Главная > Актуальные комментарии > Рейтинг событий месяца > Топ-лист событий за декабрь 2013 г.

Топ-лист событий за декабрь 2013 г.

Фонд национальной энергетической безопасности предлагает Вашему вниманию топ-лист 10 наиболее значимых событий в отрасли за декабрь 2013 г. и готов прокомментировать свой выбор подробнее.

  1. Освобождение Михаила Ходорковского

    Это закрывает «дело ЮКОСа», поскольку Ходорковский публично отказался от борьбы за свои бывшие активы. Думается, это и было важнейшим условием его освобождения. Ведь если бы он вышел из тюрьмы по истечение срока заключения, тогда легитимность его действий намного бы повысилась. А поскольку он подписал прошение о помиловании и публично от борьбы отказался, фактически получается, что Владимиру Путину удалось разменять свободу Ходорковского на собственность. И подчеркнуто аккуратное отношение экс-владельца ЮКОСа к Путину лишний раз доказывает этот вывод.

  2. Выступление Владимира Путина с Посланием к Федеральному Собранию и тезис об оффшорах

    Здесь возникает вопрос: насколько искренней будет эта политика? Безусловно, вопрос касается всего нефтегазового комплекса, трейдинговый бизнес сидит в оффшорах. Да и пример, кстати, был приведен из нефтегазовой отрасли – поглощение ТНК-ВР. Но ведь сам Путин прекрасно знал о той схеме, которая применялась при поглощении ТНК-ВР. Наверняка Игорь Сечин докладывал о всех нюансах этой истории. В 2012 г. в Послании также фигурировал тезис о деоффшоризации, но за год мало что изменилось. Даже наоборот, значительная часть активов проследовала в оффшорном направлении. Подождем первых реальных шагов.

  3. Пресс-конференция Владимира Путина и слова о том, что национализация нефтяной промышленности нам не нужна

    Это показывает, что слухи о создании единой нефтяной компании, этакого Министерства нефти, преувеличены. Логика Путина совершенно иная. Он активно помогает частным собственникам, близким к нему. Ярким примером, скажем, является компания НОВАТЭК. В этом плане, скажем, история НОВАТЭК более вписывается в стратегию видения Путиным будущего нефтегазовой промышленности с точки зрения собственности, чем создание какого-то искусственного монстра.

  4. Вступление в силу закона о либерализации экспорта СПГ

    Поправки в законодательство прошли Думу и с 1 декабря заработали, но при этом надо сказать, что по большому счету ничего в стране не поменялось: отрасль не проснулась в новой стране. «Ямал СПГ» и так мог самостоятельно экспортировать газ, а сахалинский проект – Сахалин-1 – вообще не попадает под действие закона как СРП-проект. Так что здесь интрига в том, что наверняка НОВАТЭК и «Роснефть» заявят идею о либерализации трубопроводного экспорта. Да, собственно, в декабре так и произошло: близкие к НОВАТЭК эксперты уже начали пробрасывать эту идею.

  5. Финальное инвестиционное решение по «Ямал СПГ»

    Тоже очень показательное событие. Мы видим, что «Ямал СПГ» развивается фантастическими темпами. Ведь эти решения приняты не потому, что закон приняли, а потому, что давно уже все к этому шло, и проект успешно продает долю иностранцам. Так что тут пока и без выше упомянутого закона все у проекта было в порядке, тем более что государство оказывает этому проекту помощь гораздо большую, чем поддержку ряду государственных проектов: это и льготный налоговый режим, и готовность инвестировать в инфраструктуру и в ледокольный флот, который будет этим проектом использоваться. Т.е. в общем-то этот проект получил от государства режим максимального благоприятствования, при том что, не забывайте, это проект частных компаний.

  6. Сделка с Украиной

    Понятно, что у президента России есть политические цели и эти цели реализуются через компанию «Газпром», но все равно возникает вопрос: ведь эти 15 млрд долларов и скидку на газ Путин, наверное, дал не просто так? Отсюда и наша идея о том, что скорее всего Виктор Янукович подписал какие-то еще бумаги, которые сейчас по политическим мотивам не оглашаются. Не исключено, что все-таки «Газпром» получит в собственность газотранспортную систему, что, конечно же, актуализирует вопрос о «Южном потоке», о его необходимости и объеме.

  7. Коррекция инвестпрограмм «Газпрома»

    Все-таки «Газпром» пошел на сокращение инвестиционной программы, и Дмитрий Медведев, который в октябре говорил, что этого не допустит, теперь согласился с этим решением. А что делать? Отказ от роста тарифов означает, конечно, что наращивать инвестиции «Газпром» уже не сможет, и компании приходится жить в условиях роста налоговой нагрузки. А поставщикам приходится учиться жить в условиях сокращения его инвестиционной программы.

  8. Борьба за сахалинскую трубу

    «Газпром» отказывается пускать газ с «Сахалина-1» в трубу, а «Сахалин-1» хотел бы использовать эту трубу, которая идет на единственный СПГ-завод в Корсакове, для того, чтобы поставлять газ на свой строящийся СПГ-завод. Здесь не новая история, к сожалению, для современной России. Две госкомпании имеют свои интересы, при этом «Роснефть» вообще могла бы использовать инфраструктуру этого СПГ-завода на Корсакове, но упорно намерена строить свой завод все по тем же причинам. При этом позиция очень любопытна: мы будем строить свой завод, а трубу дайте вашу. Думаем, что там на Сахалине два гиганта еще сойдутся не в одной схватке, так что ждем дальнейших новостей.

  9. Запуск добычи на Приразломном месторождении

    Несмотря на то, что проект завис на многие годы, добыча началась, Россия обозначила свое присутствие в Арктике. Будущее покажет, что будет с этим проектом. Кстати, запуск добычи прошел очень спокойно, гораздо больше внимания привлекли выходящие из тюрьмы экологи Гринпис, которые предпочли спешно покинуть Россию. Вряд ли они вернутся на платформу.

  10. Продолжение переговоров ЕС и РФ по вопросу антимонопольного преследования

    Появились слухи, что ЕС готов смягчить свою позицию. Это момент позитивный. Европейцы, видимо, купили калькулятор и начали просчитывать последствия своей энергетической политики. Отказ от российского газа подводит Европу под серьезный удар, и ЕС это может прочувствовать уже в ближайшее время, когда начнутся холода.

 


Специальный доклад:

Организация внутреннего рынка газа в России: тактика «малых дел»

Аналитическая серия «ТЭК России»:

Российская нефтяная индустрия: жизнь под ценовым потолком
Уже почти полтора года российская нефтяная индустрия живет в условиях жесточайших санкций. Ключевыми из которых стало эмбарго на морские поставки нефти и нефтепродуктов в ЕС и страны G7, а также механизм price cap. Они заработали с конца 2022 года. За более чем 8 месяцев функционирования этих ограничений можно подвести предварительные итоги того, насколько успешно наши нефтяники справляются с этим вызовом. И как он сказался на объеме экспорта и на ценах.
Зеленая повестка в России в период жесткого конфликта с Западом
После февраля 2022 года зелёная повестка была радикально переписана. Западные компании стали массово уходить из России, экономические отношения с Западом были радикально сокращены, а российскую экономику стали выпихивать из глобального экономического пространства, обкладывая масштабными санкциями. Все это было, мягко говоря, не лучшим фоном для рассуждений о ESG. Тем более что в экономике на первое место вышли задачи выживания и сохранения устойчивости под беспрецедентным давлением. Однако уже с конца 2022 года стали очевидны попытки реанимировать ESG-повестку. Настойчиво проводится мысль, что она актуальна для России вне зависимости от внешнеполитической конъюнктуры. Если раньше зеленый поворот рассматривался как возможность привлечь в Россию западных инвесторов и их технологические решения, то теперь говорится о кейнсианской ставке на собственное производство.
Перспективы российской СПГ-индустрии
Европейские санкции и политика Брюсселя по отказу от российских энергоносителей, взрывы балтийских газопроводов заперли в России солидный объем трубопроводного газа, который нельзя оперативно направить на альтернативные рынки. Это вроде бы является сильным аргументом в пользу развития производства СПГ в России. Новый доклад ФНЭБ дает ответ на вопрос о том, какую часть планов по резкому росту производства СПГ в России можно считать реалистичной.
Российская энергетика и Запад через год после начала украинского конфликта: остались ли связи?
Большая политика является рамкой энергетических отношений. Но непосредственно энергетические проекты и сделки осуществляются на корпоративном уровне. Именно компании формируют те нити, которые связывают страны в энергетическом бизнесе. Поэтому важно провести анализ отношений межу РФ и Западом в разрезе корпораций. И пока концерны из «коллективного Запада» остаются в России, еще есть варианты с продолжением сотрудничества. Которое все еще приносит России бюджетные доходы и рынки сбыта.
Государственное регулирование нефтегазового комплекса в 2022 году и перспективы 2023 года
2022 год оказался тяжелейшим для нефтегазовой индустрии России. После 24 февраля на нее обрушились жесточайшие санкции. При этом их влияние оказалось довольно разным. В 2023 год отрасль входит с тревогой. Готовится эмбарго на нефтепродукты. ЕС намерен продолжать сокращение закупок российского газа, что неизбежно скажется на выручке. Запуск новых СПГ-заводов оказывается под вопросом из-за технологических санкций. Отдельная тема – что происходит с зеленой повесткой. Имеет ли смысл сейчас продолжать настаивать на ускоренном энергопереходе в России – большой вопрос.

Все доклады за: 2021, 20, 19, 18, 17, 16, 15, 14, 13, 12, 11, 10, 09, 08, 07 гг.

PRO-GAS
Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100
О Фонде | Продукты | Услуги | Актуальные комментарии | Книги | Выступления | Клиенты | Цены | Карта cайта | Контакты
Консалтинговые услуги, оценка политических рисков в ТЭК, интересы политических и экономических элит в нефтегазовой отрасли.
Фонд национальной энергетической безопасности © 2007
  Новости ТЭК   Новости российской электроэнергетики