL. Предполагается, что российский монополист будет использовать трубу лишь наполовину, а свободные объемы будут выставляться на аукцион.

С представителем «Газпрома» связаться не удалось.

Источник: BFM.RU, 06.12.2013


Специальный доклад:

Организация внутреннего рынка газа в России: тактика «малых дел»

Аналитическая серия «ТЭК России»:

Импортозамещение в нефтегазовой отрасли: мифы и реальность
Процесс импортозамещения был по-серьезному запущен после введения санкций 2014 года. Шесть лет – солидный срок, чтобы подвести предварительные итоги. С одной стороны, цифры не такие уж плохие – отрасль зависит от импорта уже меньше чем наполовину. С другой – это «средняя температура по больнице». И еще вопрос, что же считать именно российским оборудованием, с учетом активного использования иностранных комплектующих и особенно программного обеспечения. Видны примеры действительно успешного импортозамещения – но есть и не менее очевидные провалы.
Энергетический переход и «зеленая повестка» в России: мода или суровая реальность?
Авария на «Дружбе»: основные последствия
Авария на нефтепроводе «Дружба» стала главным «хитом» 2019 года в российской нефтянке. Прошел уже год, а внятного ответа на вопрос, что же произошло, так и не получено. А ведь под удар была поставлена репутация России как надежного поставщика нефти. Нефть с хлорорганикой попала в Белоруссию, в Венгрию, Польшу, Германию, Украину, другие страны. Авария привела к грандиозному международному скандалу. И это в тот момент, когда стало очевидным нарастание конкуренции на мировом рынке.
Новая сделка ОПЕК+ и будущее нефтяного бизнеса в РФ
Государственное регулирование нефтегазового комплекса в 2019 году и перспективы 2020 года
Традиционно мы завершаем год итоговым докладом, обобщающим основные события и тенденции прошедшего года. 2019 год четко обозначил новую роль нефтегазового комплекса в России. Теперь это не просто главный донор российского бюджета, но прежде всего основная надежда на разгон экономического роста. Государство окончательно сделало в экономической политике ставку на большие проекты в кейнсианском стиле. Идеи улучшения институтов оставлены до лучших времен - на это просто нет времени, нужен быстрый результат.

Все доклады за: 2016 , 15 , 14 , 13 , 12 , 11 , 10 , 09 , 08 , 07 гг.

PRO-GAS
Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100
О Фонде | Продукты | Услуги | Актуальные комментарии | Книги | Выступления | Клиенты | Цены | Карта cайта | Контакты
Консалтинговые услуги, оценка политических рисков в ТЭК, интересы политических и экономических элит в нефтегазовой отрасли.
Фонд национальной энергетической безопасности © 2007
  Новости ТЭК   Новости российской электроэнергетики