Главная > Актуальные комментарии > ТЭК > Отмена монополии на экспорт СПГ была первым шагом к полной либерализации экспорта газа

Отмена монополии на экспорт СПГ была первым шагом к полной либерализации экспорта газа

Игорь Юшков, ведущий аналитик Фонда национальной энергетической безопасности:

В настоящее время в газовой отрасли независимые производители избирают различную стратегию. Одни развивают сотрудничество с Газпромом, другие атакуют позиции концерна. К первым относится Лукойл, с которым Газпром готовится подписать новое соглашение о сотрудничестве в газовой сфере. Лукойл будет продавать весь добываемый в России газ Газпрому по приемлемой цене. В ответ на гарантии рынка сбыта Лукойл не будет предлагать реформировать газовую отрасль.

Вторая группа независимых производителей являются сторонниками либерализации в газовой отрасли. К таковым относятся Роснефть и НОВАТЭК. Они уже сумели пролоббировать отмену монополию Газпрома на экспорт СПГ. Причем история с либерализацией экспорта СПГ крайне показательна. В результате предновогодних изменений в законодательстве, право экспорта СПГ, помимо Газпрома, получили только два проекта: «Ямал СПГ» компании НОВАТЭК и «Дальневосточный СПГ» Роснефти.

О либерализации экспорта СПГ здесь речи не идет сразу по двум причинам. Во-первых, НОВАТЭК и Роснефть будучи инициаторами поправок в законодательство, исключили возможность экспорта СПГ для других компаний. Во-вторых, «Ямал СПГ» и «Дальневосточный СПГ» и без реформы имели право экспортировать газ. НОВАТЭК еще на старте ямальского проекта подписал агентское соглашение с «Газпром экспортом», по которому структура концерна за небольшую плату оформляла экспорт СПГ, оставляя право распоряжения поставками акционерам «Ямала СПГ». «Дальневосточный СПГ» как минимум на первом этапе своего существования будет использовать газ «Сахалина-1». Этот проект работает на условиях СРП, подписанного в 1995 году и вступившего в силу в 1996 году. В статье 2 ФЗ «Об экспорте газа» с момента принятия данного закона в 2006 году, было сказано, что настоящий закон, а значит и экспортная монополия Газпрома не распространяется на ранее подписанные СРП. Получается, что экспортная монополия Газпрома в сфере СПГ не мешала реализовать проекты «Ямал СПГ» и «Владивосток СПГ».

Активность НОВАТЭКа и Роснефти в лоббировании либерализации экспорта СПГ можно объяснить только желанием провести кардинальную реформу всей газовой отрасли. Отмена монополии на экспорт СПГ была первым шагом к полной либерализации экспорта газа. Отмена экспортной монополии Газпрома приведет к необходимости реорганизации концерна, так как теряется смысл его существования как основного субъекта отрасли с естественномонопольными функциями. Идея реформирования Газпрома уже содержится в проекте новой энергетической стратегии. Вероятно, что информация о подготовленных Роснефтью предложениях относительно отмены экспортной монополии Газпрома на трубопроводный газ является правдой. Интересны и подробности этих материалов, опубликованные в СМИ. Первый этап предполагает выравнивание российских и европейских цен на газ. Это приведет к увеличению прибыли всех газовых компаний, в том числе Роснефти и НОВАТЭКа, как крупнейших независимых производителей. Однако политические риски таких изменений слишком высоки. Вряд ли Владимир Путин пойдет на такой шаг. Ведь это приведет к социальному взрыву из-за роста стоимости большинства товаров и услуг. Еще одной мерой предполагается провести пилотный проект по допуску независимых производителей к экспортному газопроводу. Сомневаюсь, что Роснефть намерена предложить в качестве участника такого проекта «Сургутнефтегаз» или НОВАТЭК.

В краткосрочной перспективе отмена экспортной монополии Газпрома вряд ли возможна. Эта реформа приведет к реструктуризации концерна, выделению из него транспортной составляющей (газотранспортной системы) и приватизацию добычных активов. Столь масштабные изменения приведут к изменению баланса сил политических группировок, что противоречит выстроенной системе сдержек и противовесов. Еще более веским препятствием является возможное сокращение прибыли бюджета. В случае либерализации экспорта трубопроводного газа российские компании станут конкурировать друг с другом на европейском рынке, что приведет к снижению стоимости газа. Падение цен сократит поступлению в бюджет. Владимир Путин вряд ли согласится на подобный сценарий в условиях ухудшающейся экономической ситуации.  Лоббисты отмены экспортной монополии будут убеждать руководство страны в том, что возможно разделить рынки газа между компаниями и исключить конкуренцию, но в реальности это невозможно. 

Источник: Центр энергетической экспертизы, 31.01.2014


Аналитическая серия «ТЭК России»:

Государственное регулирование нефтегазового комплекса в 2017 году и перспективы 2018 года
«Газпром» на внутреннем и внешнем рынках газа: как поделить газовый «пирог»
Положение «Газпрома» весьма противоречиво. С одной стороны, после нескольких лет сокращения добычи из-за обострения конкуренции на внутреннем рынке и негативных тенденций на рынках внешних «Газпром» вновь наращивает производство газа. И ставит рекорд за рекордом на европейском рынке, покрывая дополнительный спрос. Атаки независимых производителей, требующих реформирования отрасли или хотя бы их допуска к трубопроводному экспорту, были в очередной раз отбиты. Компания получила некоторую передышку. С другой стороны, политическое сопротивление «Газпрому» в Европе только усиливается. Разворачивается финальная схватка за позиции на европейском рынке в будущем. Оппоненты бросают все силы на то, чтобы остановить или затормозить строительство «Северного потока - 2». Да и внутренние производители газа сдаваться не намерены. Кроме того, серьезно ухудшилось финансовое положение «Газпрома».
Российский нефтегаз в 2025 году: картина будущего
Все мы хотим знать, что ждет нефтегазовую промышленность в ближайшие годы. Известны два основных подхода к будущему, в том числе и будущему нефтегазовой промышленности. Первый – попытаться понять, что же ждет отрасль впереди исходя из текущих трендов. Второй - заняться конструированием этого самого будущего. Начертать план, которому нужно следовать, чтобы избежать проблем и минимизировать риски. Новый доклад ФНЭБ позволит понять, у каких развилок стоит отрасль и по какому пути нефтегазовую промышленность пытаются провести.
Фискальные новации: от налогового маневра к новым экспериментам
Нефтехимия и газохимия: непростой путь к высоким переделам

Все доклады за: 2016 , 15 , 14 , 13 , 12 , 11 , 10 , 09 , 08 , 07 гг.

Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100
О Фонде | Продукты | Услуги | Актуальные комментарии | Книги | Выступления | Клиенты | Цены | Карта cайта | Контакты
Консалтинговые услуги, оценка политических рисков в ТЭК, интересы политических и экономических элит в нефтегазовой отрасли.
Фонд национальной энергетической безопасности © 2007
  Новости ТЭК   Новости российской электроэнергетики