Главная > Актуальные комментарии > ТЭК > Саммит Россия — ЕС в Брюсселе пройдет без фиксированной повестки

Саммит Россия — ЕС в Брюсселе пройдет без фиксированной повестки

Отношения между Россией и Евросоюзом зашли в тупик. Саммит Россия — ЕС, который состоится 28 января в Брюсселе, пройдет в сокращенном формате, без фиксированной повестки и подписания итоговых документов. Главные разногласия сторон связаны с вопросом об интеграции Украины, визовым вопросом, который не удается решить уже десять лет, и исками по газовым контрактам.

З2-й саммит Россия — Евросоюз, который состоится 28 января в Брюсселе, станет самым проблемным за всю историю отношений России с европейскими партнерами. Саммиты Россия — ЕС проходят дважды в год: в первой половине года на территории России, во второй половине года — на территории ЕС. Россия принимала руководство ЕС в Екатеринбурге в июне 2013 года, а вот с ответным визитом к европейским коллегам вышла заминка. Запланированная на декабрь 2013 года встреча по предложению руководства ЕС была перенесена на конец января этого года.

«Коллеги в Брюсселе обосновали перенос даты занятостью», — пояснил на брифинге в пятницу помощник президента России по вопросам внешней политики Юрий Ушаков.

Переносом даты изменения в устоявшемся формате саммита не ограничились. Брюссель предложил сократить встречи с двух до одного дня и отменить традиционный ужин с президентом Владимиром Путиным.

В конце концов договорились, что пленарного заседания с ключевыми министрами и комиссарами ЕС не будет. Но состоятся переговоры Путина и лидеров ЕС, затем деловой завтрак в том же составе и выход к прессе.

Урезан до минимума и состав участников. Председатель Европейского совета Херман ван Ромпёй, председатель Еврокомиссии Жозе Мануэл Баррозу, верховный представитель ЕС по вопросам дипломатии и безопасности Кэтрин Эштон — со стороны ЕС. Со стороны России кроме Путина — вице-премьер Игорь Шувалов, министр иностранных дел Сергей Лавров, два-три помощника президента.

Еще один неприятный сюрприз: переговоры и деловой завтрак пройдут без фиксированной повестки, уточнил Ушаков. Подписание итоговых документов также не запланировано. Но каждая из сторон будет вправе вынести на обсуждение любую проблему.

Отвечая на вопрос «Газеты.Ru», действительно ли взаимоотношения России и ЕС зашли в тупик, Ушаков дипломатично ответил, что настало время обсудить в узком составе и в неформальной обстановке, «где мы находимся, что волнует каждого из участников встречи».

«Мы считаем, что назрела необходимость откровенного и обстоятельного разговора по всему спектру проблем, в том числе о совместном видении перспектив отношений Россия — ЕС. Мы убеждены, что потенциал взаимодействия используется не полностью, имеются значительные резервы», — сказал Ушаков, комментируя предстоящий визит Путина в Брюссель.

На развалинах СССР

Программа ЕС «Восточное партнерство» направлена на интеграцию с Евросоюзом шести стран бывшего СССР: Украины, Молдавии, Азербайджана, Армении, Грузии и Белоруссии.

По его мнению, лидеры ЕС и России могут затронуть тему интеграции Украины, ставшую причиной народных волнений. «Наверное, тема «Восточного партнерства» неизбежно будет обсуждаться, и, наверное, в той или иной степени украинская тематика тоже», — считает Ушаков. Но подготовка совместной программы по урегулированию ситуации на Украине не запланирована.

Проблема самоопределения Украины не единственная из сложностей, которые могут быть затронуты на саммите. Ушаков предложил рассматривать ситуацию в Киеве в контексте всего интеграционного процесса, который идет сейчас в Европе и на постсоветском пространстве. «Обе интеграционные модели — европейская и евразийская — построены на схожих принципах, опираются на нормы ВТО, и мы считаем, что это два взаимодополняющих, а не взаимоисключающих проекта», — сообщил помощник президента.

Охлаждению взаимоотношений, кроме обострения противостояния оппозиции и властей на Украине, способствовали еще как минимум две проблемы: споры вокруг газовых контрактов и несостоявшаяся отмена визового режима между Россией и ЕС. Переговоры по поводу свободного въезда россиян в шенгенскую зону ведутся более десяти лет. Россия не раз заявляла, что выполнила все условия «дорожной карты» по отмене визового режима. Но Евросоюз блокирует открытие границ из-за опасений роста нелегальной миграции.

«Опасения небеспочвенны, учитывая, что Россия открыла границы в рамках Таможенного союза и имеет 10-миллионную армию полулегальных мигрантов из республик Средней Азии, которые хлынут в Европу», — говорит эксперт Русской школы управления Петр Травинский.

По его словам, ЕС не против отмены виз для россиян, но опасается, что по российским паспортам в Европу устремятся на заработки таджики, казахи, киргизы, а также жители кавказских регионов России. «Когда ЕС выдвигает требование снизить коррупцию, это означает, что ЕС опасается, что граждане из азиатских республик будут покупать российские паспорта. Например, из 500 тыс. киргизов, работающих на территории России, 300 тыс. уже обзавелись российскими паспортами», — говорит Травинский.

Кроме того, у ЕС есть претензии к соблюдению прав человека в России. Об этом в прошлые выходные заявила комиссар ЕС Сесилия Мальстрем после встречи с министром юстиции России Александром Коноваловым. Представитель ЕС негативно оценила принятый Госдумой закон об иностранных агентах и о запрете гей-пропаганды.

Путин тем не менее не теряет надежды договориться с Евросоюзом о безвизовом режиме или хотя бы о смягчении действующих правил для пересекающих границы ЕС. Европа же ввела безвизовый режим со многими странами Латинской Америки, где криминальная обстановка не лучше, а иногда и хуже, чем в России.

«Где Латинская Америка, а где Европа? Если посмотреть на Россию и Европу, это, по-моему, совсем рядом. Мне кажется, нужно договориться о безвизовом режиме в целом. А о каких-то исключениях, ну, наверное, про какие-то отдельные мероприятия можно будет поговорить», — сказал Путин 19 января в интервью российским и зарубежным телеканалам.

Наконец, разногласия касаются проблемы применения так называемого третьего энергопакета в рамках строительства газопровода «Южный поток», а также антимонопольного расследования Еврокомиссии в отношении «Газпрома». В конце прошлого года Минэнерго России получило официальное письмо от Еврокомиссии о необходимости пересмотра договоров, заключенных со странами-транзитерами для строительства «Южного потока». Еврокомиссия считает, что двусторонние соглашения, касающиеся этого газопровода, с Австрией, Болгарией, Венгрией, Грецией, Словенией, Хорватией и Сербией нарушают законодательство ЕС.

Прорыв в решении этой проблемы невозможен, уверен Алексей Гривач, заместитель гендиректора Фонда национальной энергетической безопасности. «Европейская комиссия пытается на ходу поменять долгосрочные обязательства, принятые в рамках двусторонних договоров. Но Еврокомиссия сейчас не в том положении, чтобы диктовать условия, учитывая, что «Газпром» является самым надежным поставщиком газа в Европу и восполняет дефицит газа, образовавшийся из-за нестабильной работы других поставщиков», — говорит Гривач.

Россия возглавляет список стран — поставщиков природного газа в Евросоюз и обеспечивает 44% его импорта.

Межправительственные соглашения стран — участниц проекта «Южный поток» не будут отменены или пересмотрены, заявил в пятницу постпред РФ при Евросоюзе Владимир Чижов.

Автор: Рустем Фаляхов

Источник: Газета.RU, 27.01.2014


Специальный доклад:

Организация внутреннего рынка газа в России: тактика «малых дел»

Аналитическая серия «ТЭК России»:

Последние санкционные решения Запада и их влияние на российский нефтегаз
Государственное регулирование нефтегазового комплекса в 2023 году и перспективы 2024 года
«Газпром» в период изгнания с европейского рынка. Возможное развитие газового рынка в России в условиях экспортных ограничений
Новая логистика российского нефтяного бизнеса
Новая энергетическая стратегия России: версия бумажная и фактическая
Энергостратегию до 2050 года (ЭС-2050) первоначально хотели утвердить до 15 сентября 2022 года. Однако и в декабре 2023 года она еще только обсуждается. И рабочая версия ЭС-2050 пока публично не предъявлена. С одной стороны, это наглядно показывает отношение к стратегическим документам в области энергетики. Получается, что отрасль в целом справляется с беспрецедентным санкционным давлением и без официальных стратегий. С другой стороны, российский нефтегаз столкнулся с действительно серьезными вызовами, к которым нельзя относиться легкомысленно. И оперативные проблемы являются отражением и долгосрочных угроз.

Все доклады за: 2021, 20, 19, 18, 17, 16, 15, 14, 13, 12, 11, 10, 09, 08, 07 гг.

PRO-GAS
Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100
О Фонде | Продукты | Услуги | Актуальные комментарии | Книги | Выступления | Клиенты | Цены | Карта cайта | Контакты
Консалтинговые услуги, оценка политических рисков в ТЭК, интересы политических и экономических элит в нефтегазовой отрасли.
Фонд национальной энергетической безопасности © 2007
  Новости ТЭК   Новости российской электроэнергетики