Главная > Актуальные комментарии > ТЭК > Отмена монополии на экспорт СПГ была первым шагом к полной либерализации экспорта газа

Отмена монополии на экспорт СПГ была первым шагом к полной либерализации экспорта газа

Игорь Юшков, ведущий аналитик Фонда национальной энергетической безопасности:

В настоящее время в газовой отрасли независимые производители избирают различную стратегию. Одни развивают сотрудничество с Газпромом, другие атакуют позиции концерна. К первым относится Лукойл, с которым Газпром готовится подписать новое соглашение о сотрудничестве в газовой сфере. Лукойл будет продавать весь добываемый в России газ Газпрому по приемлемой цене. В ответ на гарантии рынка сбыта Лукойл не будет предлагать реформировать газовую отрасль.

Вторая группа независимых производителей являются сторонниками либерализации в газовой отрасли. К таковым относятся Роснефть и НОВАТЭК. Они уже сумели пролоббировать отмену монополию Газпрома на экспорт СПГ. Причем история с либерализацией экспорта СПГ крайне показательна. В результате предновогодних изменений в законодательстве, право экспорта СПГ, помимо Газпрома, получили только два проекта: «Ямал СПГ» компании НОВАТЭК и «Дальневосточный СПГ» Роснефти.

О либерализации экспорта СПГ здесь речи не идет сразу по двум причинам. Во-первых, НОВАТЭК и Роснефть будучи инициаторами поправок в законодательство, исключили возможность экспорта СПГ для других компаний. Во-вторых, «Ямал СПГ» и «Дальневосточный СПГ» и без реформы имели право экспортировать газ. НОВАТЭК еще на старте ямальского проекта подписал агентское соглашение с «Газпром экспортом», по которому структура концерна за небольшую плату оформляла экспорт СПГ, оставляя право распоряжения поставками акционерам «Ямала СПГ». «Дальневосточный СПГ» как минимум на первом этапе своего существования будет использовать газ «Сахалина-1». Этот проект работает на условиях СРП, подписанного в 1995 году и вступившего в силу в 1996 году. В статье 2 ФЗ «Об экспорте газа» с момента принятия данного закона в 2006 году, было сказано, что настоящий закон, а значит и экспортная монополия Газпрома не распространяется на ранее подписанные СРП. Получается, что экспортная монополия Газпрома в сфере СПГ не мешала реализовать проекты «Ямал СПГ» и «Владивосток СПГ».

Активность НОВАТЭКа и Роснефти в лоббировании либерализации экспорта СПГ можно объяснить только желанием провести кардинальную реформу всей газовой отрасли. Отмена монополии на экспорт СПГ была первым шагом к полной либерализации экспорта газа. Отмена экспортной монополии Газпрома приведет к необходимости реорганизации концерна, так как теряется смысл его существования как основного субъекта отрасли с естественномонопольными функциями. Идея реформирования Газпрома уже содержится в проекте новой энергетической стратегии. Вероятно, что информация о подготовленных Роснефтью предложениях относительно отмены экспортной монополии Газпрома на трубопроводный газ является правдой. Интересны и подробности этих материалов, опубликованные в СМИ. Первый этап предполагает выравнивание российских и европейских цен на газ. Это приведет к увеличению прибыли всех газовых компаний, в том числе Роснефти и НОВАТЭКа, как крупнейших независимых производителей. Однако политические риски таких изменений слишком высоки. Вряд ли Владимир Путин пойдет на такой шаг. Ведь это приведет к социальному взрыву из-за роста стоимости большинства товаров и услуг. Еще одной мерой предполагается провести пилотный проект по допуску независимых производителей к экспортному газопроводу. Сомневаюсь, что Роснефть намерена предложить в качестве участника такого проекта «Сургутнефтегаз» или НОВАТЭК.

В краткосрочной перспективе отмена экспортной монополии Газпрома вряд ли возможна. Эта реформа приведет к реструктуризации концерна, выделению из него транспортной составляющей (газотранспортной системы) и приватизацию добычных активов. Столь масштабные изменения приведут к изменению баланса сил политических группировок, что противоречит выстроенной системе сдержек и противовесов. Еще более веским препятствием является возможное сокращение прибыли бюджета. В случае либерализации экспорта трубопроводного газа российские компании станут конкурировать друг с другом на европейском рынке, что приведет к снижению стоимости газа. Падение цен сократит поступлению в бюджет. Владимир Путин вряд ли согласится на подобный сценарий в условиях ухудшающейся экономической ситуации.  Лоббисты отмены экспортной монополии будут убеждать руководство страны в том, что возможно разделить рынки газа между компаниями и исключить конкуренцию, но в реальности это невозможно. 

Источник: Центр энергетической экспертизы, 31.01.2014


Аналитическая серия «ТЭК России»:

Новая структура власти и ТЭК: переформатирование системы госуправления отраслью
За майской инаугурацией Путина последовало переформатирование российского правительства, а затем и в целом системы исполнительной власти. На первый взгляд кажется, что изменения носят косметический характер. Не только премьер, но и многие министры сохранили свои посты. Но на самом деле кадровые новации весьма масштабны, и нефтегаза они касаются напрямую. Перестановки еще не закончены – в некоторых министерствах продолжаются активные чистки и структурные изменения. Но основные игроки все же расселись по своим креслам, и можно подвести первые итоги переформатирования системы управления нефтегазовой промышленностью.
Мировой рынок нефти: к каким ценам готовиться?
Санкции в отношении российского нефтегаза: кольцо сжимается
Американский сланец: жизнь в эпоху Трампа
Новый американский президент четко обозначил свои приоритеты в области энергетики, назвав ВИЭ пустой тратой денег и открыто сделав ставку на углеводороды. Это отличная новость для американских сланцевых компаний, как и существенный рост нефтяных цен на мировом рынке в 2017 и особенно в начале 2018 годов. Всем интересно, сколько нефти США на самом деле способны добывать. А ведь есть еще тема сланцевого газа. Соединенные Штаты слишком агрессивно рекламируют резкий рост производства СПГ, что невозможно без существенного увеличения добычи газа – опять же сланцевого.
Государственное регулирование нефтегазового комплекса в 2017 году и перспективы 2018 года

Все доклады за: 2016 , 15 , 14 , 13 , 12 , 11 , 10 , 09 , 08 , 07 гг.

PRO-GAS
Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100
О Фонде | Продукты | Услуги | Актуальные комментарии | Книги | Выступления | Клиенты | Цены | Карта cайта | Контакты
Консалтинговые услуги, оценка политических рисков в ТЭК, интересы политических и экономических элит в нефтегазовой отрасли.
Фонд национальной энергетической безопасности © 2007
  Новости ТЭК   Новости российской электроэнергетики